Конспект урока для 8 класса c презентацией по теме "Безработица, ее причины и последствия"

Цели урока: изучить виды безработицы, причины и последствия (безработные, занятые, входящие в состав рабочей силы).

Учебник, дополнительная литература:

  • "Обществознание" под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой.
  • "Экономика" под редакцией Липсиц И.В. "Уроки экономики в школе".
  • Конституция РФ, сборники ТК РФ.

Ход урока

Организационный момент

На доске эпиграф: "В пользе безработицы больше всего уверены те, кто не знаком с ней по личному опыту" Дж. Гелбрейт (1908-2006 г)

Актуализация знаний по теме "Экономика"

Работа в статической паре: дети повторяют ранее изученный материал, друг друга проверяют, проговаривая и повторяя все необходимые термины и определения по своему словарику: экономика, макроэкономика, микроэкномика, блага, факторы производства, труд, земля, капитал, предпринимательство, информация, рынок, товар, услуга, главные действующие лица в экономике, частная собственность, типы экономических систем, меры социальной поддержки, инфляция, деньги.

Параллельно с этим два человека выполняют задание мелом на учебной доске. Табличка-задание: слева – понятия, справа – полные определения понятий. Задача – соотнести каждое понятие в левом столбце с определением в правом столбце и найти соответствующее, соединить стрелочками.

экономика

Все, что ценится людьми, как средство удовлетворения своих нужд.

блага

Наука о нормальной жизнедеятельности.

факторы производства

Организованная деятельность по обмену товарами в форме купли продажи.

рынок

Ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ.

Изучение нового материала

Проблемная ситуация:

"Бывшие одноклассники на школьном вечере встреч делились жизненными успехами и планами. Алексей – студент дневного отделения университета. Женя – домохозяйка, воспитывающая ребенка. Дмитрий не работает и состоит на учете в центре занятости. Татьяна, искавшая работу в прошлом году, прекратила безуспешные поиски, но по-прежнему хочет устроиться на работу. Кто из четырех считается безработным? Поясни свой выбор.

Чтобы решить ситуацию нужно ответить на вопрос, что такое безработица, занятые, входящие в состав рабочей силы, виды безработицы есть, обсудить причины и последствия.

Учитель дает презентативный материал с полным объяснением темы урока. Работает с презентацией, приводит примеры видов безработицы, объясняет последствия безработицы и просит учеников записать информацию в рабочую тетрадь.

Безработица – серьезное испытание для безработного. Он теряет чувство уверенности в себе, полезности окружающим и самоуважение, может ухудшиться его психическое и физическое состояние. Особо опасна безработица в молодежной среде, чья недостаточная профессиональная подготовка или отсутствие специальности затрудняет решение проблем трудоустройства. Делаются выводы.

Виды безработицыВиды безработицы

Согласно теории М. Фридмана, естественная безработица специфична для каждой экономики в соответствии с макроэкономическим равновесием, при котором ожидаемый уровень инфляции равен действительному ее уровню. Уровень безработицы в свою очередь стремится к уровню естественной безработицы. Естественный уровень безработицы иначе обозначается термином "полная занятость", но нельзя думать, что безработица в этом случае равна нулю. Естественный уровень безработицы - это такое состояние экономики, при котором отсутствует циклическая безработица при наличии структурной и фрикционной.

После объяснения учителя обучающимся дано задание самостоятельно заполнить таблицу и вписать в соответствующие графы примеры:

Экономические последствия

Социальные последствия

 

 

 

 

"Потеря квалификации работником, не имеющего работы в течение длительного времени; снижение уровня доходов семьи; рост нарушений рабочими технологической дисциплины; неполное использование трудовых ресурсов экономики; сокращение спроса на товары и услуги; рост преступности в стране". (разбор задания с учителем)

Ученики работают с текстом Конституции РФ, ТК РФ
Исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к труду закреплено Законом. В статье 27 Конституции РФ указано: "Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен".

Трудовой Кодекс РФ (ст.2) признает право каждого работника на справедливые условия труда, защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве.
Учитель возвращается к проблемному вопросу, заданному в начале урока и разбирает с обучающимися проблемную ситуацию. "Бывшие одноклассники на школьном вечере встреч делились жизненными успехами и планами. Алексей – студент дневного отделения университета.

Женя – домохозяйка, воспитывающая ребенка. Дмитрий не работает и состоит на учете в центре занятости. Татьяна, искавшая работу в прошлом году, прекратила безуспешные поиски, но по-прежнему хочет устроиться на работу. Кто из четырех считается безработным? Поясни свой выбор"

Обобщения и закрепления изученного на уроке.

Фронтальный опрос: Что такое безработица, виды безработицы, что такое фрикционная, структурная, циклическая, сезонные виды безработицы, причины безработицы и последствия.

Закрепление материала на экономических задачках.

К категории безработных будет относиться (выбрать правильный ответ):

а) Металлург, который по состоянию здоровья больше не может работать.
б) Слесарь, которого уволили и в течение длительного времени не может найти работу и прекратил поиски.
в) Текстильщица Новосибирского комбината, переведенная на режим неполной рабочей недели.
г) Тракторист, который уволился с прежнего места работы потому, что его не удовлетворяла выплачиваемая там заработная плата.

Естественный уровень безработицы:

а) Равен нулю
б) Всегда остается постоянной величиной
в) Является переменной величиной в долгосрочном периоде
г) Зависит от величины циклической безработицы.

Работа с карточками:

Определите статус лиц, перечисленных ниже, в составе населения страны с точки зрения их занятости в национальном хозяйстве:

Работник, работавший не по специальности, уволившийся по собственному желанию и ищущий работу по специальности. (Этот работник классифицируется как безработный, ибо он активно ищет работу)

Женя Иванова, не работающая и являющаяся студенткой дневного отделения института. (Студенты дневных отделений вузов не включаются в состав рабочей силы. Женя относится к категории, выбывших из состава рабочей силы)

Слесарь завода "Формика", уволенный по сокращению штатов и, отчаявшись найти работу, прекративший ее поиски. (Выбыл из состава рабочей силы. Он не безработный, т.к. прекратил поиски работы)

Тракторист по состоянию здоровья больше не может работать. (Не включается в состав рабочей силы и не может рассматриваться как безработный)

Катя Иванова – лаборант кафедры института, которая учится в том же Вузе заочно. (Относится к категории занятых)

Рефлексия

Оценивание себя обучающимися и отметки учителя, комментарии.

Учитель возвращается к эпиграфу урока: и социальные и экономические издержки безработицы - это не только проблемы в экономике, но и серьезное испытание для самого безработного, особенно для молодежи. Как снизить экономические и социальные издержки безработицы. Здесь необходима помощь и содействие государства. Это тема следующего урока".

Размер:
13.75 Kb
Скачали:
15