Конспект урока: Бюджет государства и семьи. 8 класс

Конспект сопровождается презентацией.

Цель нашего урока будет познакомиться с понятием «бюджет», его видами и содержанием, научиться составлять бюджет в рамках своей семьи.

Для этого мы с вами:

1. Рассмотрим понятие «бюджет» и источники его формирования.

2. Познакомимся с основными статьями доходов и расходов семьи.

3. Будем развивать умение видеть проблему и намечать пути ее решения.

 

На данном этапе жизни знание принципов формирования бюджета поможет вам в систематизации свои личных доходов и расходов, а в будущем как для составления финансового плана компании, так и для планирования семейного бюджета.

Ход урока

1. Организационная часть.

Отметить в журнале присутствующих и отсутствующих

2. Актуализация знаний

Но прежде чем мы приступим к изучению новой темы, я бы хотела вам напомнить, какую роль играет государство в экономике нашей страны… Но слушайте внимательно, если я вдруг буду допускать ошибки – вы их себе помечайте, а мы потом разберем, итак:

Основная роль государства в экономике заключается в поддержании стабильного экономического роста страны. Поэтому государство должно пресекать любые виды предпринимательской деятельности, во избежание обогащения частных лиц за счет страны. (сохранение рыночной экономики)

Однако предприниматели платят большие налоги в государственную казну. Следовательно, в целях экономии государству необходимо подумать о другой, более значительной части населения: пенсионерах, учителях, врачах, служащих, студентах, детях, безработных. Содержать школы, дороги, медицинские учреждения, полицию государству очень накладно, поэтому оно должно передать эти предприятия в ведение частного бизнеса. (станет недоступным широким слоям населения)

И совсем невыгодная часть расходов – защита окружающей среды. Ежегодно  огромные суммы денег тратятся на вывоз мусора, очистку водоемов и т.д. А доходов от улучшения здоровья населения в казну не поступает. Эту статью расходов государство должно вычеркнуть из планирования бюджета на все будущие года.

Есть ли в тексте ошибки? Если да, то обоснуйте ответ.

3. Изучение новой темы урока.

Бюджет – это финансовый план, который обобщает все доходы и расходы за определенный период времени.

Такой план может находиться в распоряжении государства, фирмы, семьи или отдельного человека. В первом случает речь идет о государственном бюджете, во втором – о финансовом плане фирмы, в третьем о семейном бюджете и в последнем – об индивидуальном.

Составление бюджета обычно делится на три основных этапа:

- постановку финансовых целей;

- оценку доходов;

- планирование расходов.

Итак, постановка финансовых целей: здесь вы должны составить список необходимых покупок, желаемых покупок, не забывая об обязательных платежах за коммунальные услуги, по кредитам, и т.д. В этот же список необходимо включить более крупные покупки, которые вы собираетесь сделать в будущем, ведь вам необходимо будет откладывать какую-то часть сбережений ежемесячно, чтобы накопить нужную сумму, а это уже статья расходов.

Оценка доходов.

Семейные расходы.

Государственный бюджет - смета доходов и расходов государства за определенный период времени, чаще всего на год.

Бюджет составляется с указанием источников поступления государственных доходов и направлений государственных расходов.

Чем отличается семейный бюджет от государственного?

1. Имеет юридическую силу

2. Утверждается федеральным собранием

3. Его выполнение организуется правительством РФ

Существует 3 типа бюджета:

Сбалансированный – когда расходы равны доходам.

Профицит бюджета – превышение суммы доходов над суммой расходов.

Дефицит бюджета – превышение суммы расходов над суммой доходов.

Чтобы покрыть дефицит, государство или сокращает расходы, или берет деньги в долг у иностранных кредиторов, внешний долг, у своего населения, внутренний долг. Одним из источников одалживания является выпуск облигаций – ценных бумаг, гарантирующих возврат долга и выплату определенной суммы денег владельцу облигации.

Социальные программы – финансируемые из государственного бюджета мероприятия по поддержке престарелых, малоимущих, безработных, инвалидов и других групп населения, материальный уровень благосостояния которых находится у черты или за чертой абсолютной бедности, т.е. на уровне или ниже уровня прожиточного минимума.

4. Задание. Составьте индивидуальный бюджет на месяц.

5. Закрепление материала:

Что такое государственный бюджет?

Может ли бюджет страны быть дефицитным?

Что такое семейный бюджет?  Перечислите, что может входить в семейный бюджет?

Перечислите основные составляющие государственного бюджета. (статьи доходов, статьи расходов, дефицит бюджета, профицит бюджета)

6. Домашнее задание §15, написать небольшое эссе на тему «Как бы вы решили проблему дефицита государственного долга»

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!