Урок по программе А.И. Кравченко с презентацией и раздаточным материалом
Цели урока:
- познакомить с основными понятиями: этнос, племя, народность, нация.
- продолжить формирование умений анализировать информацию из различных дополнительных источников к уроку, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы темы урока;
- развивать навыки учебной самоорганизации, групповой работы;
- способствовать воспитанию у учащихся толерантности, умения общаться, вести диалог.
Технологическая карта урока
Стадия (фаза) |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Время мин. |
I Вызов Цель: мотивация на получение новых знаний по изучаемому вопросу.
Цель: Создать проблемную ситуацию для подведения обучающихся к определению темы и цели урока, подготовки класса к восприятию нового материала
|
Звучит эпиграф: Я, ты, он, она… Слайд 1 Как вы понимаете слова эпиграфа?
Вспомните из истории, в какие крупные общности объединялись люди в разные времена?
Я предлагаю вам открыть конверт 1. Из предложенного списка понятий, составьте логическую цепочку. - Возникли затруднения? почему? -Какие слова вам знакомы, значения каких вам не известны?
-Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня? -Какова цель нашего урока? Слайд 2 (узнать, что такое этнос, как соотносятся понятия: племя, народность, нация и этнос) |
Слушают эпиграф к уроку, осмысливают. Отвечают на вопросы учителя;
Варианты ответов: - род, племя, классы, нация, сословие.
Составление логической цепочки СЕМЬЯ-РОД-ПЛЕМЯ-КЛАН-НАРОДНОСТЬ-НАЦИЯ ЭТНОС
Предположения учащихся, определение темы и цели урока.
О понятиях этноса, нации, народности и т.д., их соотношении |
1
2
2
1
|
II. Осмысление содержания
Задача: знакомство с основными признаками этноса; подведение учащихся к пониманию, что племя, народность, нация –типы этноса, отражающие ступени его развития; нация – высший исторический тип этноса; классификация полученной информации по категориям знания;
выработка навыков работы в группе и представления результатов работы;
развитие умений сравнивать, анализировать, обобщать
формирование умений анализировать информацию из различных дополнительных источников к уроку; способствовать воспитанию у учащихся толерантности, умения общаться, вести диалог |
Тема нашего урока « Этнос: нации и народности» Слайд 3 Где можно найти ответ на вопрос «Что такое этнос?» Предлагаю вам открыть учебник на стр. 136 и поработать с определением. Исходя из определения, закончите логическую цепочку. Вывод: племя, народность, нация – типы этноса, отражающие ступени его развития.
Давайте попробуем проследить ступени становления этноса.
Я предлагаю открыть вам конверт 2 и каждой группе составить кластеры из предложенных утверждений, которые будут характеризовать ступени развития этноса. 1 группа – учебник, с. 141 (определение племени) 2 группа – учебник, с. 141 (определение народности) 3 группа – учебник, с.142 (определение нации) 4 группа – Анализ исторических карт, задание «Ключевое слово» - Рассмотреть пути развития этноса на примере России
Комментарий учителя: СЛАЙД 4 на ранней ступени развития этноса важным являются биологические факторы: кровное родство. Чем выше стадия развития, тем ярче проявляются социальный и политический фактор.
Сравните наши кластеры с кластером «Этнос» на стр. 139 учебника -Почему составленные кластеры отличаются друг от друга и от предложенного авторами учебника, ведь в каждом из них идёт речь об ЭТНОСЕ? Представление результатов работы 4 группы СЛАЙД 5 Слово учителя Вся история России – это история освоения новых земель, история присоединения новых народов, история взаимоотношения новых этносов. Россия как государство и существует только благодаря своему национальному разнообразию. Поэт В.Степанов об этом сказал так: Живут в России разные народы с давних пор. Одним тайга по нраву, другим степной простор. У каждого народа язык свой и наряд. Один черкеску носит, другой надел халат. Один рыбак с рожденья, другой оленевод, один кумыс готовит, другой готовит мед. Одним милее осень, другим милей весна. А Родина - Россия, у нас у всех одна. - Что хотел подчеркнуть автор? СЛАЙД 6 Предметом гордости страны являются такие ее представители, как Пушкин (имевщий, как известно, африканские корни), Жуковский (имевший турецкие корни), Карамзин, (возводивший свой род к татарской знати), Багратион (грузин), Аввакум и Никон (мордвины), Левитан и Пастернак (евреи).
Мы определили, что нация - это высший исторический тип этноса. Наций и народностей в мире намного больше, чем государств. Такие государства мы можем характеризовать их как многонациональные. Что значит «многонациональное»? Что такое национальность? (Национальность – принадлежность человека к той или иной нации). Как вы думаете, является ли наше государство многонациональным, аргументируйте свой ответ. Как это отражено в основном законе нашего государства? Для этого я предлагаю вам открыть конверт 3 Будет ли это означать, что в нашей стране нет единой нации? Найдите в предложенных материалах ответ на этот вопрос. Можно ли считать, что проживание человека на определенной территории автоматически определяет его принадлежность к той или иной нации? Горько сознавать, что сегодня можно встретить людей, пренебрежительно отзывающихся о своём народе, своей Родине. Что вы можете сказать о них?
!!! В этом случае мы можем сказать, что у человека отсутствует национальное самосознание, он не чувствует свою принадлежность к своему народу, к его исторической судьбе.
Именно духовное единство является одним из важнейших признаков нации. Оно важнее территориального и языкового. |
Предположения: спросить у учителя, в учебнике, в словаре…
Работа с учебником стр 136. Читают определение этноса
Заканчивают
Работа с определениями учебника по группам, составление кластера: 1 группа – племя; (кровное родство, язык, территория, общие церемонии, формальная организация); 3 группа – нация: (язык, экономика, культура, устойчивая государственность, социальная структура, национальное самосознание, историческое прошлое) 4 группа – выполняют задание «Ключевое слово». Представление результатов работы в группах.
Учебник предлагает общую схему, общее определение, дети составили частные определения, которые показывают динамику развития этноса.
4 группа Становление этноса проходит достаточно длительный путь. История становления русского этноса не исключение. Славянские, финно-угорские, литовские племена, представители тюркских и монгольских племён образовали древнерусскую народность, которая стала основой для формирования русской нации.
Этническое многообразие народов России
Ответы детей
Работают текстом (Преамбула и статьи: 13, 19, 26, 29, 69 Конституции РФ)
нет Преамбула – Российский народ.
Ответы детей Высказывания детей
Если человек пренебрежительно относится к своему народу, значит он «духовно» не с ним. В духовном смысле он уже потерял свою родину, хотя территориально проживает в стране и говорит на родном языке. |
2
5
1
1
2
2
|
III. Рефлексия Задача: Подвести итог урока:
обмен мнениями о новой информации; выработка собственной позиции
|
Подведём итог работы. Удалось ли нам ответить на вопросы, поставленные в начале урока? СЛАЙД 7
Так что же такое этнос? Предлагаю составить синквейн на это понятие.(СЛАЙД 8 – алгоритм составления синквейна)
Какие стадии развития проходит этнос?
Предлагает встать в круг. Представьте себе, что каждая группа – это племя. Давайте наглядно покажем путь развития этноса:от племени к нации. СЛАЙД 9 Вернёмся к эпиграфу. Мы представители разных национальностей, проживающих на территории Российской Федерации. Каким словом мы можем подчеркнуть наше единство? |
Коллективное составление синквейна.
Племя-народность-нация
Сначала образуют по группам 4 круга (племя), затем формируют 2 круга (народность), затем 1 (нация). Обращаются к кластерам и определениям, проговаривают их.
Мы – Россияне! |
3
4
1 |