Конспект урока: Этнос - нации и народности. 8 класс

Урок по программе А.И. Кравченко с презентацией и раздаточным материалом

Цели урока:

- познакомить с основными понятиями: этнос, племя, народность, нация.

- продолжить формирование умений анализировать информацию из различных дополнительных источников к уроку, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы темы урока;

- развивать навыки учебной самоорганизации, групповой работы;

- способствовать воспитанию у учащихся толерантности, умения общаться, вести диалог.

Технологическая карта урока

 

Стадия (фаза)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 Время

мин.

I Вызов

Цель:

мотивация на получение новых знаний по изучаемому вопросу.

 

 

Цель:

Создать проблемную ситуацию для подведения обучающихся к определению темы и цели урока,

подготовки класса к восприятию нового материала

 

Звучит эпиграф: Я, ты, он, она… Слайд 1

Как вы понимаете слова эпиграфа?

 

Вспомните из истории, в какие крупные общности объединялись люди в разные времена?

 

Я предлагаю вам открыть конверт 1.

Из предложенного списка понятий, составьте логическую цепочку.

- Возникли затруднения? почему?

-Какие слова вам знакомы, значения каких вам не известны?

 

-Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня?

-Какова  цель нашего урока? Слайд 2

(узнать, что такое этнос, как соотносятся понятия: племя, народность, нация и этнос)

Слушают эпиграф к уроку, осмысливают.

Отвечают на вопросы учителя;

 

 

Варианты ответов: - род, племя, классы, нация, сословие.

 

Составление логической цепочки СЕМЬЯ-РОД-ПЛЕМЯ-КЛАН-НАРОДНОСТЬ-НАЦИЯ

ЭТНОС

 

 

 Предположения учащихся, определение темы и цели урока.

 

О понятиях этноса, нации, народности и т.д., их соотношении

 

1

 

 

2

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

II. Осмысление  содержания

 

 

Задача:

знакомство с основными признаками этноса;

подведение учащихся к пониманию, что племя, народность, нация –типы этноса, отражающие ступени его развития; нация – высший исторический тип этноса;

классификация полученной информации по категориям знания;

 

выработка навыков работы в группе и представления   результатов работы;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

развитие умений сравнивать, анализировать, обобщать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

формирование умений анализировать информацию из различных дополнительных источников к уроку;

способствовать воспитанию у учащихся толерантности, умения общаться, вести диалог

Тема нашего урока « Этнос: нации и народности»  Слайд 3

Где можно найти ответ на вопрос «Что такое этнос?»

Предлагаю  вам открыть учебник на стр. 136 и поработать с определением.

Исходя из определения, закончите логическую цепочку.

Вывод: племя, народность, нация – типы этноса, отражающие ступени его развития.

 

Давайте попробуем проследить ступени становления этноса.

 

Я предлагаю открыть вам конверт 2 и каждой группе составить кластеры из предложенных утверждений, которые будут характеризовать ступени развития этноса.

1 группа – учебник, с. 141 (определение племени)

2 группа – учебник, с. 141 (определение народности)

3 группа – учебник, с.142 (определение нации)

4 группа – Анализ исторических карт, задание «Ключевое слово» - Рассмотреть пути развития этноса на  примере России

 

 

Комментарий учителя: СЛАЙД 4 на ранней ступени развития этноса важным являются биологические факторы: кровное родство.

Чем выше стадия развития, тем ярче проявляются социальный и политический фактор.

 

Сравните наши кластеры с кластером «Этнос» на стр. 139 учебника

-Почему составленные кластеры отличаются друг от друга и от предложенного авторами учебника, ведь в каждом из них идёт речь об ЭТНОСЕ?

Представление результатов работы 4 группы СЛАЙД 5

Слово учителя

Вся история России – это история освоения новых земель, история присоединения новых народов, история взаимоотношения новых этносов. Россия как государство и существует только благодаря своему национальному разнообразию. Поэт В.Степанов об этом сказал так:

Живут в России разные

народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

другим степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

другой надел халат.

Один рыбак с рожденья,

другой оленевод,

один кумыс готовит,

другой готовит мед.

Одним милее осень,

другим милей весна.

А Родина - Россия,

у нас у всех одна.

- Что хотел подчеркнуть автор? 

СЛАЙД 6 Предметом гордости страны являются такие ее представители, как Пушкин (имевщий, как известно, африканские корни), Жуковский (имевший турецкие корни), Карамзин, (возводивший свой род к татарской знати), Багратион (грузин), Аввакум и Никон (мордвины), Левитан и Пастернак (евреи).

 

Мы определили, что нация - это высший исторический тип этноса.

Наций и народностей в мире намного больше, чем государств. Такие государства  мы можем характеризовать их как многонациональные.

Что значит «многонациональное»?

Что такое национальность? (Национальность – принадлежность человека к той или иной нации).

Как вы думаете, является ли наше государство многонациональным, аргументируйте свой ответ.

Как это отражено в основном законе нашего государства?  Для этого я предлагаю вам открыть конверт 3

Будет ли это означать, что в нашей стране нет единой нации?

Найдите в предложенных материалах ответ на этот вопрос.

Можно ли считать, что проживание человека на определенной территории автоматически определяет его принадлежность к той или иной нации?

Горько сознавать, что сегодня можно встретить людей, пренебрежительно отзывающихся о своём народе, своей Родине.

Что вы можете сказать о них?

 

!!! В этом случае мы можем сказать, что у человека отсутствует национальное самосознание, он не чувствует свою принадлежность к своему народу, к его исторической судьбе.

 

Именно духовное единство является одним из важнейших признаков нации. Оно важнее территориального и языкового.

Предположения: спросить у учителя, в учебнике, в словаре…

 

Работа с учебником стр 136. Читают определение этноса

 

Заканчивают

 

 

 

 

Работа с определениями учебника по группам, составление кластера:

1 группа – племя; (кровное родство, язык, территория, общие церемонии, формальная организация);
2 группа – народность: (язык, территория, межпоколенная преемственность, экономика, культурная общность);

3 группа – нация: (язык, экономика, культура, устойчивая государственность, социальная структура, национальное самосознание, историческое прошлое)

4 группа – выполняют задание «Ключевое слово».

Представление результатов работы в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник предлагает общую схему, общее определение, дети составили частные определения, которые показывают динамику развития этноса.

 

4 группа

Становление  этноса проходит достаточно длительный путь.

История становления русского этноса не исключение.

Славянские, финно-угорские, литовские племена, представители тюркских и монгольских племён образовали древнерусскую народность, которая стала основой для формирования русской нации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этническое многообразие народов России

 

 

 

Ответы детей

 

 

Работают текстом (Преамбула и статьи: 13, 19, 26, 29, 69 Конституции РФ)

 

нет

Преамбула – Российский народ.

 

Ответы детей

Высказывания детей

 

Если человек пренебрежительно относится к своему народу, значит он «духовно» не с ним. В духовном смысле он уже потерял свою родину, хотя территориально проживает в стране и говорит на родном языке.

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

2

 

III. Рефлексия

Задача:

Подвести итог урока:

 

обмен мнениями о новой информации;

выработка собственной позиции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведём итог работы.

Удалось ли нам ответить на вопросы, поставленные в начале урока? СЛАЙД 7

 

Так что же такое этнос? Предлагаю составить синквейн на это понятие.(СЛАЙД 8 – алгоритм составления синквейна)

 

Какие стадии развития проходит этнос?

 

Предлагает встать в круг.

Представьте себе, что каждая группа – это племя. Давайте наглядно покажем путь развития этноса:от племени к нации.

СЛАЙД 9

Вернёмся к эпиграфу.

Мы представители разных национальностей, проживающих на территории Российской Федерации.

Каким словом мы можем подчеркнуть наше единство?

 

 

 

 

Коллективное составление синквейна.

 

  

Племя-народность-нация

 

Сначала образуют  по группам 4 круга (племя), затем формируют 2 круга (народность), затем 1 (нация).

Обращаются к кластерам и определениям, проговаривают их.

 

 

 

 

Мы – Россияне!

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Размер:
4.16 Mb
Скачали:
55