Название урока: "Гармонии задумчивый поэт".
Цель: активизировать воображение эстетических переживаний учащихся на основе восприятия музыки и поэзии, побудить детей к размышлению о том, какое воздействие оказывает музыка на человека.
Задачи:
Форма урока: литературно-музыкальная гостиная.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер.
- Ребята! А вы верите в волшебство? Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку хорошего настроения другому.
На устах улыбка ваша,
Словно солнышко горит,
В классе стало ярко, краше,
О, чудесный колорит!
Мир волшебный открывает
Наша музыка для нас.
Но не каждый еще знает,
Чем порадует сейчас.
- Дети, прочитайте эпиграф нашего урока.
…Каждая нота композитора, каждая его фраза дышит поэзией, каждое произведение передает с предельной ясностью и силой целостный поэтический образ видение поэта. (Генрих Нейгуаз)
- О чем это высказывание?
- Давайте теперь попробуем сказать, о чем мы будем говорить на уроке?
- Сегодня мы поговорим о загадке, разгадать которую пока не смог никто разгадать.
- Тайну звуков пытались описать словами поэты и писатели, но полностью раскрыть эту тайну не удавалось никому.
- Музыка - высшее в мире искусство, так считал Лев Николаевич Толстой - один из самых известных писателей и философов в мире.
- Недаром русский композитор Александр Николаевич Серов говорил: "Музыка досказывает то, что словами нельзя или почти нельзя выразить".
- Не мы слушаем музыку, а музыка слушает нас. (Теодор Адорно - немецкий философ, социолог, композитор, музыковед)
- Скажите, зачем нужна музыка?
- Только ли ради развлечения и удовольствия?
- А вот советский композитор и педагог Дмитрий Кабалевский сказал, что музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она как книга, делает нас лучше, умнее, добрее.
"Цель музыки - трогать сердца". (Иоганн Себастьян Бах - немецкий композитор, органист, капельмейстер, музыкальный педагог)
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить и что слушать? (ответы детей)
- Сегодня мы побываем в литературно-музыкальной гостиной, где мы услышим стихи и музыку одного великого композитора.
- Послушай, и подумайте о каком композиторе пойдет речь на сегодняшнем уроке.
Мечтатель пылкий, благородный,
Властитель фортепьянных сцен,
Поэт мелодии народной -
Все это Фредерик Шопен.
(Владимир Шостак)
Мелодии Шопена
Я иду за музыкой Шопена,
Открываюсь радости сама:
Плещут искры Вислы белопенной,
И мазуркой взвихрена корчма.
В черно-белых клавишах рояля
Есть волынки, скрипки, контрабас,
Разом загудели, заиграли -
И кого же не подхватит пляс!
- Сегодня мы окунемся в музыку этого польского композитора Фредерика Шопена. Ребята, а на каком инструменте играл этот композитор?
"Гармонии задумчивый поэт" - так называли этого композитора за его мечтательную, нежную и взволнованную музыку, за музыку полную любви и вдохновения. Та и будет называться наш сегодняшний урок.
- Его также называли "Гением фортепиано", "Поэтом фортепиано".
- Фредерик Шопен был великолепным пианистом – виртуозом и сочинял музыку только для своего любимого инструмента. Это польский композитор Фридерик Шопен (1810 - 1849).
- Родился в местечке Желязова - Воля близ столицы Польши Варшавы в семье школьного учителя. Рано проявились его музыкальные способности. Детство, которое он провел со своими и тремя сестрами и родителями, было счастливое.
- Уже в 5 лет он играл на фортепиано, а в 7 лет сочинил свое первое музыкальное произведение – Полонез. Его сравнивали с гением маленького Моцарта. Учитель Шопена педагог и композитор Юзеф Эльнер, сказал о том, что у его ученика необыкновенные способности и музыкальный гений.
- Судьба его сложилась так, что в возрасте 20 лет в 1830 году он был вынужден покинуть Польшу и до конца дней оставаться на чужбине - во Франции. Прощание и тоску о Родине очень точно описал поэт Ашот Граши в своем стихотворении "Горсть земли":
Когда Шопен отчизну покидал,
Друзья ему любовно поднесли
В старинном кубке горсть родной земли,
Чтоб милый дар его сопровождал.
В неизъяснимой грусти дни текли.
Средь разных стран, холодных, чуждых зал
Он свято кубок свой оберегал,
В нем видя край, оставленный вдали.
Гармонии задумчивый поэт,
Он пел печали благородный свет,
Высокую любовь в людских сердцах.
Когда он умер, на земле чужой,
Той милой горсткою земли родной
Под хмурым небом был увенчан прах.
- Однако творчество композитора основывается на мелодиях родной земли. Мазурки, полонезы, вальсы, ноктюрны - в этих и других жанрах творил Шопен.
- А в музыке Шопена всегда слышится тоска и грусть, боль и воспоминание о родной земле. (Слушать Вальс № 7)
Самый известный вальс Шопена
Второй вальс (также известен как "Седьмой вальс", являясь седьмым по счету в творчестве Шопена) написан в до-диез миноре и посвящен Шарлотте де Ротшильд, которая была его ученицей по музыке. Это один из самых поэтических и меланхолических вальсов Шопена.
- Состоит из трех главных тем, чередующихся между собой. Первая тема спокойная и неспешная. Вторая тема более скорая и выразительная, здесь присутствуют весьма необычные пассажи. Третья тема более медленная, чем первая и является противопоставлением всему вальсу.
- Какой характер у этого произведения? Темп? Лад?
- Мы только что слышали его вальс. Его вальсы очень нежны и лиричны.
Вальс – бальный танец. Основан на легком вращательном движении, когда танцующие совершают оборот вокруг себя и вместе с тем продвигаются вперед. Темп вальса может быть умеренным и более быстрым, вихревым
- Сейчас мы послушали один из самых известных вальсов Ф. Шопена, а затем и посмотрите самый известный вальс.
- Русский поэт Лев Озеров выразил свои чувства после прослушанного Седьмого вальса Шопена в стихах. Послушайте, совпадает ли видение поэта с тем, что почувствовали вы, слушая музыку?
Вальс (Лев Озеров)
Еще звучит в моих ушах
Седьмого вальса легкий шаг,
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк.
Еще звучит тот вальс во мне
Как облако в голубизне,
Как родничок в траве,
Как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу
С природою в родстве.
- Еще один жанр инструментальной музыки к которой обращался композитор – прелюдия.
Прелюдия – короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению, но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения
- В 1837 году Шопен почувствовал первый приступ болезни легких (с наибольшей вероятностью, это был туберкулез). Много скорби вдобавок к расставанию с невестой ему принесла в конце тридцатых годов любовь к Жорж Санд (Аврора Дюпен). Пребывание на Мальорке (Майорке) вместе с Жорж Санд негативно отразилось на здоровье Шопена, он страдал там от приступов болезни.
- Тем не менее, многие величайшие произведения, в том числе 24 прелюдии, созданы именно на этом испанском острове. Зато он много времени проводил в сельской местности во Франции, где у Жорж Санд было имение в Ноане. (Слушать Прелюдия № 7)
- К лучшим произведениям Шопена, в которые он вложил столько души и музыкальной мысли, можно отнести этюды: в них он внес, помимо техники, составлявшей до Шопена главную и чуть ли не единственную цель, целый поэтический мир. Эти этюды дышат то юношеской порывистой свежестью, как, например, ges-dur, то драматическим выражением (f-moll, c-moll).
- В эти этюды он вложил мелодические и гармонические красоты перворазрядные. Всех этюдов не перечтешь, но венцом этой чудной группы является этюд cis-moll, достигавший, по своему глубокому содержанию, бетховенской высоты. Сколько мечтательности, грации, дивной музыки в его ноктюрнах! В фортепьянных балладах, форму которых можно отнести к изобретению Шопена, но в особенности в полонезах и мазурках Шопен является великим национальным художником, рисующим картины своей родины".
Этюд - инструментальная пьеса, как правило, небольшого объема, основанная на частом применении какого-либо трудного приема исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя
- Содержательность и поэтичность музыкальных образов в этюдах Шопена вывела этот вид музыки на уровень большого искусства. (Слушать Этюд № 12 "Революционный" - фрагмент)
- Шопен умер в 1849 году в Париже. Тело Шопена покоится в Париже на кладбище Пер-Лашез. Сердце, согласно его последней воле, замуровано в одной из стен костела св. Креста в Варшаве. Гений композитора принадлежит всему миру. Прошло много лет, но великого пианиста и композитора помнят. О нем слагают стихи, пишут песни.
- Ребята, так можем мы сказать, что музыка и поэзия тесно связаны?
Вокально-хоровая работа
1. распевка
Поп Гапон, поп Гапон, спишь ли ты, спишь ли ты?
Выйдь на колокольню, выйдь на колокольню,
Динь-дон-дон, динь-дон-дон!
2. разбор и исполнение ранее изученной песни "Волшебный цветок" Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского.
Есть на свете цветок алый-алый,
Яркий, пламенный, будто заря,
Самый солнечный и небывалый,
Он мечтою зовется не зря.
Припев
Может там за седьмым перевалом
Вспыхнет свежий, как ветра глоток,
Самый сказочный и небывалый,
Самый волшебный цветок.
Самый сказочный и небывалый,
Самый волшебный цветок.
Вспоминая о радостном чуде,
Вдаль шагая по звонкой росе,
Тот цветок ищут многие люди,
Но, конечно, находят не все.
Повтор: Ф. Шопен, жанры фортепианной музыки – прелюдия, этюд.
- Ребята! Перечислите жанры, в которых композитор оставил свой яркий след.
- У вас на столе есть название жанров музыки, отберите те, о которых сегодня вы узнали в нашем музыкальном путешествии.
На столах карточки: сонаты, полонезы, прелюдии, мазурки, этюды, ноктюрны, баллады, рондо, скерцо.
- Основную часть творчества композитора составляют фортепианные композиции: три сонаты , полонезы, прелюдии, мазурки, этюды, баллады, рондо, скерцо и ряд небольших произведений.
- Если вам понравился урок возьмите улыбающиеся смайлики, а если - нет , то возьмите грустные смайлики. (Встают и вешают на доску свои смайлики. Звучит песня "Смайлики")
Домашнее задание
- Найти в сети Интернет и выучить одно из стихотворений о Шопене или попробуйте себя в роли поэта - сочините стихотворение о музыке.