Урок составлен по программе: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой.
Цель: познакомить учащихся с творчеством Фредерика Шопена и осознание стилистических особенностей его музыки.
Задачи:
Ресурсный материал: фрагмент Вальса № 7 Ф. Шопена, Ноктюрн № 20 Ф. Шопена отрывок из х/ф "Пианист" Романа Полански (2002 г.), песня Е. Ваенги "Шопен", отрывки из фильма "Гордость и предубеждение" Джо Райта (2005 г.);
На перемене звучит музыка Шопена, на доске портрет композитора.
Учитель: Здравствуйте, ребята, меня зовут Юлия Радиковна, сегодня у нас с вами урок музыки и я предлагаю по приветствовать друг друга на музыкальном языке.
Друзья мои, я очень рада
Приветствовать сегодня
И для меня уже награда-
Внимание ваших умных глаз
Я знаю: каждый из вас гений,
Но без труда талант не впрок
Высказывайте свои мнения
И вместе проведем урок!
Мотивационный момент
- Ребята, скажите, чему учат нас уроки музыки? (Познавать красоту, слушать музыку, разбираться в стилях музыки, любовь к музыке и т.д.)
- Сегодня нас ожидает удивительное погружение в мир музыкальных образов камерной музыки.
- Но для начала я хотела бы Вас спросить, а что такое камерная музыка?
Камерная музыка – это музыка, которая звучит в небольшом помещении. Камерная музыка сочиняется для солирующего инструмента или небольшого коллектива исполнителей
- В классической музыке много великих композиторов, ребята назовите каких вы знаете? (П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, И.С. Бах, Л.В. Бетховен, Н.А. Римский–Корсаков и др.)
- Но сегодня мы будем говорить только об одном, а о ком вы попробуете сказать мне сами.
- Его называли Гением фортепиано, он создавал произведения только для любимого инструмента.
- Внимание на экран. (Просмотр видео: фрагмент Вальса № 7 Ф. Шопена)
Учитель: О каком композиторе идет речь? (Фредерике Шопене)
- Как можно назвать все, что творил этот великий гений, если он король своего фортепианного творчества? (Царство)
- Назовите Синоним слов: мощный, значительный, величественный? (Могучий)
- А теперь сформулируем тему урока исходя из ваших ответов. ("Могучее царство Ф. Шопена")
- А какова цель нашего урока? (познакомиться с творчеством Фредерика Шопена и осознание стилистических особенностей его музыки)
- Каким образом будем достигать этой цели? (ответы учащихся)
- Эпиграфом нашего урока будут слова, написанные на мемориальной доске в Варшаве, где хранится сердце композитора: "Мое сердце там, где моя Родина".
- Мы будем говорить о сердце Шопена. Потому, что через сердце проходят настоящие чувства человека.
- В чем заключается особенность царства Шопена, его музыкального мира?
- Это и является самым главным вопросом нашего урока!
- И для этого мы с вами поработаем на уроке с информацией.
- Перед вами лежит оценочный лист, в котором вы оцениваете.
Учитель: Перед вами лежит лист информация о Ф. Шопене, ваша задача прочитав отметьте знаком "+" если вам знакома эта информация, "-" информация не знакома. (на фоне музыка)
- Ребята, какие факты вам были известны?
- Очень приятно, что о таком композиторе вы знаете очень много!
- Давайте Всмотримся в портрет композитора. Как вы думаете, каким он был человеком в жизни?
Учащиеся: Добрым, у него задумчивый взгляд. Я думаю, что это был умный, тонкой души человек.
Учитель: Что нового вы узнали об этом человеке? (На доске портрет вокруг портрета вешаем карточки)
- Таким образом, он был … (ответы детей)
- Мы знаем, что на творчество людей большое влияние оказывают события, которые происходят вокруг этого человека и Шопен не исключение!
- В XIX веке шла борьба за независимость маленьких стран. И переживания композитора отразилась в его произведениях, которые основывались на Польской народной музыке, народных танцах.
- Шопен любил свою Родину, он очень тосковал по родным местам,судьба распорядилась, что он умер на чужбине.
- А что означает для вас слово Родина?
- А знаете ли вы композиторов, которые писали о нашей Родине, в частности о г. Туймазы?
- Прослушаем фрагмент этой песни.
- Сейчас вы ребята будете работать по группам. Давайте послушаем произведения и составим небольшую словесную характеристику каждого танца.
- У каждой группы должно получиться три столбика полонез, вальс, мазурка.
- Все внимательно слушаем музыку полонез, вальс и мазурку.
- Мы прослушали три типа танцевальной музыки. Как вы думаете что между ними общего, и в чем различаются?
- Итак, слово 1 группе, 2 группе и т.д. (Согласны или нет, что можете добавить?)
- Ребята, встаньте и представьте себе, что вы приглашены на бал, во дворец, в Могучего царства Шопена.
- Потрите ладошки, до ощущения тепла. Мальчики - кавалеры (поклон) и девочки - барышни (присели).
- И вот бал начался, и все закружились в вальсе – руки на пояс – сделайте круговые обороты.
- Мальчики поблагодарили девочек, а девочки поблагодарили мальчиков. Бал окончен.
Учитель: Музыка Шопена всегда разная. От легкого вальса и торжественного полонеза к задумчивому ноктюрну.
- Ее часто используют в аранжировках и современные исполнители.
- Российская певица и композитор Елена Ваенга написала песню, которую назвала "Шопен" и использовала мелодию Ноктюрна № 1 в аранжировке.
- Внимание на экран. (просмотр видеоряда. Песня Е. Ваенги "Шопен", отрывки из фильма "Гордость и предубеждение" Джо Райта (2005 г.)
Работа над песней
- Не смотря на то, что Шопен жил вдали от родины, он все же находил вдохновение на создание таких красивых произведений.
- Где черпают вдохновение музыканты, поэты, художники? (в том, что нас окружает: природа, родные лица, друзья...)
- Ребята, как важно, не смотря ни на что, уметь находить прекрасное, даже когда на душе тоска, тревога...
- Ведь даже в каждой дождинке, в закатах и рассветах живет повсюду красота. (Исполнение песни)
Учитель: Наш урок подходит к концу, подведем итог совместной работы.
- Что нового вы узнали?
- Перед нами стоял главный вопрос урока: В чем заключается особенность царства Шопена, его музыкального мира?
Продолжите фразу:
- Давайте обратимся к оценочным листам.
- Оцените себя, кто доволен своей работой? А кто считает, что недостаточно активно работал на уроке?
- В конце урока я соберу ваши оценочные листы.
- Ребята, я благодарна вам за работу, но отдельно хотела бы отметить…
Домашнее задание (на выбор)