Конспект интегрированного урока по изо и музыке «Короб чудес» для учащихся 5 класса
Цели:
Обучающие: познакомить с изделиями народных мастеров России, расширить знания о дымковской игрушке.
Развивающие: выработать у учащихся навыки восприятия и умения передавать в рисунке целостность и монолитность общей формы детали.
Воспитывающие: развитие фантазии, воспитание любви к народному творчеству;
Процессуальные: научить изображать дымковскую игрушку, игре на ложках.
Оборудование урока: акварель или гуашь, бумага, кисть, деревянные ложки, макеты элементов одежды барыни, картонная форма фигуры барыни с отверстием для лица в человеческий рост.
Ход урока.
Организационный момент.
Звучит музыка «Коробейники». Одетые в национальные русские костюмы, мальчик и девочка вносят короб торжественно ставят на стол, покрытый скатертью.
Учитель музыки: Конечно, вы все догадались, почему наш урок открыла именно эта песня? Правильно, потому что появилась эта коробочка. И, конечно же она полным полна… Давайте подумаем, что в ней?
Старинные крестьянские русские вещи?
Может кружева белоснежные или яркие домотканые половички, что плели себе когда–то красавицы–девицы в приданное?
А может расписные деревянные ложки или глиняные плошки да крынки, которые ловко мастерили когда-то парни? Ладно, открою вам тайну, она полна игрушками и инструментами. Они выполнены руками народных русских мастеров, да ими же и придуманы. И так откроем короб.
Учитель ИЗО: Ребята я вижу - замечательную игрушку, угадайте какую:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть
Может 3, а может 6.
Разрумянилась немножко это русская .... (матрешка).
Рассказывают что в конце XIX века в семью Мамантовых, известных промышленников - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез точеную японскую фигурку буддистского святого Фукурума. которая оказалась "сюрпризом" -она разделялась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая также состояла из двух половинок. Всего таких куколок насчитывалось пять. Предполагается, что именно эта фигурка и натолкнула русских мастеров на создание своего варианта разъёмной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем – матрешка «Матрена»
Давайте посмотрим танец матрешек в исполнении девочек
Учитель музыки.Внимание! Внимание! Новый вопрос, что это такое?
Вот они деревянные нам голос подают (постучать в коробе ложками)
На праздник музыкальный всех друзей зовут (ложки)
Достаются ложки и раздаются учащимся. Учащиеся под музыку стучат на ложках.
Учитель ИЗО: А теперь новая игрушка.
Ходит гордо,
Смотрит важно.
В оперении нарядном
Синий, желтый, красный круг
- Распустил свой хвост. (Индюк).
С переливами поёт
Утром будит весь народ
Золотистый гребешок
Гордо носит ... (Петушок)
Такие поделки мастерят в Кировской области в одном из сел у реки Вятка, ныне знаменитом на весь мир – это село Дымково. Здесь с давних времен жители занимались изготовлением расписных глиняных игрушек. Торговцы скупали их и продавали на ярмарках. Дымковские игрушки привлекают своей оригинальностью и красочностью.
Демонстрация игрушек.
Учитель ИЗО: Еще одна игрушка, отгадайте.
У дядюшки Якова
Полно товару всякого
Куклы хорошие
Нарядны и дешевы.
На шелка легли узоры всей земли
Небеса поля и горы зацвели.
Яркой выдумкой, и цветом, и каймой
Ткань соперничает с летом и зимой
Красавица - миру на диво:
Румяна, стройна, высока
Во всякой одежде красива
Русская, милая… (барыня)
Демонстрация дымковской игрушки «Барыня»
Рассказ об игрушке, демонстрируя репродукции и фото
Барыни-водоноски, няни обычно разряжены. Когда на улицу девушки ходили в лучших одеждах, они стремились себя показать кавалерам. Наряды барынь украшены красными, синими, желтыми, зелеными кругами (большими и маленькими), точками, полосками, волнистыми линиями. Все это придает изделиям исключительную выразительность, делает их поистине сказочными, своеобразными и неповторимыми. Стиль росписи – красочный, яркий, жизнерадостный, но не крикливый. Сусальное золото и роспись игрушек-барынь подчеркивают выразительность лепки, красоту поз и одежды.
Учитель музыки: Давайте исполним песню про дымковскую барыню.
Исполнение песни о барыне
Учитель ИЗО: А сейчас мы с вами сами сделаем большую барыню и не одну, а целых две.
Игра кто быстрее оденет барыню.
Условия игры: создать две команды по шесть человек;
Участникам раздаются элементы одежды барыни
Под мелодию "Светит месяц" игроки поочередно подбегают и прикрепляют элементы к барыне. Шестой просовывает в круглый вырез головы свое лицо.
Какая команда сделает лучше и быстрее, получит награду.
Учитель ИЗО: Ребята сегодня к нам в гости пришла сама, дымковская барыня и хочет вас о чем-то попросить.
Под музыку входит девушка в наряде барыни и говорит:
- Вы сегодня очень много обо мне узнали, и я хочу вас попросить, чтобы вы меня нарисовали, с натуры. А кто лучше нарисует, получит лучшую мою оценку.
Учитель ИЗО: объяснение как рисовать барыню.
Обращение к схеме последовательности изображения барыни.
Схема изображения
- набросок простым карандашом;
- соблюдением основных пропорций и строения игрушки.
- сравнив рисунок с натурой, следует переходить к работе красками, нанося декор сразу кистью.
Практическая работа учащихся. Рисование барыни с натуры.
Экспресс-выставка. Барыня просматривает работы учащихся, лучшие работы хвалит и ставит оценки всем ребятам.
Итог урока.
Учитель музыки: Что нового вы сегодня узнали?
Учитель ИЗО: Что понравилось больше всего на уроке?
А в нашем коробе есть еще и сюрприз для вас, ребята. Угощение ребят русским леденцом на палочке «Петушок»