Интегрированный урок изо и музыки 5 класс: Короб чудес

Конспект интегрированного урока по изо и музыке «Короб чудес» для учащихся 5 класса

Цели:

Обучающие: познакомить с изделиями народных мастеров России, расширить знания о дымковской игрушке.

Развивающие: выработать  у учащихся навыки восприятия и умения передавать в рисунке целостность и монолитность общей формы детали.

Воспитывающие: развитие фантазии, воспитание любви к народному творчеству;

Процессуальные: научить изображать дымковскую игрушку, игре на ложках.

Оборудование урока: акварель или гуашь, бумага, кисть, деревянные ложки, макеты элементов одежды барыни, картонная форма фигуры  барыни с отверстием для лица в человеческий рост.

Ход урока.

Организационный момент.

Звучит музыка «Коробейники». Одетые в национальные русские костюмы, мальчик и девочка вносят короб торжественно ставят на стол, покрытый скатертью.

Учитель музыки: Конечно, вы все догадались, почему наш урок открыла именно эта песня? Правильно, потому что появилась эта коробочка. И, конечно же она полным полна… Давайте подумаем,  что в ней?

Старинные крестьянские  русские вещи?

Может кружева белоснежные или яркие домотканые половички, что плели себе когда–то красавицы–девицы в приданное?

А может расписные деревянные ложки или глиняные плошки да крынки, которые ловко мастерили когда-то парни? Ладно, открою вам тайну, она полна игрушками и инструментами. Они выполнены руками народных русских мастеров, да ими же и придуманы.    И  так откроем короб.

Учитель ИЗО: Ребята я вижу - замечательную игрушку, угадайте какую:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть

Может 3, а может 6.

Разрумянилась немножко это русская .... (матрешка).

Рассказывают что в конце XIX века в семью Мамантовых, известных промышленников - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез точеную японскую фигурку буддистского святого Фукурума. которая оказалась "сюрпризом" -она разделялась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая также состояла из двух половинок. Всего таких куколок насчитывалось пять. Предполагается, что именно эта фигурка и натолкнула русских мастеров на создание своего варианта разъёмной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем – матрешка «Матрена»

Давайте посмотрим танец матрешек в исполнении девочек

Учитель музыки.Внимание! Внимание! Новый вопрос, что это такое?

Вот они деревянные нам голос подают (постучать в коробе ложками)

На праздник музыкальный всех друзей зовут  (ложки)

Достаются ложки и раздаются учащимся. Учащиеся  под музыку стучат на ложках.

Учитель ИЗО: А теперь новая игрушка.

Ходит гордо,

Смотрит важно.

В оперении нарядном

Синий, желтый, красный круг

- Распустил свой хвост. (Индюк).

 

С переливами поёт

Утром будит весь народ

Золотистый гребешок

Гордо носит ...  (Петушок) 

Такие поделки мастерят в Кировской области  в одном из сел у реки Вятка, ныне знаменитом на весь мир – это село Дымково. Здесь с давних времен жители занимались изготовлением расписных глиняных игрушек. Торговцы скупали их и продавали на ярмарках. Дымковские игрушки привлекают своей оригинальностью и красочностью.

Демонстрация игрушек.

Учитель ИЗО: Еще одна игрушка, отгадайте.

У дядюшки Якова

Полно товару всякого

Куклы хорошие

Нарядны и дешевы.

На шелка легли узоры всей земли

Небеса поля и горы зацвели.

Яркой выдумкой, и цветом, и каймой

Ткань соперничает с летом и зимой

Красавица - миру на диво:

Румяна, стройна, высока

Во всякой одежде красива

Русская, милая…   (барыня)

Демонстрация дымковской игрушки «Барыня»

Рассказ об игрушке, демонстрируя репродукции и фото

Барыни-водоноски, няни обычно разряжены. Когда на улицу девушки ходили в лучших одеждах, они стремились себя  показать кавалерам. Наряды барынь украшены красными, синими, желтыми, зелеными кругами (большими и маленькими), точками, полосками, волнистыми линиями. Все это придает изделиям исключительную выразительность, делает их поистине сказочными, своеобразными и неповторимыми. Стиль росписи – красочный, яркий, жизнерадостный, но не крикливый. Сусальное золото и роспись игрушек-барынь подчеркивают выразительность лепки, красоту поз и одежды.

Учитель музыки: Давайте исполним песню про дымковскую барыню.

Исполнение песни о барыне

Учитель ИЗО: А сейчас мы с вами сами сделаем большую барыню и не одну, а целых две.

Игра кто быстрее оденет барыню.

Условия игры: создать две команды по  шесть человек;

Участникам раздаются элементы одежды барыни

Под мелодию "Светит месяц" игроки поочередно подбегают и прикрепляют элементы  к барыне. Шестой просовывает в круглый вырез головы свое лицо.

Какая команда  сделает лучше и быстрее, получит награду.

Учитель ИЗО: Ребята сегодня к нам в гости пришла сама, дымковская барыня  и хочет вас о чем-то попросить.

Под музыку входит девушка в наряде барыни и говорит:

- Вы сегодня очень много обо мне узнали, и я хочу вас попросить, чтобы вы меня нарисовали, с натуры. А кто лучше нарисует, получит лучшую мою оценку.

Учитель ИЗО: объяснение как рисовать барыню.

Обращение к схеме последовательности изображения барыни.

Схема изображения

- набросок простым карандашом;

- соблюдением основных пропорций и строения игрушки.

- сравнив рисунок с натурой, следует переходить к работе  красками, нанося декор сразу кистью.

Практическая работа учащихся. Рисование барыни с натуры.

Экспресс-выставка. Барыня просматривает работы учащихся, лучшие работы хвалит и ставит оценки всем ребятам.

Итог урока.

Учитель музыки: Что нового вы сегодня узнали?

Учитель ИЗО: Что понравилось  больше всего на уроке?

А в нашем коробе есть еще и сюрприз для вас, ребята. Угощение ребят русским леденцом на палочке «Петушок»

Размер:
21.29 Kb
Скачали:
20