Цель урока: углубление и систематизация знаний о треугольнике: определение треугольника и его элементов, виды треугольников по его сторонам и углам.
Оборудование: демонстрация презентаций, 4 набора треугольников для изучения видов, 4 набора треугольников для аппликаций, бланк ответов.
Учитель:
Добрый день и добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.
Постарайтесь все понять, чтоб активно отвечать.
Я желаю вам в пути рука об руку идти.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова итальянского монаха, философа, поэта Джордано Бруно:
"Треугольник это первая фигура, которая не может разложиться в другой вид более простых фигур и поэтому является первым фундаментом любого предмета, который имеет границу и форму"
Историческая справка
Джордано Бруно – итальянец, который жил в XVI столетии. Его судили и сожгли на костре не как ученого-мыслителя, а как монаха, еретика и сознательного противника Церкви.
Теоретическая разминка
- Тема нашего урока связана с треугольником, потому это ключевое слово поможет нам повторить теоретический материал при разгадывании кроссворда.
Вопросы к кроссворду
Учитель: Тема сегодняшнего урока "Треугольник и его элементы. Виды треугольников".
- С младших классов вы имеете представление о треугольнике и его видах. Сегодня мы систематизируем известный вам материал, дополним новыми сведениями.
- Это необычный урок, так как учебный материал буду объяснять не я, а ученики класса, которые объединились в 4 группы.
Учитель: Слово предоставляется нашим "Экспертам". Они нам дадут определение треугольника и его элементов.
Ученик 1: Треугольник – это простая замкнутая ломаная, состоящая из трех звеньев. (Показывает на рисунке)
Ученик 2: Треугольник – это фигура, которая состоит из трех точек, не лежащих на одной прямой, и отрезков, соединяющих эти точки.
Ученик 3: Точки называются вершинами треугольника, а отрезки – его сторонами. Стороны треугольника образуют у его вершин три угла. Другими словами, треугольник — это многоугольник, у которого есть три угла.
Ученик 4:
Треугольник
Самолет летит по небу,
Треугольное крыло,
На моем велосипеде,
Треугольное седло,
Есть такой предмет - угольник,
И все это - … (треугольник)
Ученик 5: Треугольник обозначается так: Δ АВС; АВ, ВС АС – стороны, точки А, В, С – вершины, углы А, В, С – углы треугольника.
Учитель: Спасибо. Задание 1: Нарисуйте треугольник, обозначьте буквами и запишите его элементы. (Ученики выполняют самостоятельно рисунок в бланке ответов)
- А сейчас предоставляется слово "Исследователям".
Ученица:
Это простейший многоугольник,
И зовется – треугольник.
Средь многоугольников их много.
Ученик: А как же нам их распознать?
Ученица: Нужно их классифицировать.
Ученик: Классификация – распределение предметов по общин признакам с образованием некоторой системы – классов. (Таблица классификации треугольников по углам и сторонам, раздаются ученикам)
Классификация треугольников по углам
Классификация треугольников по сторонам
Ученик 1: Треугольник, у которого все углы острые – остроугольный.
Ученик 2: Треугольник, у которого один угол тупой - тупоугольный.
Ученик 3: Треугольник, у которого один угол прямой - прямоугольный.
Ученик 1: Треугольник, у которого все стороны имеют равную длину – равносторонний.
Ученик 2: Треугольник, у которого все стороны имеют разную длину – разносторонний.
Ученик 3: Треугольник, у которого две стороны равны – равнобедренный. Равные стороны это боковые стороны, а третья сторона – основание.
Раз-два! Потянулись,
И прогнулись, разогнулись.
Ваши мышцы все проснутся,
Ваши губы усмехнутся.
Учитель: Спасибо. Задание 2: c помощью линейки и транспортира определите вид треугольников, которые у вас в файлах на столе. Эту работу вы выполняете вместе в группах. (Ученики обговаривают и подписывают треугольники)
- А сейчас предоставляется слово "Знатокам".
Ученик: Нам необходимо было выяснить где встречается слово "треугольник" кроме геометрии?
- Какие треугольники бывают кроме тех, о которых мы уже знаем? (Просмотр презентации, составленной учениками о созвездии, музыкальном инструменте, географическом названии, др.)
Учитель: Задание 3: А сейчас вы выступите в роли художников. На столе у вас находятся файлы с разноцветными треугольниками. Вам нужно сделать аппликацию.
- Может это будет птица или животное, а может человек или дом, машина, корабль.
- И пусть фантазия несет вас на треугольных волнах. (Ученики делают аппликацию. В качестве подсказки им предоставлены картинки)
Учитель: Слово группе "Лириков".
Ученик 1:
Треугольник.
Ты на меня, ты на него,
На всех нас посмотри.
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Три стороны и три угла
И столько же вершин.
И трижды – трудные дела
Мы трижды совершим.
Все в нашем городе – друзья,
Дружнее не сыскать.
Мы – треугольников семья,
Нас каждый должен знать.
Узнает очень просто
Меня любой дошкольник:
Я тупо- , прямо -, остро-
Угольный треугольник.
Ученик 2:
О, треугольник, как ты прекрасен.
Как красив и как богат,
Ибо ты имеешь три стороны.
Три угла, три вершины.
Ты один можешь быть:
И равнобедренным, и равносторонним,
И прямоугольным…
Ибо ты могуч…
…По тебе судят теоремы,
Тебе посвятили три признака равенства.
Ведь, чтобы доказать, что ты равен,
Нужно приложить силы.
Ибо даже медиана, проведенная
К основанию равнобедренного треугольника
Является высотой и биссектрисой.
И не каждый знает, что в треугольнике
Медианы, высоты, биссектрисы
Пересекаются в одной точке.
И что бы мы знали без Великого треугольника!
Ибо даже стол не может стоять на двух ножках.
Учитель: Спасибо за ваше яркое выступление. Теперь мы подводим итоги урока в виде теста. (У каждого из детей на столе лежит тест или текст тестов демонстрируется на экране презентации)
Тест
1. Треугольник это…
а) Ломанная, состоящая из 3-х звеньев.
б) Фигура, состоящая из 3- х любых отрезков.
в) Простая замкнутая ломанная, состоящая из трех звеньев.
2. Сколько тупых углов будет в тупоугольном треугольнике?
а) 3
б) 2
в) 1
3. В равнобедренном треугольнике две равные стороны. Да или нет?
а) Да
б) Нет
4. Как называют равные стороны в равнобедренном треугольнике?
а) Основания
б) Боковые
в) Одинаковые.
5. В равностороннем треугольнике все стороны равны. Равны ли его углы?
а) Да
б) Нет
6. Может ли прямоугольный треугольник бать равнобедренным?
а) Нет
б) Да
Ответы: 1-в, 2-в, 3-а, 4-б, 5-а, 6-б.
Учитель:
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.
- Предлагаю оценить наш урок смайликом.
Домашнее задание
- Выучить основные понятия, вклеить таблицу классификации треугольников в тетрадь.