Цель урока: создать ситуацию на уроке, в которой обучающиеся "откроют" новые знания и поймут их применение при решении задач.
Задачи:
- помочь учащимся "открыть" некоторые свойства прямоугольных треугольников, сформировать умения применять их при решении задач базового уровня.
- закрепить умения измерять углы треугольника и его стороны; делать выводы на основе полученных результатов (свойства прямоугольного треугольника); умение применять свойства прямоугольного треугольника к решению задач.
Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная.
Оборудование: ПК, проектор и экран, раздаточный материал.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1 этап. Организационный момент |
||
- Здравствуйте, ребята! Надеюсь у вас сегодня хорошее настроение, и вы готовы к работе. Если нет, давайте улыбнемся друг другу и поднимем всем хорошее! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, давай поздороваемся с ними. Садитесь. - Мы сегодня будем работать на основе командной деятельности, и я попрошу вас сесть так комфортно, как было бы вам чувствовать себя удобно, чтобы видеть и меня и экран одномоментно. - Сегодня очень важно, чтобы мы с вами установили некоторую обратную связь. Давайте сделаем так: если я сделаю 1 хлопок, данных хлопок вы чуть позже должны будете повторить синхронно. Попробуем? |
Дети приветствуют гостей
Дети пытаются повторить
|
|
2 этап. Актуализация знаний |
||
- Итак, начнем урок. - Каждый из вас получил карточку, поднимите ее вверх, покажите ее друг другу. Спасибо! Теперь задание будет следующее: вы сейчас по моему сигналу должны будете встать, и двигаясь по классу, общаясь между собой, создать некоторые группы, но принцип построение вы выбираете сами. Я об это вам ничего не говорю и не подсказываю. Единственное, что я хочу сказать, вы ограниченны по времени. У вас на это 2 минуты. Готовы? Тихонечко встаньте, задвиньте стульчики, и пройдите в центр. Через 2 минуты, я хочу увидеть группы. - Поднимите карточки, чтобы их было видно. Почему вы объединились в одну группу? Почему вы вместе?
- Что вас всех объединяет?
- Обратите внимание учебник геометрия 7-9 класс. Что на нем изображено?
- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? Можем ли изучить за один урок все свойства этого треугольника? А какие цели сегодняшнего урока? Молодцы! Теперь вы одна команда – ваш стол № 1, вы вторая команда – ваш стол № 2 и т.д.
Об истории возникновения прямоугольных треугольников нам сегодня расскажет Аня.
- Я хотела бы спросить: Изучение свойств прямоугольных треугольников актуальна? Важна? Почему? Конечно. А какие цели нашего сегодняшнего урока? Молодцы. Запишем число и тему урока. - Ребята, понятны ли вам цели нашего урока? |
Дети поднимают и показываю карточки
Встают и, двигаясь по классу и общаясь между собой, создают группы.
Дети объясняют по какому принципу объединились в группы.
- Треугольник
Рассуждают
- Тема: «Некоторые свойства прямоугольных треугольников». - выявить некоторые свойства прямоугольного треугольника, доказать их, научиться применять их на практике при решении задач
- Прямоугольный треугольник занимает почетное место уже в вавилонской геометрии, упоминание часто встречается в папирусе Ахмеса, написанное более 4 тысяч лет назад. Среди прямоугольных треугольников широкое распространение получил, так называемый египетский треугольник. Это треугольник с соотношением сторон 3,4,5 активно треугольников широкое распространение получил, так называемый египетский треугольник. Это треугольник с соотношением сторон 3,4,5 активно применялся для построения прямых углов землемерами и архитекторами. Для построения прямого угла использовался шнур или веревка, разделенная отметками (узлами) на 12 (3+4+5) частей. Треугольник, построенный натяжением такого шнура, с весьма высокой точностью оказывался прямоугольным и сами шнуры являлись направляющимися для кладки прямого угла в сооружениях. (Арюна выполняет творческое задание) Рассуждают - Изучить свойства прямоугольного треугольника, и научиться их применять при решении задач |
|
3этап. Выявление места затруднения и открытие новых знаний через учебное действие |
||
- Посмотрите на рисунок. Какие элементы треугольника вы можете найти? - Можно ли проще? - Можете ли вы найти катет АВ? Проблемная ситуация: как найти катет в прямоугольном треугольнике с углом 300, зная чему равна гипотенуза? - Можете ли вы найти гипотенузу СВ? Проблемная ситуация: как найти гипотенузу в прямоугольном треугольнике с углом 300, зная чему равен катет? - Ребята, почему на рисунке кроме прямого угла изображен угол в 300? Как вы думаете? |
Опираясь на полученные ранее знания, находят угол В.
- Есть какая-то взаимосвязь, при нахождении катета или гипотенузы |
|
4 этап. Планирование выхода из ситуации затруднения и реализация плана |
||
- Каждая группа получает задания для исследования.
- После того, как вы приходят к какому-то выводу, представитель каждой группы выдвигает гипотезу.
- Давайте определимся, кто будет являться представителем от каждой группы. - При исследовании не забудьте про правила работы в группах, которые лежат у вас на столах. - Готовы? На это у вас 3 минуты.
- Слушаем очень внимательно, так как в конце у нас ожидается небольшая проверочная работа на закрепление материала.
- Эти гипотезы и будут являться некоторыми свойствами прямоугольного треугольника - Было ли сложно работать на данном этапе урока? Что сложным, а что легким? |
Группы получают карточки с готовыми чертежами и соответствующими вопросами на выбор для исследования. Выбирают представителя По окончании времени и готовности детей, от каждой команды представитель выдвигает гипотезу Предполагаемые гипотезы: 1. Сумма двух острых углов прямоугольного треугольника равна 900. 2. В прямоугольном треугольнике напротив угла в 300 лежит катет, равный половине гипотенузы. 3. В прямоугольном треугольнике напротив катета, равного половине гипотенузы лежит угол, равный 300. Оформляют в тетрадях. |
|
5 этап. Первичное закрепление с формулированием проблемы самостоятельная работа с последующей проверкой
|
||
- С какой проблемой в начале урока мы столкнулись? - Сформулируйте, какие свойства прямоугольного треугольника мы открыли. - Какие типы задач позволяют решать эти свойства? - Теперь, зная свойства прямоугольного треугольника, можем находить катет и гипотенузу? |
Отвечают на вопросы учителя
Работают в парах, выбирая задачи из предложенных. Устный ответ у доски. |
|
6 этап. Самостоятельная работа Задача этапа: закрепление пробного учебного действия по новой теме. |
||
- Теперь проверим на самостоятельной работе, насколько вам понятна сегодняшняя тема
Домашнее задание |
Выполняют самостоятельную работу. По окончании меняются своими работами и проверяют.
Выбрать задание одного из уровней: 1. Пункт 34: выучить все свойства и доказательство любых двух. № 255. 2. Пункт 34: выучить все свойства и их доказательство. № 258 3. Пункт 34: выучить все свойства и их доказательство. № 260 Творческое задание: придумать и решить задачу на применение свойств прямоугольного треугольника. |
|
7 этап. Рефлексии учебной деятельности на уроке. Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является необходимость вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п. |
||
Итак, подведем итоги. Какая задача ставилась на урок? Достигли цели? Как? Какое открытие? Рефлексия «Выбор» |
Анализирует свою деятельность на уроке, отвечая на вопрос учителя.
|
|