Конспект урока математики 6 класс "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Планируемые результаты:

  • сформулировать как найти общий знаменатель двух и более дробей; как сложить или вычесть дроби с разными знаменателями;
  • составлять краткую запись решения;
  • научиться решать задачи с использованием правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.

Средства обучения: учебник "Математика. 6 класс" авт.: Виленкин Н.Я. и др. М.: Мнемозина 2019 г., мультимедийное оборудование, наглядный и раздаточный материал, образовательная платформа Учи.ру.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие учащихся. Вызов на побуждающий диалог.
Послушайте слова известного писателя Л. Толстого: "Человек подобен дроби: в знаменателе - то, что он о себе думает, в числителе - то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь".

Как вы понимаете эти слова? (Внимательно выслушивает каждый ответ, создает доброжелательную обстановку)

Проверка домашнего задания

Задание: прочитайте представленный текст, в котором пропущены слова и вставьте слова и числа из предложенных.

  1. Чтобы найти общий знаменатель дробей, нужно...
  2. Общий знаменатель дробей 2/5 и 1/10 это ...
  3. Общий знаменатель дробей 3/5 и 2/3 это ...
  4. Общий знаменатель дробей 5/16 и 1/6 это ...

Список терминов для вставки: Найти НОД, найти НОК, разделить числитель и знаменатель на их общий делитель, перемножить знаменатели, разделить числитель и знаменатель на 1, найти сумму знаменателей этих дробей, 15, 25, 10, 2, 16, 48, 22.

- Понятно ли задание? Кому не хватило времени для выполнения? Кто допустил ошибки? Какие трудности возникли?
- У вас, ребята, сейчас будет возможность еще раз быстро повторить пройденный материал и сразу увидеть результат с помощью платформы Учи.ру.(сервис: Мои задания. Тема «Обыкновенные дроби»)

Проектирование нового знания

- Перед вами раздаточный материал. (фигура а) и фигура б), один комплект на двоих для работы в парах).
- Какую часть от целого составляют отдельно фигура а) и фигура б)?

ФигурыФигуры

- Сложите на столе эти части (в парах), то есть 1/4 + 3/8 Что получится ?
- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Попробуйте сформулировать тему и цель урока.
Учитель с помощью вопросов делает все, чтобы побудить обучающихся решать возникшую проблему. Предлагает проверить догадки, изучив тему. Побуждает сформулировать самим учащимся правило сложения дробей с разными знаменателями.

Изучение новых знаний

- Пункт 11 учебника, обратите внимание на правило на странице 57. Чем правило отличается от вами сформулированного правила?
- Какой алгоритм используется при сложении (вычитании) дробей с разными знаменателями?

-Запомнить алгоритм. Разобрать пример решения и оформления задания (есть в учебнике № 324 а), записать в тетрадь алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями и пример для оформления задания 1/4 + 1/5 =

- Как, используя «новые» знания, решить пример № 324 учебника?

1/3 + 1/7 =

3/5 + 3/4 =

Первичная проверка понимания изученного

Предлагает заполнить таблицу каждому обучающему.

Таблица 1Таблица 1

(Проверяется правильность решения самими обучающимися, на экране – заполненная таблица)

Учитель предлагает задание по новой теме и побуждает обучающихся к выбору задания, в зависимости от уровня сложности для достижения целей урока. Для всего класса и для учащихся с высоким уровнем обученности заранее говорит, что примеры решал Незнайка и что в примерах может быть ошибка.
Использует прием «Лови ошибку», для всего класса.

Таблица 2Таблица 2

Физкультминутка

Чтоб здоровым быть и сильным,
Быстрым, ловким и красивым,
Математику любить,
И с физкультурой всем дружить
Надо нам!

Применение новых знаний

- Чтобы быть здоровым, необходимо не только движение, но и соблюдение режима дня.
- Предлагает решить задачу: Сон школьника составляет примерно 1/3 суток. На отдых, кружки и занятие спортом уходит 1/4 суток. На еду и личную гигиену - 1/12 суток. Остальное время тратится на образование. Какая часть суток приходится на образование?

Фронтальная работа

Вопросы:

  1. Чтобы решить задачу, вам пришлось сократить дробь. Расскажите правило сокращения дробей.
  2. Как от единицы отнять 5/7? (Алгоритм)
  3. 3Какие еще правила вы применяли на уроке при выполнении различных заданий?

Контроль и самоконтроль

- Про физкультуру и здоровье мы говорили, предлагаю теперь решить задачу с географическими данными.
- Все мы знаем, что Россия – самая большая в мире страна по площади. Ее площадь, по данным 2021 года, составляет 17125191 км2

- Предлагает поработать самостоятельно. Учащиеся сами выбирают задание: либо географическую задачу, либо заполнить правильно таблицу. (специально заполнена неверно, ответы переставлены)

Площадь США составляет примерно 14/25 от площади России. А площадь Канады - примерно 3/5 от площади России. Сравните общую площадь США и Канады с площадью России. Сделайте выводы.

Другое задание – заполнить таблицу правильно. (предлагается таблица, в которой задание не соответствует ответу)

Прием «Осколки»
- Как вы думаете, где в жизни вам могут пригодиться «новые» знания? (Слушает ответы, выводы)

Рефлексия

Учитель предлагает вспомнить тему урока, цели, которые ставились и результат, а также оценить личные достижения. Вспомнить трудности и пути их преодоления. Предлагает дописать фразы:

  • Я узнал…
  • Я научился…
  • Теперь я умею…
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!