Цели урока:
Задачи:
Оборудование: проектор, ПК, раздаточный материал.
- Здравствуйте ребята! Сегодня нам с вами предстоит повторить правила умножения, положительных и отрицательных чисел.
- На каждом этапе мы должны вспомнить те правила, которые надо применить.
1. Перед вами 6 примеров. Их нужно решить, чтобы перейти на следующий этап. Вспомните свойство единицы и нуля для умножения натуральных чисел.
-1334 · (-1); 824 · (-1); -2284 · 1; 134 · (-1); -3634 · 0; 0 · (-1).
- Отлично! Какое правило мы использовали?
Вывод: при умножении на единицу получается само число, при умножении на -1 - число, противоположное числу, на которое умножаем, минус единица.
2. А теперь вставьте пропущенные знаки плюс или минус вместо * и повторите правило, которое нам пригодится:
- Молодцы, все справились. Идем дальше. Перед вами четыре дорожки из произведения знаков.
3. Определите знак произведения:
- Как определить знак выражения?
- Замечательно! Мы все вместе преодолели 3 этапа нашего пути.
- А теперь поработаем самостоятельно на новом этапе, А два человека будут выполнять задание на обратной стороне доски. Потом сверимся.
- Это задание не из легких? (ответы учащихся)
- Какие правила нам понадобились?
Еще в VII веке индийский математик пользовался отрицательными числами. Положительные числа представлял как "имущества", Отрицательные числа как "долги". Правила сложения положительных и отрицательных чисел он выражал так:
"Сумма двух имуществ - имущество
(+ X)+ (+ X )= (+ X )
Сумма двух долгов есть долг
(-X)+ (-X)= (-X).
Условившись, положительные числа связывать со словом "друг", а отрицательные числа со словом "враг", древние употребляли интересное правило умножения:
"Друг моего друга - мой друг
(+X) х (+X) = (+X)
Друг моего врага - мой враг
(+X) х (-X) = (-X)
Враг моего друга - мой враг
(- X) х (+ X) = (- X)
Враг моего врага - мой друг
(- X) х (- X) = (+ X)
- Звали этого математика Брамагупта - индийский математик и астроном. Оказал существенное влияние на развитие астрономии в Византии и исламских странах, стал использовать алгебраические методы для астрономических вычислений, ввел правила операций с нулем, положительными и отрицательными величинами.
До нашего времени сохранилось его основное сочинение "Брахма-спхута-сиддханта". Большая часть сочинения посвящена астрономии, две главы (12-я и 18-я) математике, написанная в возрасте 30 лет в 628 году.
- В каком году Брахмагупта родился приблизительно? (в 598 году)
- Мы хорошо поработали. А теперь отдохнем.
Мы считали, мы решали
И на редкость все устали
Дружно встали, потянулись,
Наклонились, улыбнулись,
Разминаем кисти рук,
Посмотрим вдаль,
Потом вокруг,
Наклоняемся слегка,
Чтоб размять свои бока,
Упражняться нам не лень,
Будем добрыми весь день.
- Посмотрите на выражения. Что интересного заметили? (Эти произведения можно найти удобным способом)
- Что применили при решении? (Сочетательное свойство умножения)
- Вычислите наиболее удобным способом:
- Зависит ли знак произведения от количества отрицательных чисел? Сделайте вывод.
Вывод: при умножении четного количества отрицательных чисел получается положительное число, если отрицательных чисел нечетное количество, то произведение будет отрицательным числом.
VI. Работа с учебником
№ 1131 стр. 193 (на доске и в тетрадях).
- Что значит х2, у3? (х2 = х · х, у3 = у · у · у.)
Ответы:
- Какой вывод можно сделать?
- Молодцы ребята. А теперь давайте подведем итог нашего путешествия.
- Скажите пожалуйста верите ли Вы, что…
- Молодцы! Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что мы повторили?
Домашнее задание
№ 1143 (и-м), 1144 (д, е), 1145 (в, е), 1148 стр. 195.
- Спасибо всем за урок! До свидания.