Конспект урока математики 5 класс "Все действия с десятичными дробями"

Цель урока: создание условий для отработки навыков сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей в сотрудничестве учителя и учащихся.

Задачи:

  • развить навыки вычислений с десятичными дробями;
  • научить переводить практические задачи на язык математики;
  • использовать исторический и иллюстративный материал при решении математических задач, чтобы вызвать отклик и переживания учащихся.

Используемое оборудование: мультимедийный проектор, экран, ПК, карта Хабаровского края, раздаточный материал.

Ход урока

Оргмомент

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Целеполагание

- Ребята, сегодня на уроке мы будем повторять действия с дробями. А именно: сложение, вычитание, умножение, деление. Для этого необходимо повторить правила. Но урок будет несколько необычный. Мы его посвятим нашему родному краю. Где мы живем? (Хабаровский край, г. Бикин).

- Малая родина - это то место, где мы с вами родились и живем - это наш Хабаровский край. А любовь к родине включает в себя бережное отношение к природе, рациональное использование ее природных ресурсов, сохранение редких животных и растений. На уроке мы повторим правила сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей и узнаем о некоторых животных и растениях нашего края.

Ученик читает стих:
Люблю я просторы великой России
Полярные льды и тропический рай
Но ближе всего мне, родной и красивый
Суровый, таежный Хабаровский край.

Хабаровский край – перевалы и топы
И рокот моторов в таежной глуши
У края лицо современной Европы
У края характер российской души.

Устный счет

1,5 + 2,5 =
7,1 - 6,2 =
2,6 : 10 =

3,5 : 5 =
60,6 : 6 =
17,2 · 2 =

0,25 · 4 =
16,6 + 5,6 =
20 - 18,1 =
2,45 : 100 =

Работа с проверкой у доски

- В каком году был основан Хабаровский край, мы узнаем, решив уравнения: 0,5 ∙ х = 969 (ответ 1938)
- Какие замечательные люди живут в крае! Одержимость первопроходцев, мужество, активность, упорство, настойчивость заложены в хабаровчанах. В крае проживает 1,4 млн.чел. средний возраст жителей 36 лет. - Мы с вами – частица населения края и должны знать особенности природы и населения нашего края.

- Когда были основаны первые русские поселения? 9700 ∙ 0,17 (1649 г)
- Какова площадь Хабаровского края до 90-х годов? 982,52 : 1,2 (824,6 тыс км2)
- Какова площадь сегодня? (212,2 + 182,1)∙0,5 Ответ 788,6 тыс. км2)

- Мы с вами проживаем на территории Хабаровского края. Он был образован 20 октября 1938 года Указом Президиума Верховного Совета СССР. Хабаровский край - один из самых крупных регионов РФ. Его площадь – 788,6 тыс. кв.км. Хабаровский край омывается водами двух морей. Смотрим на карту. Какие это моря?

- Во время Отечественной войны в селе Звеньевая Бикинского района была перестрелка между японцами и сельчанами. При этом погибли несколько человек. Они похоронены на территории села. Сколько их погибло?

(24,73 ∙ 13,5 – 24,75 : 0,5) – 282,355 = … (2)

Самостоятельная работа в парах с последующей проверкой

- А кто эти люди? Что мы знаем о них и их родных? Давайте узнаем их ближе. (Задание учащимся на классный час)
- Удивительна наша земля по своему географическому положению и по уникальным особенностям природы. И по характеру людей, ее населяющих. Величественность Амура – батюшки всегда приводила в восхищение людей, впервые вступивших на эту землю. Амур в общемировом рейтинге рек занимает девятое место по протяженности – 4444 км. 99 видов рыб водятся в Амуре – абсолютный рекорд для пресных водоемов.

Упражнения для глаз

Решение задач

- Птицы – наши друзья и помощники. Одна синичка уничтожает до 600 гусениц в час, мухоловка – около 5 тысяч в день.
- Хотите узнать, на какой высоте нужно прибивать скворечник? Для этого ...

  1. Из первой строки выберите наименьшее число. (1,15)
  2. Из второй строки выберите наибольшее число. (2,45)
  3. Сложите их. (1,15 + 2,45 = 3,6)
  4. Полученный результат умножьте на число из третьей строки, которое не является ни наибольшим, ни наименьшим. (3,6*2,5=9)

- Итак, наш ответ - необходимая высота в метрах.

Решение задачи

- Если сложить числа на отмеченной диагонали, то мы узнаем, сколько сосен можно сохранить, собрав всего 1 тонну макулатуры. (10 сосен)

- В суровую зиму в лесу может погибнуть до 90% птиц. Если в лесу обитало 3400 птиц, то каково количество оставшихся?

- Журавль живет на 10 лет меньше филина, а филин – на 10 лет дольше скворца. На сколько лет продолжительность жизни журавля больше, чем скворца?

- В дальневосточной тайге очень много полезных растений. Одним из них является лимонник китайский. Цветки лимонника некрупные, бледно-розовые или желтовато-белые, обладают приятным ароматом. Лимонник хороший медонос, цветет в июне.
- Плоды – ягоды оранжево-красного цвета, округло-грушевидной формы, собраны в изящные гроздья. Все части растения являются источником биологически активных веществ, естественным природными стимулятором.

- Решив уравнение, вы узнаете, сколько см достигает толщина плетней данного растения. Х – 0,75 = 1,25
Ответ: толщина плетней лимонника китайского достигает до 2 см.

- В лесах Хабаровского края водится много интересных птиц. Одной из них является рыбный филин. У рыбного филина широкие перьевые ушки, лицевой диск развит слабо. Крылья длинные, хвост слегка закруглен. Общая окраска серовато- буроватая с охристым оттенком. Решив данное уравнение, вы узнаете, какова общая длина данной птицы в сантиметрах. Х – (24,2 + 15,6) = 30,2
Ответ: общая длина рыбного филина 70 см.

- Пока вы работаете самостоятельно, двое ребят будут решать задания у доски. Решив пример на первой карточке, мы узнаем, сколько килограмм весит аист черный, а на второй карточке белоплечий орлан.

Работа у доски по карточке

Карточка № 1

Вычислите: (2,7 - (1,1 + 0,2)) + 1,6
Ответ: масса черного аиста 3 кг

Карточка № 2

Вычислите: (3,75 +1,25) + (3 - 0,5)
Ответ: масса белоплечего орлана 7,5 кг.

Домашнее задание

  1. Придумайте задачу в которых необходимо найти размеры одного из редких животных На прошлом уроке двум учащимся было дано задание подготовить сообщение об этих птицах.
  2. Сделайте сообщение о животном, которое вы видите на экране (медведь), включая его математические характеристики, найдите или придумайте задачи.

Подведение итогов урока

- Почему урок не понравился или понравился?
Мнения учащихся. На доске таблица, каждый ученик выходит к доске и ставит + или – куда сочтет нужным. Учителю видно, как прошел урок, с каким настроением ученики с него уходят.

Размер:
27.01 Kb
Скачали:
1