Конспект урока литературы для 6 класса направлен на осмысление духовного выбора героев рассказа Валентина Григорьевича Распутина "Уроки французского".
Учащиеся анализируют поступки персонажей, обсуждают проблемы человечности, сострадания и нравственной ответственности, учатся видеть связь художественного текста с реальной жизнью.
Цель урока: осмысление духовного и нравственного выбора героев рассказа "Уроки французского" через анализ текста и оценку поступков персонажей.
Задачи урока:
Оборудование: фонохрестоматия к учебнику "Литература. 6 класс" (В.Я. Коровина) – отрывок из рассказа В.Г. Распутина "Уроки французского", презентация, портрет писателя, "Дерево знаний", выставка рисунков "Мое представление о рассказе".
Оформление доски:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы порассуждаем на очень важные темы. О доброте и милосердии, о нравственном выборе, о добре и зле.
- Думаю, что разговор у нас получится интересный.
Актуализация знаний
- Мы прочитали с вами замечательный рассказ Валентина Григорьевича Распутина "Уроки французского".
- В этом произведении автор нам показал, как тяжело порой происходит строительство человеческой души, перед каким порой выбором стоит человек.
- Скажите, как вы понимаете высказывание "строительство человеческой души"? (Это работа по формированию характера, нравственных ценностей)
- Ребята, каждый день перед нами стоит выбор: чем заняться в свободное время, какой фильм посмотреть, позвонить или не позвонить другу…
- Но есть ситуации и посложнее, когда сделать выбор не так просто.
- Как вы думаете, в каких случаях перед человеком стоит серьезный выбор? (Когда в жизни человека возникает проблема)
- Дайте, пожалуйста, определение слову "проблема". Почему нам так важно понять это слово? (Закрепляется на доске слово на листе "проблема")
Проблема - это в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения
- А какие виды проблем вы знаете? (Ответы учащихся)
- И как понятие проблемы связано с нашим уроком?
- Отчего, по-вашему, зависит выбор человека того или иного решения проблемы? (От его нравственных качеств)
- Дайте определение еще одному слову. (На доске прикрепляется слово "нравственность")
Значение слова нравственность
Нравственность - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле - в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида
- Как можно назвать проблемы, при решении которых человек опирается на душевные качества? (Нравственные проблемы)
- Как это словосочетание соотносится с произведением, которое мы с вами изучаем? (Автор в рассказе отображает ряд нравственных проблем)
- Кто может мне сейчас сказать, какие нравственные проблемы затрагивает автор в рассказе?
Учащиеся перечисляют:
- Итак, что является целями нашего урока? (Рассмотреть нравственные проблемы в произведении, анализировать поведение героев, давать оценку их поступкам)
1 группа "Бег за машиной"
а) Почему мальчик побежал за машиной?
б) Почему решил не возвращаться с матерью домой?
в) Какие черты характера проявились у героя в этом эпизоде?
2 группа "Драка"
а) Почему произошла драка?
б) Кто был виноват в этом?
в) Как себя вел герой во время драки?
г) Какие черты характера проявились у героя в этом эпизоде?
3 группа "Игра с учителем"
а) Почему учительница решила играть в эту игру? Как он играл?
б) Почему согласился мальчик? Как она играла?
в) Какие черты характера проявились у героя в этом эпизоде?
4 группа "Занятия французским"
а) Почему учительница решила заниматься дополнительно с учеником?
б) Как к этому отнесся герой?
в) Помогли ли занятия с учителем?
г) Какие черты характера проявились у героя в этом эпизоде?
5 группа "Конец игре"
а) Почему закончилась игра в "чику" с учителем?
б) Понял ли директор школы поступок учителя?
в) Почему учительница не объяснила все директору?
г) Какие черты характера проявились у героини в этом эпизоде?
- Зачем мы анализируем эти эпизоды?
- Что мы можем сказать о главном герое? (Главный герой умный, трудолюбивый, честный и совестливый человек)
- Как мы можем характеризовать учителя? (Добрая, умная, смелая и сострадатедьная)
Каждая группа вывешивает на доске свой рисунок. Выстраивает рисунки по сюжетной линии.
- А кроме эпизодов, что еще помогает понять характер героя? (Словесный портрет)
- Что такое словесный портрет? (Описание героя при помощи выразительных средств языка)
- Валентин Григорьевич Распутин - мастер литературных портретов, ему хватает нескольких предложений, чтобы достаточно точно описать человека.
- А сейчас я предлагаю проверить, насколько внимательно прочитана вами данная часть рассказа.
По описанию необходимо узнать героя
- Какие фрагменты словесного портрета соответствуют данным выразительным средствам? (заполните пустые колонки цифрами)
|
Эпитеты |
|
|
Антитеза |
|
- Какие средства выразительности использовал автор? Зачем?
Проверка задания, выполненного на оценочных листах.
- Ребята, давайте сделаем вывод. Вы мне поможите? (Да)
- Какие нравственные проблемы поднимает автор в рассказе? (Учащиеся отвечают на вопросы учителя)
- Являются ли перечисленные вами проблемы современными?
- Чему учит нас этот рассказ?
- Какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни автора и главного героя?
- Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня.