Цель урока:
Ресурсы: проектор, ноутбук, Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2. / Автор-составитель: Г.С. Меркин.
Цель |
Ситуативные задания |
Деятельность обучающихся |
1 этап «Организационный» |
||
Создать позитивный настрой у обучающихся. |
Здравствуйте, ребята! Садитесь поудобнее. Посмотрите друг на друга улыбнитесь, и мы приступим к работе. |
Слушают учителя. |
2 этап «Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся» |
||
Подвести обучающихся к постановке темы и задач урока. |
Ребята как вы думаете, какова тема и цель сегодняшнего урока. Да, мы можем обсудить рассказ и его проанализировать. Чем может быть нам это полезно? Верно, мы можем получить сведения, как ориентироваться в лесу, какими навыками и чертами характера нужно обладать, чтобы благополучно завершить путешествие и вернуться домой. |
Самостоятельно ставят цели и задачи.
Самостоятельно ставят цели и задачи.
Записывают тему в тетрадь. |
3 этап «Актуализация знаний» |
||
Повторение того, что необходимо для изучения нового материала: знание текста. |
1. Вспомним историю создания рассказа. 2. Запишем термин «Автобиографический рассказ». 3. Выполним работу в парах «Сюжет в картинках». 4. Восстановление иллюстраций рассказа в хронологическом порядке. 4. Взаимопроверка и проверка учителем. 5. Самоанализ. |
Работают в парах, вспоминают содержание прочитанного материала, высказывают предположения. |
4 этап «Первичное усвоение новых знаний» |
||
Отработка навыков усвоения содержания рассказа. |
Физкультминутка Вопросы по тексту. - Что беспокоило рыбаков? - Зачем Васютка отправился в тайгу - Что дала мать Васютке перед дорогой, и каковы были её напутственные слова? - Каков старинный порядок? - Почему Васютка спокойно шёл по тайге? - В какой момент Васютка понял, что заблудился? - Как вы думаете, страшно ли было Васютке? - Как ведет себя Васютка, поняв, что заблудился? |
Читают, комментируют, анализируют ответы одноклассников. |
5 этап «Первичная проверка понимания» |
||
Отработка навыков самостоятельной работы с текстом. |
Запись в тетради экспозиции как плана. 1. Рассуждения об озёрах и их названиях. 2. Неудачные дни бригады Шадрина. 3. Поход Васютки в тайгу. 4. Потеря затесей. 5. Страх и отчаяние героя. 6. Действия по спасению. 7. Выход к реке. 8. Появление бота и возвращение домой. 9. Васютка дома. 10. Путь к озеру и его освоение. 10 Пятнышко на карте - "Васюткино озеро". |
Работа в тетрадях.
Защита своего ответа. |
6 этап «Закрепление» |
||
Развитие навыков самостоятельной работы с текстом; усвоение содержания рассказа путем краткого пересказа текста, предварительно прочитанного учащимися.
|
Анализ произведения на основе вопросов из первичного усвоения текста. - Какими навыками выживания обладал Васютка? - Как вы поняли, что за правило у тайги? - Как вести себя, если вы вдруг заблудились? - Чему мы можем научиться у Васютки? - Какими навыками он делиться с читателями? - Мысли и чувства Васютки, которые помогли ему сделать правильные выводы и выбраться к реке. - Почему озеро назвали именем мальчика? |
Рассказать, как пригодились ему навыки, полученные в общении со взрослыми. Смекалка, вера в себя, сноровка помогли мальчику не растеряться и выжить в трудных условиях Мальчик постоянно размышляет, у него пытливый ум, это оказывается решающим в его путешествии Васютка нашел озеро, полное рыбы и открывает его людям. |
7 этап «Рефлексия» |
||
Выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. |
- Чему научило вас произведение В.П. Астафьева? (желание изучать и беречь живую природу своего края) - В чем заключается главная мысль произведения? (уметь находить выход в самой трудной ситуации, надеяться на лучшее, не опускать руки) - Почему автор так назвал свое произведение? - О каких навыках поведения в лесу вы узнали?
|
Герой - наблюдательный и способный к размышлению, потому что он черпает знания из опыта взрослых, из таежных законов, законов жизни. |
8 этап «Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению» |
||
Объяснение домашнего задания. |
Нарисовать схему пути Васютки по сделанной на уроке схеме. |
Записать домашнее задание, задать вопросы. |