Письменность, как и звуковая речь, есть средство общения между людьми и служит для передачи мысли на расстояние и закрепление ее во времени. Письменность является частью общей культуры данного народа и частью мировой культуры.
На примере нескольких букв – знаков посмотрите эволюцию буквенно-звукового письма.
Как видно из представленной таблицы, буква в своем изначальном начертании имела смысл изобразительный. Первый буквенный алфавит появился около XVI века до н.э. семитские племена, жившие на Синайском полуострове, переняли из египетского письма целый ряд знаков – идеограмм, обозначив ими первые звуки названий тех или иных предметов. Так возникло первое буквенное письмо.
Финикийцы, восприняв и усовершенствовав его, в свою очередь послужили посредниками в движении буквенно-звукового письма с Юго - Восточного Средиземноморья к грекам, где оно преобразовалось согласно требованиям древнегреческого языка. Таким образом мы видим, что графическая структура букв - графем (неизменная форма букв, входящих в алфавит), исторически связана с иероглифическими изображениями, что подтверждается также сходными наименованиями некоторых букв греческого алфавита.
Современный алфавит давно утратил смысл образных ассоциаций, стал условной графической схемой. Рисунок знаков претерпевал изменения во времени. Главными вехами в истории шрифта являются: образования законченной графической формы буквенно-звукового алфавита Древней Греции (IV век до нашей эры), эволюция алфавита римского письма (I век до н.э.), возникновение капитального римского письма и каллиграфии (III-IV век нашей эры), письмо раннего средневековья, готическое письмо, шрифты антиква ( старинная, переходная – барокко, новая классическая антиква).
Древнерусское письмо – кириллица. Создателями славянской азбуки были братья – Кирилл и Мефодий, уроженцы г. Солоники в Македонии. Новая азбука передавала все особенности живой речи получила широчайшее распространение не только в церковнославянских книгах, но и в светском, деловом и обычном письме.
Устав – ранняя каллиграфическая форма кириллицы. Буквы имели квадратные пропорции, отличались угловатостью, промежутков между словами не было.
Полуустав – разновидность каллиграфического варианта кирилловского письма текст имеет более светлую картину, буквы круглее и мельче, слова и предложения разделены четкими промежутками. Письмо приобретает заметный наклон.
Скоропись – почти одновременно с полууставом развивается в деловом письме и скоропись. В XVII веке скоропись отличается особой каллиграфичностью и изяществом.
Русская вязь – особое декоративное письмо, употреблявшееся с XV века главным образом для выделения заглавий. Выполненные золотом или киноварью они несли особую художественно-декоративную нагрузку в различных памятниках письменности.
Гражданский петровский шрифт - появляется в начале XVIII века, с ним распространяется грамотность и просвещение . Удобочитаемость его намного повысилась.
Выясняя основные требования к изображению шрифтов, говоря о полиграфическом дизайне, как особом виде искусства, надо сказать об органической связи рисунка букв с содержанием текста, образностью шрифта.
Работая над созданием полиграфического макета, нужно использовать такой шрифт, чтобы само его начертание говорило уже о теме выполняемого макета. Например, работая над заданием создание визитки профессионала, необходимо продумать и исполнить шрифт «говорящий» уже своим начертанием о профессии человека.
Также необходимо сделать смысловой акцент в шрифтовой композиции макета визитки на имени, фамилии укрупнив или утолщив буквы этой строки.
Удобочитаемость немаловажная составляющая любого полиграфического объекта, поэтому ясность, простота графических форм букв, даже с использованием «образного» рисунка букв.
Ритмичность в построении композиции визитки может заключаться как в использовании вставок – рисунков, фотографий, так и в использовании строк шрифта – мелкого или крупного, с измененными графичной образностью словами или строками.
Немаловажную роль имеет целостность композиции, слаженность построения всей визитки. Для чего можно применять не только все перечисленные приемы, но и использовать рамки, виньетки и прочие композиционные приемы, дополняющие рисунок макета, а затем и оформление полиграфического объекта.