В работе на примере знаменитых картин, показана связь между прошлыми подвигами наших отцов и дедов и сегодняшними подвигами солдат, воюющими против фашизма в СВО.
В наше время, когда Россия в опасности мы обязаны сделать все возможное, чтобы дети любили свою Родину и стали истинными ее патриотами.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке, я вам поставлю фрагмент песни, а затем мы вместе с вами определим тему урока. (Песня "Встанем")
- Вы прослушали песню. Кто из вас назовет тему нашего урока? (Ответы учащихся)
- Кому она будет посвящена?
- Да, вы правы, молодцы! Она посвящена солдатам и военноначальникам защищавшим Россию.
- Значит тема нашего урока "Защитники Родины в картинах художников".
- Ребята, как выпонимаете слово патриотизм?
Слово "патриотизм" образовалось от древнегреческого "patria", что дословно переводится как отечество. Любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу
- Давайте рассмотрим картины великих художников, которые изображали героизм и мужество, дух русского народа.
На картине изображены три богатыря - Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович - главные герои русских былин.
- Что олицетворяет богатырей? (Богатыри – это символ защиты нашей Родины)
- Александр Невский – русский князь, выдающийся полководец и защитник древней Руси. Человек, остановивший ливонских рыцарей. За его спиной – беззащитная, родная, любимая земля, нахмуренное небо, готовое, кажется, заплакать.
- Он стоит, опираясь на меч и готов достать его в любую минуту, когда грозит опасность для Родины. "Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет" - знаменитые слова героя.
- Перед нами картина Василия Сурикова "Перехода Суворова через Альпы". На картине изображен момент, когда русская армия преодолевает очередной перевал.
- Склон горы обрывистый, он уходит вертикально вниз. Воины осознают опасность, но настолько доверяют своему командиру, что готовы шагнуть в пропасть по его приказу. Картина рассказывает о силе духа, героизме, мужестве, смелости русских солдат.
- Сейчас мы поговорим о картине, посвященной героям Великой Отечественной Войны - "Оборона Севастополя".
- Автор не стремился добиться реализма, характер полотна во многом символический. Например, он специально исказил масштаб фигур: советские воины изображены гораздо крупнее врагов. Что олицетворяет мужество и силу духа советского воина.
- Ребята, перед вами три картины, отображающие наше время, Афганистан, Чеченская война и СВО.
- Начнем с первой, что вы можете сказать о смысле этой картины?
- Правильно, молодцы! Солдаты прощаются со своими боевыми товарищами. Показаны их переживание, боль.
- Эта картина посвящена тем, кто достойно и честно выполнил интернациональный долг до конца, кто не струсил, не предал не своих товарищей не Родину.
- Недавно мы отмечали 35-летие вывода наших войск из Афганистана. Это картина "Русский герой - Евгений Родионов".
- Может, кто-то слышал об этом герое? Эта картина основана на реальных событиях, о русском герое Евгении Родионове. В 1996 году Евгения и трех его сослуживцев захватили в плен чеченские бандиты.
- Их морили голодом, ежедневно избивали, пытали, подвешивая на дыбе. Чеченцы заставляли Евгения Родионова снять с себя крест, отречься от Православной веры и принять ислам, обещая за это отпустить его на свободу.
- Но Евгений не предал веру, товарищей, Родину, за что чеченские бандиты жестоко казнили Евгения и его товарищей.
- Эта картина показывает борьбу наших солдат на СВО. Показан городской квартал, бойцы уставшие выходят в тыл. Но посмотрите в левый угол, боец на строительной тачке везет пожилую женщину, не способную ходить. Они не бросили ее, спасли и это является главной чертой наших ребят.
- Ребята, вы посмотрели картины известных художников, где изображено героизм и мужество российского народа.
- Сейчас на уроке будем рисовать птицу - символ Мира. Какая птица является символом мира? (Голубь)
- Перед вами подсказка, как можно изобразить голубя, но вы можете и сами изобразить, как считаете нужным.
- Приступаем к работе. Рисуем голубя Мира. (дети рисуют)
- Давайте покажем нашим гостям, что у вас получилось.
- Вы сегодня большие молодцы. На уроке узнали много интересного, задумались о таком очень важном в жизни человека понятие Родина, мужество, героизм.
- Свой урок я хочу закончить песней "Мой бой". (включить песню)