Конспект урока по информатике 5 класс "Обработка информации"

Цели урока:

  • формирование знаний о процессе обработки информации;
  • усвоение понятий исполнитель (кто и что может им являться), исходные данные, входная и выходная информация, результат обработки информации;
  • получение навыков решения логических задач, в том числе табличным способом;
  • пополнение словарного запаса, совершенствование навыков работы на ПК.

Задачи для учащихся:

знать:

  • понятия обработка информации, исполнитель, исходные данные, результат, входная информация, выходная информация;
  • как представлять однотипные данные при помощи таблиц.

уметь:

  • анализировать задачу, решать путем логических рассуждений или по заданному алгоритму;
  • создавать таблицы в текстовом процессоре.

Оборудование: учебник "Информатика" 5 класс (Л. Л. Босова, А. Ю. Босова), презентация, задания для практических работ, ПК.

Структура и ход урока

Организационный момент

Приветствие учащихся; проверка посещаемости, готовности к уроку, создание настроя, благоприятного климата на уроке.

Актуализация знаний

- Каждый день мы получаем большое количество всевозможной информации. А что такое информация? Задумайтесь об этом.
- Если говорить упрощенно, то информация - это сведения, получаемые из внешнего мира.
- Как мы получаем эти сведения? (воспринимаем при помощи органов чувств)

- Какие органы чувств вы знаете? (глаза, уши, язык, кожа, нос)
- Мы получаем информацию как ощущения. (цвета, вкуса, запаха тепла, холода и т.д.)
- Какие еще ощущения вы знаете? (ответы учащихся)

- Еще мы получаем информацию как сообщения, в виде человеческой речи, жестов, картинок, символов, условных знаков.
- Получаемую информацию наш мозг должен осмыслить и сделать на ее основе какие-то полезные для себя выводы.
- Когда мы занимаемся таким осмыслением - мы обрабатываем информацию.

Постановка учебной задачи

- Тема сегодняшнего урока обработка информации.
- Сегодня мы познакомимся лучше с этим понятием и порешаем различные задачи.

Изучение нового материала

- Чтобы лучше понять что такое обработка - представьте себе, что человеку дали бревно. Бревно - это исходный материал, из которого можно сделать много полезных вещей, например табуретку.

- Человек берет топор и начинает обрабатывать этот кусок дерева. Через какое-то время получается то, что было нужно - табуретка.
- Это процесс обработки дерева, в результате которого мы из исходного материала получаем новый предмет, который можно использовать.

- Другой пример - это обработка металла. Есть исходный материал - большой кусок металлического листа. С помощью станка человек может выпилить из него нужные детали. Это процесс обработки металла.

- Под обработкой информации подразумевается то же самое, что и под обработкой различных предметов окружающего мира.
- У нас есть исходный ресурс - набор каких-то данных и мы хотим из них получить нужное решение - другие данные, но более для нас полезные.

- Нашими инструментами при этом будут не топор и напильник, а ручка, карандаш, тетрадь, умная голова и т.д.
- Мы рассуждаем, производим какие-то вычисления или действия и получаем решение.

Запись термина

Обработка информации - это процесс перехода от исходных данных к результату

- Исходные данные – это входная информация, а в результате работы над ней мы получаем новую информацию – выходную. При этом обязательно должен быть кто-то, кто совершает обработку информации, то есть исполнитель.
- Исполнителем может быть как человек, так и какое-то техническое устройство, например компьютер.

Решение задач

Задача 1

4 девочки4 девочки

Четыре девочки вырезали снежинки.

  1. Аня вырезала снежинок больше чем Катя,
  2. Света вырезала снежинок меньше чем Оля,
  3. Катя вырезала снежинок больше чем Оля.

Кто вырезал снежинок больше всего, а кто меньше всего?

Ответ: Аня больше всего, Света меньше всего.

Задача 2

На завтрак в школьной столовой приготовили блины с мясом, блины с вареньем, мини-пиццу, пирожное. Миша, Катя, Ваня, Люда выбрали разные блюда.
Определите, какое блюдо выбрал каждый из ребят, если известно, что Катя и Ваня - сладкоежки. Люда и Катя больше всего любят блины.

Строим в текстовом процессоре таблицу и решаем ее:

ТаблицаТаблица

Задача 3

В кружок компьютерной графики ходят четыре девочки: Аня, Катя, Оля и Маша. На схеме имена девочек соединены линиями, если они дружат друг с другом. Отметьте верные утверждения.

СхемаСхема

  1. Оля дружит со всеми. (–)
  2. Аня дружит со всеми. (+)
  3. Катя дружит с Машей, но не дружит с Олей. (+)
  4. Маша дружит с Олей и Катей. (–)

Закрепление материала

Выполнение самостоятельной работы на оценку.

1 вариант

Задача 1

Возле школы растут шесть деревьев: сосна, береза, липа, тополь, ель и клен.

  1. Береза ниже тополя.
  2. Липа выше клена.
  3. Сосна ниже ели.
  4. Липа ниже березы.
  5. Сосна выше тополя.

Какое из этих деревьев самое высокое и какое самое низкое?

Задача 2

На завтрак в школьной столовой приготовили блины с вареньем, пироги с капустой, бутерброд с сыром и пироги с вареньем. Лена, Аня, Ваня, Света выбрали разные блюда. Определите, какое блюдо выбрал каждый из ребят, если известно, что Лена и Аня - сладкоежки, а Ваня и Аня больше всего любят пироги.

Задача 3

В кружок компьютерной графики ходят Аня, Катя, Маша, Дима, Костя и Миша. На схеме имена ребят соединены линиями, если они дружат друг с другом.

На схеме имена ребят соединены линиямиНа схеме имена ребят соединены линиями

Укажите только верные утверждения:

а) Катя дружит со всеми
б) Миша дружит только с Катей
в) Дима дружит и с Костей, и с Катей

г) Аня дружит с Катей, Димой и Костей
д) Маша дружит с Катей и Костей
е) Костя дружит с Машей, но не с Катей

ж) Дима дружит с Машей, но не с Костей
з) Маша дружит с Катей, но не с Мишей

2 вариант

Задача 1

На школьную выставку ученики привели своих домашних собак: пудель, ротвейлер, такса, бульдог, хаски, овчарка. Их нужно было выставить по росту. Оказалось, что:

  1. Пудель выше таксы.
  2. Бульдог ниже овчарки.
  3. Хаски выше ротвейлера.
  4. Бульдог выше пуделя.
  5. Овчарка ниже ротвейлера.

Какая из этих собак самая высокая и самая низкая?

Задача 2

На завтрак в школьной столовой приготовили блины с вареньем, блины с мясом, оладьи с медом и овсянку. Лена, Аня, Ваня, Коля выбрали разные блюда. Определите, какое блюдо выбрал каждый из ребят, если известно, что Ваня и Аня - сладкоежки, а Лена и Ваня больше всего любят блины.

Задача 3.
В кружок компьютерной графики ходят Аня, Катя, Маша, Дима, Костя и Миша. На схеме имена ребят соединены линиями, если они дружат друг с другом.

На основе схемы укажите только верные утвержденияНа основе схемы укажите только верные утверждения

Укажите только верные утверждения:

а) Маша дружит только с Костей
б) Костя дружит со всеми
в) Дима дружит и с Костей, и с Аней

г) Аня дружит с Димой, Мишей и Костей
д) Миша дружит только с Катей
е) Костя дружит с Машей, но не с Мишей

ж) Аня дружит с Мишей, но не с Катей
з) Катя дружит с Костей, но не с Мишей

Подведение итогов урока

Проверка выполненных заданий, оценивание работы на уроке

Домашнее задание

Читать §12 учебника на стр. 83-84. Письменно выполнить № 1,9 стр. 95.

Размер:
189.26 Kb
Скачали:
9