Цели урока:
Задачи для учащихся:
знать:
уметь:
Оборудование: учебник "Информатика" 5 класс (Л. Л. Босова, А. Ю. Босова), презентация, задания для практических работ, ПК.
Приветствие учащихся; проверка посещаемости, готовности к уроку, создание настроя, благоприятного климата на уроке.
- Каждый день мы получаем большое количество всевозможной информации. А что такое информация? Задумайтесь об этом.
- Если говорить упрощенно, то информация - это сведения, получаемые из внешнего мира.
- Как мы получаем эти сведения? (воспринимаем при помощи органов чувств)
- Какие органы чувств вы знаете? (глаза, уши, язык, кожа, нос)
- Мы получаем информацию как ощущения. (цвета, вкуса, запаха тепла, холода и т.д.)
- Какие еще ощущения вы знаете? (ответы учащихся)
- Еще мы получаем информацию как сообщения, в виде человеческой речи, жестов, картинок, символов, условных знаков.
- Получаемую информацию наш мозг должен осмыслить и сделать на ее основе какие-то полезные для себя выводы.
- Когда мы занимаемся таким осмыслением - мы обрабатываем информацию.
- Тема сегодняшнего урока обработка информации.
- Сегодня мы познакомимся лучше с этим понятием и порешаем различные задачи.
- Чтобы лучше понять что такое обработка - представьте себе, что человеку дали бревно. Бревно - это исходный материал, из которого можно сделать много полезных вещей, например табуретку.
- Человек берет топор и начинает обрабатывать этот кусок дерева. Через какое-то время получается то, что было нужно - табуретка.
- Это процесс обработки дерева, в результате которого мы из исходного материала получаем новый предмет, который можно использовать.
- Другой пример - это обработка металла. Есть исходный материал - большой кусок металлического листа. С помощью станка человек может выпилить из него нужные детали. Это процесс обработки металла.
- Под обработкой информации подразумевается то же самое, что и под обработкой различных предметов окружающего мира.
- У нас есть исходный ресурс - набор каких-то данных и мы хотим из них получить нужное решение - другие данные, но более для нас полезные.
- Нашими инструментами при этом будут не топор и напильник, а ручка, карандаш, тетрадь, умная голова и т.д.
- Мы рассуждаем, производим какие-то вычисления или действия и получаем решение.
Запись термина
Обработка информации - это процесс перехода от исходных данных к результату
- Исходные данные – это входная информация, а в результате работы над ней мы получаем новую информацию – выходную. При этом обязательно должен быть кто-то, кто совершает обработку информации, то есть исполнитель.
- Исполнителем может быть как человек, так и какое-то техническое устройство, например компьютер.
Задача 1
Четыре девочки вырезали снежинки.
Кто вырезал снежинок больше всего, а кто меньше всего?
Ответ: Аня больше всего, Света меньше всего.
Задача 2
На завтрак в школьной столовой приготовили блины с мясом, блины с вареньем, мини-пиццу, пирожное. Миша, Катя, Ваня, Люда выбрали разные блюда.
Определите, какое блюдо выбрал каждый из ребят, если известно, что Катя и Ваня - сладкоежки. Люда и Катя больше всего любят блины.
Строим в текстовом процессоре таблицу и решаем ее:
Задача 3
В кружок компьютерной графики ходят четыре девочки: Аня, Катя, Оля и Маша. На схеме имена девочек соединены линиями, если они дружат друг с другом. Отметьте верные утверждения.
Выполнение самостоятельной работы на оценку.
1 вариант
Задача 1
Возле школы растут шесть деревьев: сосна, береза, липа, тополь, ель и клен.
Какое из этих деревьев самое высокое и какое самое низкое?
Задача 2
На завтрак в школьной столовой приготовили блины с вареньем, пироги с капустой, бутерброд с сыром и пироги с вареньем. Лена, Аня, Ваня, Света выбрали разные блюда. Определите, какое блюдо выбрал каждый из ребят, если известно, что Лена и Аня - сладкоежки, а Ваня и Аня больше всего любят пироги.
Задача 3
В кружок компьютерной графики ходят Аня, Катя, Маша, Дима, Костя и Миша. На схеме имена ребят соединены линиями, если они дружат друг с другом.
Укажите только верные утверждения:
а) Катя дружит со всеми
б) Миша дружит только с Катей
в) Дима дружит и с Костей, и с Катей
г) Аня дружит с Катей, Димой и Костей
д) Маша дружит с Катей и Костей
е) Костя дружит с Машей, но не с Катей
ж) Дима дружит с Машей, но не с Костей
з) Маша дружит с Катей, но не с Мишей
2 вариант
Задача 1
На школьную выставку ученики привели своих домашних собак: пудель, ротвейлер, такса, бульдог, хаски, овчарка. Их нужно было выставить по росту. Оказалось, что:
Какая из этих собак самая высокая и самая низкая?
Задача 2
На завтрак в школьной столовой приготовили блины с вареньем, блины с мясом, оладьи с медом и овсянку. Лена, Аня, Ваня, Коля выбрали разные блюда. Определите, какое блюдо выбрал каждый из ребят, если известно, что Ваня и Аня - сладкоежки, а Лена и Ваня больше всего любят блины.
Задача 3.
В кружок компьютерной графики ходят Аня, Катя, Маша, Дима, Костя и Миша. На схеме имена ребят соединены линиями, если они дружат друг с другом.
Укажите только верные утверждения:
а) Маша дружит только с Костей
б) Костя дружит со всеми
в) Дима дружит и с Костей, и с Аней
г) Аня дружит с Димой, Мишей и Костей
д) Миша дружит только с Катей
е) Костя дружит с Машей, но не с Мишей
ж) Аня дружит с Мишей, но не с Катей
з) Катя дружит с Костей, но не с Мишей
Проверка выполненных заданий, оценивание работы на уроке
Домашнее задание
Читать §12 учебника на стр. 83-84. Письменно выполнить № 1,9 стр. 95.