Цель итегрированного урока:
Задачи:
Оборудование: проектор, компьютер.
Учитель русского языка: Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на нашем уроке, который будет необычным.
- Сегодня, ребята, вы попробуете на одном занятии открыть для себя знания по двум предметам: географии и русскому языку.
- Мы надеемся, что урок будет интересным. Успехов вам, творчества, новых открытий.
Видеофрагмент "У природы нет плохой погоды"
Учитель географии: Как вы думаете какова тема сегодняшнего урока? (предполагаемые ответы о погоде, о изменениях погоды, о временах года и т.д.)
- Да, сегодня мы поговорим о погоде, погодных явлениях.
Учитель русского языка: А как вы думаете какие части речи помогают нам лучше всего описать погоду и погодные явления. (ответы учеников)
- Поэтому тема сегодняшнего урока называется "У природы нет плохой погоды и плохих глаголов тоже нет".
- Давайте с вами вспомним, а что же такое погода?
Погода - это состояние атмосферы в определенном месте и в определенное время
- Какие основные показатели определяют состояние погоды?
Первый показатель - это температура окружающего воздуха, которая колеблется в зависимости от времени года, времени суток и температуры воздушной массы над определенным районом.
Второй важный показатель - это атмосферное давление, которое оказывает влияние на движение воздуха - ветер.
Ветер - это третий показатель погоды. Ветер характеризуется направлением (откуда дует) и скоростью перемещения воздуха.
Проблемный вопрос. В песне, с которой мы начали сегодняшний урок автор утверждает, что у природы нет плохой погоды, ребята, а вы согласны с этим? (ответы детей)
Видео о погодных катаклизмах
- Сейчас мы предлагаем посмотреть вам видео и выполнить задания:
- В природе бывают погодные явления, которые при определенных условиях опасны для здоровья человека.
- Совокупность погодно-климатических явлений, которые создают те или иные проблемы для жизнедеятельности человека, оказывает или могут оказывать поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую среду, и могут привести к значительному материальному ущербу.
- Ребята, а как вы думаете, как можно сократить ущерб от влияния от неблагоприятных погодных явлений? (Ответы: если мы к ним будем готовы. В этом поможет прогноз погоды)
- Чтобы избежать неприятных последствий, в повседневной жизни необходимо руководствоваться показаниями специалистов.
- Погоду изучают специалисты. Кто они? (Синоптики)
- Как они узнают, откуда? (Словарь)
- Современный прогноз погоды основывается в первую очередь на данных спутников, а метеостанции, зонды и радары корректируют и непрерывно дополняют их.
- Вместе все эти источники создают полноценную картину происходящего в атмосфере.
Учитель географии: Современным людям узнать прогноз погоды не является проблемой. В этом помогает интернет, средства массовой коммуникации, периодические издания.
Учитель русского языка: Наши предки не имели таких возможностей, но предугадывать погодные явления помогали народные приметы в том числе и о погоде.
- Народные приметы и поверья передавались от поколения к поколению, от дедов к внукам и правнукам.
Народные приметы о погоде - сохраняющиеся в народе и передаваемые из поколения в поколение сведения о различных признаках, указывающих на предстоящие явления погоды
Задание "Народные приметы о погоде"
Вороны расселись на нижних ветках - жди ветра.
Яркие звезды в небе зимой - жди мороза.
Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.
Собака валяется в снегу - настанет вьюга.
Если облака плывут по небу в разных направлениях, то скоро начнется гроза.
В какую сторону ворона села носом, оттуда и будет ветер.
Пушистый иней к хорошей погоде.
Лебедь в воде моется будет дождь.
Туман стелется по воде – к хорошей погоде.
Чайник шумно закипает – к похолоданию.
Лягушки громко квакают – к ясной погоде, тихо – к дождю.
Воробьи купаются в пыли – к дождю.
- Глаголы какого вида чаще всего использованы? (Читают приметы, находя глаголы и определяют вид)
Физкультминутка "Найди пару"
Между определением (научный текст) или описанием (художественный текст) и явлением погоды. Вместе обучающиеся находят на стене картинку с изображением этого явления и становятся к ней: гроза, изморозь, изморось. Метель (буран).
- Определить в каком тексте больше глаголов.
Учитель русского языка: Какой вывод можно сделать? (учащиеся отвечают)
- Верно, при помощи глаголов мы понимаем о чем идет речь в тексте, без глаголов текст не понятен.
Задание из ВПР по географии
Прочитать текст "Правила поведения в экстремальных погодных условиях" (см. приложение)
Работа в парах - решение ситуационных задач.
Домашнее задание
По географии, сделать описание погоды, по прогнозу погоды на завтра, в любом стиле.
Учитель географии: Возвращаемся к проблемному вопросу: у природы нет плохой погоды?
Учитель русского языка: В любую погоду можно увидеть мир во всех красках и уметь радоваться этому.
- В теплый солнечный день как-то по-особенному становится радостно и весело. А когда идет дождь. Так прекрасно!
- Это единственный способ увидеть радугу! Вдохнуть чистый, промытый дождем воздух.
- А зимой? Ну, какая же она без снега и мороза! Это еще удивительные снегопады и причудливые узоры на окнах. Это возможность поиграть в снежки, покататься на санках, лыжах и коньках.
Учитель географии: Но тем не менее, мы должны быть к тем сюрпризам, которые приносит нам погода, и в помощь нам прогноз погоды.
Сегодня на уроке… (продолжить глагол):