Конспект интегрированного урока географии и русского языка в 6 классе "У природы нет плохой погоды, и плохих глаголов тоже нет…"

Цель итегрированного урока:

  • совершенствование навыков обучающихся в распознавании глаголов совершенного и несовершенного вида;
  • расширение знаний о погодных условиях и влиянии погодных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Задачи:

  • повторение знаний о типах речи и роли глаголов в речи;
  • формировать научное мировоззрение, показать связь изучаемого материала с реальной жизнью;
  • показать актуальность проблемы влияния погоды на жизнедеятельность человека.

Оборудование: проектор, компьютер.

Ход урока

Организационный момент

Учитель русского языка: Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на нашем уроке, который будет необычным.
- Сегодня, ребята, вы попробуете на одном занятии открыть для себя знания по двум предметам: географии и русскому языку.
- Мы надеемся, что урок будет интересным. Успехов вам, творчества, новых открытий.

Изучение нового материала

Видеофрагмент "У природы нет плохой погоды"

Учитель географии: Как вы думаете какова тема сегодняшнего урока? (предполагаемые ответы о погоде, о изменениях погоды, о временах года и т.д.)
- Да, сегодня мы поговорим о погоде, погодных явлениях.

Учитель русского языка: А как вы думаете какие части речи помогают нам лучше всего описать погоду и погодные явления. (ответы учеников)
- Поэтому тема сегодняшнего урока называется "У природы нет плохой погоды и плохих глаголов тоже нет".
- Давайте с вами вспомним, а что же такое погода?

Погода - это состояние атмосферы в определенном месте и в определенное время

- Какие основные показатели определяют состояние погоды?

Первый показатель - это температура окружающего воздуха, которая колеблется в зависимости от времени года, времени суток и температуры воздушной массы над определенным районом.

Второй важный показатель - это атмосферное давление, которое оказывает влияние на движение воздуха - ветер.

Ветер - это третий показатель погоды. Ветер характеризуется направлением (откуда дует) и скоростью перемещения воздуха.

Проблемный вопрос. В песне, с которой мы начали сегодняшний урок автор утверждает, что у природы нет плохой погоды, ребята, а вы согласны с этим? (ответы детей)

Видео о погодных катаклизмах

- Сейчас мы предлагаем посмотреть вам видео и выполнить задания:

  1. О каких неблагоприятных явления погоды идет речь?
  2. Чем опасны эти погодные явления?
  3. Выпишите глаголы, с помощью которых описаны неблагоприятные погодные явления
  4. К какому типу речи относятся прослушанные вами отрывки.

- В природе бывают погодные явления, которые при определенных условиях опасны для здоровья человека.

- Совокупность погодно-климатических явлений, которые создают те или иные проблемы для жизнедеятельности человека, оказывает или могут оказывать поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую среду, и могут привести к значительному материальному ущербу.

- Ребята, а как вы думаете, как можно сократить ущерб от влияния от неблагоприятных погодных явлений? (Ответы: если мы к ним будем готовы. В этом поможет прогноз погоды)
- Чтобы избежать неприятных последствий, в повседневной жизни необходимо руководствоваться показаниями специалистов.
- Погоду изучают специалисты. Кто они? (Синоптики)

- Как они узнают, откуда? (Словарь)
- Современный прогноз погоды основывается в первую очередь на данных спутников, а метеостанции, зонды и радары корректируют и непрерывно дополняют их.
- Вместе все эти источники создают полноценную картину происходящего в атмосфере.

Учитель географии: Современным людям узнать прогноз погоды не является проблемой. В этом помогает интернет, средства массовой коммуникации, периодические издания.
Учитель русского языка: Наши предки не имели таких возможностей, но предугадывать погодные явления помогали народные приметы в том числе и о погоде.
- Народные приметы и поверья передавались от поколения к поколению, от дедов к внукам и правнукам.

Народные приметы о погоде - сохраняющиеся в народе и передаваемые из поколения в поколение сведения о различных признаках, указывающих на предстоящие явления погоды

Задание "Народные приметы о погоде"

Вороны расселись на нижних ветках - жди ветра.
Яркие звезды в небе зимой - жди мороза.
Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.

Собака валяется в снегу - настанет вьюга.
Если облака плывут по небу в разных направлениях, то скоро начнется гроза.
В какую сторону ворона села носом, оттуда и будет ветер.

Пушистый иней к хорошей погоде.
Лебедь в воде моется будет дождь.
Туман стелется по воде – к хорошей погоде.

Чайник шумно закипает – к похолоданию.
Лягушки громко квакают – к ясной погоде, тихо – к дождю.
Воробьи купаются в пыли – к дождю.

- Глаголы какого вида чаще всего использованы? (Читают приметы, находя глаголы и определяют вид)

Физкультминутка "Найди пару"

Между определением (научный текст) или описанием (художественный текст) и явлением погоды. Вместе обучающиеся находят на стене картинку с изображением этого явления и становятся к ней: гроза, изморозь, изморось. Метель (буран).

- Определить в каком тексте больше глаголов.
Учитель русского языка: Какой вывод можно сделать? (учащиеся отвечают)
- Верно, при помощи глаголов мы понимаем о чем идет речь в тексте, без глаголов текст не понятен.

Задание из ВПР по географии

Задание из ВПР по географииЗадание из ВПР по географии

Задание по теме "Природные явления"Задание по теме "Природные явления"

Закрепление

Прочитать текст "Правила поведения в экстремальных погодных условиях" (см. приложение)

Работа в парах - решение ситуационных задач.

Домашнее задание

По географии, сделать описание погоды, по прогнозу погоды на завтра, в любом стиле.

Итог урока

Учитель географии: Возвращаемся к проблемному вопросу: у природы нет плохой погоды?
Учитель русского языка: В любую погоду можно увидеть мир во всех красках и уметь радоваться этому.
- В теплый солнечный день как-то по-особенному становится радостно и весело. А когда идет дождь. Так прекрасно!

- Это единственный способ увидеть радугу! Вдохнуть чистый, промытый дождем воздух.
- А зимой? Ну, какая же она без снега и мороза! Это еще удивительные снегопады и причудливые узоры на окнах. Это возможность поиграть в снежки, покататься на санках, лыжах и коньках.

Учитель географии: Но тем не менее, мы должны быть к тем сюрпризам, которые приносит нам погода, и в помощь нам прогноз погоды.

Рефлексия "Закончите фразу"

Сегодня на уроке… (продолжить глагол):

  • Составили…
  • Выявили…
  • Познакомились…
  • Узнали…
Размер:
146.65 Kb
Скачали:
17