Цель: усвоение умения самостоятельно применять знания, умения, навыки, перенос в новые условия
Цель, адаптированная на ученика:
- Объяснять элементы и явления погоды,
- Устанавливать связи между элементами и явлениями погоды
- Уметь работать с источниками географической информации
Тип и формы урока: урок ознакомления с новым материалом.
Ведущий вид деятельности: повторение, обобщение, практическая работа.
Методы и приемы: частично-поисковый.
Решаемые учебные проблемы: почему прогнозы погоды не всегда совпадают с реальной погодой.
Основные понятия, изучаемые на уроке: погода, метеорология, воздушная масса, синоптическая карта
Оборудование: учебник для 6 класса: автор Домогацких
Организационный момент: подготовить учащихся к работе на уроке, настроить на работу.
- Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами продолжаем изучение атмосферы, и я вам желаю удачи.
Актуализация знаний учащихся по теме, проверка изученного ранее
- Ребята скажите, а что такое атмосфера (… это газовая или воздушная оболочка земли);
- А какие параметры характеризуют состояние атмосферы (температура воздуха, атмосферное давление, ветер, осадки);
- А какие приборы служат для определения параметров атмосферы?
Вот сейчас вы мне и расскажите (у меня лежат приборы на столе я показываю, а они говорят)
Термометр, что это за прибор, какие единицы измерения у данного прибора, для чего нужен (градусы Цельсия, для определения температуры воздуха).
Барометр, что это за прибор, какие единицы измерения у данного прибора, для чего нужен (мл. рт. столба, измеряет атмосферное давление).
Флюгер, что это за прибор, какие единицы измерения у данного прибора, для чего нужен (стороны горизонта, показывает направление ветра).
Осадкомер, что это за прибор, какие единицы измерения у данного прибора, для чего нужен (мм, измерение жидких и твердых осадков).
Анемометр – (м/с, для измерения скорости ветра).
Создание проблемной ситуации
- Каждое утро, проснувшись, вы бежите к окну и смотрите какая она, или спрашиваете у родителей о ней. И принимаете решение взять ли с собой зонт? Или лучше остаться дома? Вы догадались, о чём наш урок? Значит, тема урока: «Погода». (открывают тетради и записывают тему урока и число).
Целеполагание
- Сформулируйте цель нашего урока? (узнать, что такое погода, раскрыть причины изменения погоды,)
Хорошо!
- Перечислите действия, которые нам нужно на уроке совершить, чтобы достигнуть поставленной цели.
Перечисляют задачи:
Что называют погодой?
Как и где составляют прогноз погоды?
Почему погода изменчива?
Что является причиной изменения погоды?
«Открытие» нового знания
Ребята посмотрите за окно и попробуйте охарактеризовать сегодняшнюю погоду. (выдвигают версии)
Как вы думаете, данные сегодняшней погоды были такими же и в прошлом году, то есть 17.02.2015 года? Или будут такими же 17.02.2017 года?
Как вы думаете, что же такое погода? Попробуйте дать свое определение (дают определение), хорошо ребята, а теперь давайте сравним ваше определение с определением в учебнике, кто нашел это определение (и записывают в тетради).
Ребята обратите внимание, что в определении погоды есть слова « в данное время» и « в данном месте». Погода на планете везде разная.
Подумайте может ли быть одинаковая погода у нас в Жирновске и в Волгограде (ответы детей) конечно нет.
Нам с вами необходимо составить прогноз погоды на завтра? Сможете ли вы учащиеся 6 класса это сделать? Они выдвигают свои гипотезы).
А давайте посмотрим мультфильм может он нам поможет разобраться в этом вопросе. (смотрим мультфильм)
А что нам может помочь в составлении прогноза погоды? А как вы думаете есть ли люди, которые занимаются изучением и составлением прогноза погоды? (выдвигают свое мнение), хорошо а давайте посмотрим в учебники и что же нам дают авторы учебника Метеорологи (записывают в тетради).
А знаете ли вы, что наблюдения ведутся на метеостанциях. А как они работают и где находятся мы послушаем: Юру (приготовить доклад)
Метеорологи дают более точные данные о прогнозе погоды, но есть еще и народные приметы о погоде, которыми пользовались наши предки, и вы сейчас опираясь на свой жизненный опыт, скажите а вы знаете ли вы народные приметы о погоде? (ответы детей)
В одной известной песне есть такие слова:" давайте ее послушаем (музыкальная заставка) идут картинки о погоде.
Погода очень капризна - меняется в течение суток. Иногда, вместо ожидаемого потепления днем наступает похолодание. Или же вместо прохлады к вечеру становится неожиданно тепло. Кто же является виновником всех этих перемен? Почему погода меняется?
Я думаю, ответ мы найдем, отгадав загадку:
Фырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает,
Слышишь его,
Да не видишь его. (ветер)
А что же такое ветер? (Движение воздуха в горизонтальном направлении).
Воздух перемещается над различными участками земной поверхности и от того над какими участками он находится, он приобретает свои свойства. Например, подумайте будет ли отличаться воздух, который находится над океаном, и который находится над сушей. (ответы детей).
Таким образом, вся тропосфера оказывается разделенной на огромные подвижные части-воздушные массы. Они занимают обширные территории и характеризуются следующими свойствами: температура, влажность, атмосферное давление, прозрачность.
И так дети что такое воздушные массы (что мы записываем в тетради).
Ребята мне недавно на электронную почту пришел видео вопрос, я очень хочу обсудить этот вопрос свами, потому что ваше мнение для меня очень важно?
(Видео вопрос) – обсуждение для чего нужно знать прогноз погоды?
Рефлексия
Ну что ж пришло время подводить итоги. Давайте вспомним цель нашего урока нашего урока:
- а что такое погода? (дают определение).
- кто занимается составлением прогноза погоды? (метеорологи)
- что является причиной изменения погоды? (ветер)
- что такое воздушные массы?
А сейчас работа в парах и вы составляете синквейн (правила на доске).
Ребята, вы сегодня плодотворно поработали и у вас есть возможность самостоятельно оценить свою работу, для этого возьмите жетончики и оценивайте свою работу.
Большое спасибо за урок вы все плодотворно поработали, домашнее задание.