Планируемые результаты:
Содержание: влажность воздуха, определение абсолютной и относительной влажности воздуха, насыщенный и не насыщенный воздух, значение влажности.
Оборудование: проектор, мультимедийная доска, компьютер, презентация, калькулятор.
- Слушаете ли вы информацию о погоде перед выходом из дома?
- Я вам напомню.
- Какую информацию несет данный слайд? (Учащиеся говорят об элементах погоды представленных на слайде: температуре, осадках, влажности, направлении и силе ветра)
- Что происходит с температурой и другими элементами в течение дня? и в чем причина?
(Температура изменяется, в течении суток, ночью опускается, а днем поднимается, т.к. Солнце поднимается выше над горизонтом, увеличивается угол падения, прогревается земная поверхность и повышается температура.Изменяется давление и влажность)
- Давайте вспомним зависимость влажности от температуры. (Чем выше температура воздуха, тем больше водяного пара в нем может содержаться)
- Правильно ли я поняла, при + 4 градусах в воздухе должно быть больше всего влаги, а там 86? (самое большое при +1 градусе – 97)
Вспоминают, что влажность есть абсолютная и относительная, она определяется в %.
- Выполните задание на карточке, работая в парах. (Обучающиеся предъявляют результат выполнения задания)
- Почему у вас не получилось выполнить это задание?
- Обсудите в парах, в чем затруднение? Не хватает данных, знаний, и каких умений? (Не умеем определять относительную влажность)
- Обсудите в парах какова цель нашего урока? Предложите формулировку. (Научиться определять относительную влажность и определять количество влаги при данной температуре)
В результате обсуждения определяется цель и задачи, которые записываются на доске.
Цель: научиться решать задачи.
Задачи:
- Сформулируйте тему урока. (Решение задач на определение показателей влажности воздуха)
Открытие нового знания
- Какую первую задачу выполняем?
Задача: В Санкт Петербурге t +20 в воздухе содержится 10 г, водяного пара, а может содержаться 17 г. Определите относительную влажность? (Составить алгоритм решения задач на определение относительной влажности)
- Попробуйте составить алгоритм решения задач на определение относительной влажности. (Результаты обсуждаются, предъявляются, согласованный алгоритм фиксируется учителем на доске)
- Правильно?
1. Вспомнить что такое относительная влажность.
Относительная влажность воздуха – отношение фактического содержания водяного пара в воздухе к максимально возможному при данной температуре. Измеряется в %
2. Записываем отношение реального содержания водяного пара в воздухе: 10:17 = 0,58.
3. Выражаем полученное отношение в процентах: 0,58 x 100% = 58%.
4. Ответ: относительная влажность 58%.
Вторая задача: составить алгоритм решения задач определять количество водяного пара в воздухе, при данной температуре.
В Великом Новгороде t +20 в 1 м3 воздуха может содержаться 17 г, а относительная влажность составляет 60%, определите количество водяного пара в воздухе при данной температуре?
1. Записываем отношение реального содержания водяного пара в воздухе:
17 гр – 100%
X - 60%
2. Выражаем полученное отношение в процентах
Х = 60%
Х = (60: 100) х 17 = 10,2 г
Или чтобы найти, сколько граммов влаги содержится при 60%, нужно узнать, сколько граммов в 1%.
При t -20 в воздухе может содержаться
1 г влаги это 100%
17 : 100% = 0,17 г (в 1%)
А у нас 60 % Х 0,17 = 10,2 г
3. Ответ: воздухе содержится 10,2 г влаги.
Первичное закрепление с комментированием
Карточка с заданием "Решение по образцу"
Задача 1 |
Задача 2 |
В Великом Новгороде t -20 в 1 м3 воздуха может содержаться 1 г, а относительная влажность составляет 60%, определите количество водяного пара в воздухе при данной температуре? |
В Антарктиде t -30 в 1 м3 воздуха может содержаться 0,30 г, а содержится 0,12 г. Определите относительную влажность. |
Ответы
Задача 1
Задача 2
Оцените свою деятельность по алгоритму в листе самоконтроля.
Карточка с заданиями для взаимопроверки
1. В пустыне Сахара t +50 в 1 м3 воздухе содержалось 7 г, а может содержаться 85 г Определите относительную влажность.
2. В Перми t -10 в 1 м3 воздуха может содержаться 2,5 г водяного пара, а относительная влажность составляет 40%, определите сколько граммов влаги содержится в воздухе при данной температуре?
Ответы
Задача 1
Задача 2
Карточка с заданиями для работы в парах
1. В зоологическом музее Санкт Петербурга, для лучшего хранения экспонатов, влажность воздуха не должна превышать 60%, t в помещении +20, 1 м3 воздуха может содержаться ... г, а гигрометр показал относительную влажность 80%. Определите количество влаги в воздухе в г? На сколько оно превышает норму? Сделайте рекомендации работникам музея. |
2. Ночью в Сочи белье на балконе практически не высохло, хотя температура была t +20 при такой температуре в 1 м3 воздуха содержалось 16,5 г водяного пара, а может ... г. Определите относительную влажность. Сделайте рекомендации отдыхающим. |
Ответы
Задача 1
Задача 2
Оцените свою деятельность по алгоритму в листе самоконтроля.
На Таймыре количество осадков маленькое, а на небольшой глубине есть слой водоупорного горизонта из вечной мерзлоты, температуры летом могут опуститься и до 0, испаряется вода плохо и при низких летних температурах в тундре создается повышенная относительная влажность воздуха.
В тундре на Таймыре в течении короткого лета при температуре +10 в 1 м3 воздуха может содержаться гр влаги, а относительная влажность составляет 95 %, определите сколько граммов водяного пара содержится в воздухе при данной температуре?
Именно этот процесс способствует образованию ...
- Какая была цель урока? (Научиться определять определять относительную влажность; количество водяного пара в воздухе, при данной температуре)
- Удалось ли ее достичь? (Да)
- Почему вы так считаете? (Cправились с заданиями; выполнили с небольшим количеством ошибок)
Оценка выполнения действий по решению учебной задачи. |
умею/не умею (+/-) |
1. Умею определять относительную влажность |
|
2. Умею определять количество граммов влаги в воздухе |
|
3. Умею сравнивать влажность |
|
4. Умею делать выводы о влажности воздуха |
|
5. Знаю значение влажности воздуха |
|
6. Сформулируйте для себя учебную задачу |
|
Домашнее задание