Урок географии в 6 классе по теме "Решение задач на определение показателей влажности воздуха"

Планируемые результаты:

  • определять относительную влажность:
  • определять количество водяного пара в воздухе, при данной температуре;
  • оценивать свои действия после выполнения заданий.

Содержание: влажность воздуха, определение абсолютной и относительной влажности воздуха, насыщенный и не насыщенный воздух, значение влажности.

Оборудование: проектор, мультимедийная доска, компьютер, презентация, калькулятор.

Ход урока

Постановка учебной задачи

- Слушаете ли вы информацию о погоде перед выходом из дома?
- Я вам напомню.

Прогноз погодыПрогноз погоды

- Какую информацию несет данный слайд? (Учащиеся говорят об элементах погоды представленных на слайде: температуре, осадках, влажности, направлении и силе ветра)
- Что происходит с температурой и другими элементами в течение дня? и в чем причина?

(Температура изменяется, в течении суток, ночью опускается, а днем поднимается, т.к. Солнце поднимается выше над горизонтом, увеличивается угол падения, прогревается земная поверхность и повышается температура.Изменяется давление и влажность)

- Давайте вспомним зависимость влажности от температуры. (Чем выше температура воздуха, тем больше водяного пара в нем может содержаться)
- Правильно ли я поняла, при + 4 градусах в воздухе должно быть больше всего влаги, а там 86? (самое большое при +1 градусе – 97)
Вспоминают, что влажность есть абсолютная и относительная, она определяется в %.

Абсолютная и относительная влажностьАбсолютная и относительная влажность

Решение задачи на определение влажности воздуха

- Выполните задание на карточке, работая в парах. (Обучающиеся предъявляют результат выполнения задания)
- Почему у вас не получилось выполнить это задание?
- Обсудите в парах, в чем затруднение? Не хватает данных, знаний, и каких умений? (Не умеем определять относительную влажность)

- Обсудите в парах какова цель нашего урока? Предложите формулировку. (Научиться определять относительную влажность и определять количество влаги при данной температуре)

В результате обсуждения определяется цель и задачи, которые записываются на доске.

Цель: научиться решать задачи.

Задачи:

  • Научиться определять относительную влажность и определять количество влаги при данной температуре.
  • Составить алгоритм решения задач на определение относительной влажности и определения количества влаги.

- Сформулируйте тему урока. (Решение задач на определение показателей влажности воздуха)

Открытие нового знания

- Какую первую задачу выполняем?

Задача: В Санкт Петербурге t +20 в воздухе содержится 10 г, водяного пара, а может содержаться 17 г. Определите относительную влажность? (Составить алгоритм решения задач на определение относительной влажности)

- Попробуйте составить алгоритм решения задач на определение относительной влажности. (Результаты обсуждаются, предъявляются, согласованный алгоритм фиксируется учителем на доске)
- Правильно?

1. Вспомнить что такое относительная влажность.

Относительная влажность воздуха – отношение фактического содержания водяного пара в воздухе к максимально возможному при данной температуре. Измеряется в %

2. Записываем отношение реального содержания водяного пара в воздухе: 10:17 = 0,58.

3. Выражаем полученное отношение в процентах: 0,58 x 100% = 58%.

4. Ответ: относительная влажность 58%.

Вторая задача: составить алгоритм решения задач определять количество водяного пара в воздухе, при данной температуре.

В Великом Новгороде t +20 в 1 м3 воздуха может содержаться 17 г, а относительная влажность составляет 60%, определите количество водяного пара в воздухе при данной температуре?

1. Записываем отношение реального содержания водяного пара в воздухе:
17 гр – 100%
X - 60%

2. Выражаем полученное отношение в процентах
Х = 60%
Х = (60: 100) х 17 = 10,2 г

Или чтобы найти, сколько граммов влаги содержится при 60%, нужно узнать, сколько граммов в 1%.
При t -20 в воздухе может содержаться

1 г влаги это 100%
17 : 100% = 0,17 г (в 1%)

А у нас 60 % Х 0,17 = 10,2 г

3. Ответ: воздухе содержится 10,2 г влаги.

Первичное закрепление с комментированием

Карточка с заданием "Решение по образцу"

Задача 1

Задача 2

В Великом Новгороде t -20 в 1 м3 воздуха может содержаться 1 г, а относительная  влажность  составляет 60%, определите количество водяного пара в воздухе при данной температуре? 

В Антарктиде t -30 в 1 м3 воздуха может содержаться 0,30 г, а содержится 0,12 г. Определите относительную влажность.

Ответы

Задача 1

  1. По условию относительная влажность 60 %.
  2. Чтобы найти сколько граммов влаги содержится при 60 %, нужно узнать сколько граммов в 1%.
  3. При t -20 в воздухе может содержаться 1 г влаги это 100%.
  4. 1: 100% = 0,01 г (в 1%)
  5. А у нас 60 % x 0.01 = 0,6 г количество водяного пара в воздухе при данной температуре

Задача 2

  1. По условию в воздухе содержится 0,12 г, а должно 0,30.
  2. Записываем отношение реального содержания водяного пара в воздухе: 0,12 : 0,30 = 0,4.
  3. Выражаем полученное отношение в процентах 0,4 x 100% = 40%
  4. Относительная влажность 40%.

Оцените свою деятельность по алгоритму в листе самоконтроля.

Самостоятельная работа с проверкой в классе

Карточка с заданиями для взаимопроверки

1. В пустыне Сахара t +50 в 1 м3 воздухе содержалось 7 г, а может содержаться 85 г Определите относительную влажность.

2. В Перми t -10 в 1 м3 воздуха может содержаться 2,5 г водяного пара, а относительная влажность составляет 40%, определите сколько граммов влаги содержится в воздухе при данной температуре?

Ответы

Задача 1

  1. По условию в воздухе содержится 7 г, а должно 85.
  2. Записываем отношение реального содержания водяного пара в воздухе: 7:85 = 0,08
  3. Выражаем полученное отношение в процентах 0,08 x 100 = 8%
  4. Относительная влажность 8%

Задача 2

  1. По условию относительная влажность 40%.
  2. Чтобы найти сколько граммов влаги содержится при 40%, нужно узнать сколько граммов в 1%.
  3. При t -10 в воздухе может содержаться 2,5 гр влаги это 100%.
  4. 2,5 : 100% = 0,025 г (в 1%)
  5. А у нас 40 % x 0,025 = 1 г.

Карточка с заданиями для работы в парах

1. В зоологическом музее Санкт Петербурга, для лучшего хранения экспонатов, влажность воздуха не должна превышать 60%, t в помещении +20, 1 м3 воздуха может содержаться ... г, а гигрометр показал относительную влажность 80%. Определите количество влаги в воздухе в г? На сколько оно превышает норму? Сделайте рекомендации работникам музея.

2. Ночью в Сочи белье на балконе практически не высохло, хотя температура была t +20 при такой температуре в 1 м3 воздуха содержалось 16,5 г водяного пара, а может ... г. Определите относительную влажность. Сделайте рекомендации отдыхающим.

Ответы

Задача 1

  1. По условию относительная влажность 80%.
  2. Чтобы найти сколько граммов влаги содержится при 40%, нужно узнать сколько граммов в 1%.
  3. При t +20 в воздухе может содержаться 17 г влаги это 100%.
  4. 17 : 100% = 0, 17 г (в 1%)
  5. А у нас 80 % Х 0.17 = 13,6 г; 17 - 13,6 = на 3,4 г превышает или на 20 %. Срочно включить отопление.

Задача 2

  1. По условию в воздухе содержится 16.5 г, а должно 17.
  2. Записываем отношение реального содержания водяного пара в воздухе 16,5 : 17 = 0,9.
  3. Выражаем полученное отношение в процентах 0,9 x 100 = 90%.
  4. Относительная влажность 90%. Сушите белье дома или днем на солнце.

Оцените свою деятельность по алгоритму в листе самоконтроля.

Повторение и закрепление ранее изученного материала

На Таймыре количество осадков маленькое, а на небольшой глубине есть слой водоупорного горизонта из вечной мерзлоты, температуры летом могут опуститься и до 0, испаряется вода плохо и при низких летних температурах в тундре создается повышенная относительная влажность воздуха.

В тундре на Таймыре в течении короткого лета при температуре +10 в 1 м3 воздуха может содержаться гр влаги, а относительная влажность составляет 95 %, определите сколько граммов водяного пара содержится в воздухе при данной температуре?
Именно этот процесс способствует образованию ...

Рефлексия учебной деятельности

- Какая была цель урока? (Научиться определять определять относительную влажность; количество водяного пара в воздухе, при данной температуре)
- Удалось ли ее достичь? (Да)
- Почему вы так считаете? (Cправились с заданиями; выполнили с небольшим количеством ошибок)

Оценка выполнения действий по решению учебной задачи.

умею/не умею (+/-)

1. Умею определять относительную влажность

 

2. Умею определять количество граммов влаги в воздухе

 

3. Умею сравнивать влажность

 

4. Умею делать выводы о влажности воздуха

 

5. Знаю значение влажности воздуха

 

6. Сформулируйте для себя учебную задачу 

 

Домашнее задание

  1. Определите относительную влажность, если при температуре +10ºC в воздухе содержалось 1 г воды, а должно 9 г.
  2. Определить абсолютную влажность воздуха, если относительная влажность при температуре +20ºC 50%.
  3. Сколько граммов водяного пара может вместиться в 1 куб.м. насыщенного воздуха при его нагревании от 0 ºC до +10 ºC?
  4. Является ли воздух насыщенным, если при температуре + 20ºC 1 куб.м. его содержит 7 г водяного пара?
  5. Определите относительную влажность, если при температуре 0ºC в воздухе содержится 3 г воды.
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!