Данный конспект урока по географии для 5 класса посвящён теме "Географические координаты". Материал включает цель и задачи занятия, подробный ход урока, вопросы для фронтальной беседы, практические задания с картой и рекомендации по закреплению знаний.
Конспект можно использовать для проведения урока географии, подготовки к занятиям.
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о географических координатах, широте и долготе, а также способах их определения по карте и глобусу.
Задачи:
Приветствие учащихся. Краткое напоминание содержания предыдущего урока: работа с глобусом, параллелями и меридианами.
Учитель: Ребята, кто скажет, что такое параллели? (Условные линии, огибающие Землю параллельно экватору)
- Одинаковы ли параллели по длине? (Нет, их длина уменьшается от экватора к полюсам)
- Что такое меридианы? (Условные линии, которые пересекают земной шар от полюса до полюса)
- Все ли они одинаковы по длине? (Да, меридианы имеют примерно одинаковую длину)
- Что называют градусной сеткой? (Систему линий параллелей и меридианов, разделенных на градусы)
- Через какое количество градусов на карте проведены параллели? (Обычно через 10° или 15° - зависит от масштаба карты)
- Где на карте можно увидеть обозначение числа градусов параллели? (На рамках карты у краев поля карты)
- Назовите ближайшую к полюсу параллель. (Полярный круг - Арктический или Антарктический, в зависимости от полушария)
- Как можно узнать точное месторасположение объекта на карте, используя градусную сеть? (Нужно указать параллель и меридиан, на пересечении которых находится объект)
Учитель: Что мы еще не знаем? (Ответы учащихся)
- Верно, мы не еще на знает как более точно задавать параллель и меридиан, указывая их положение относительно экватора и нулевого меридиана.
- С этими знаниями мы познакомимся сегодня на уроке.
Учитель: Ребята, как, по-вашему, это можно сделать? (Уточнить, к северу или к югу от экватора, к востоку или к западу от нулевого меридиана находится точка)
- Расстояние от экватора до заданной точки, выраженное в градусах, показывает географическую широту. (Ученики записывают в тетрадь определение "географическая широта" своими словами)
- Если точка располагается к северу от экватора, то ее широта северная, а если к югу, то южная.
- Расстояние от нулевого меридиана до заданной точки показывает географическую долготу.
- Если точка располагается к востоку от Гринвича, то долгота восточная, а если к западу - западная.
- Так как можно на карте точно указать расположение объекта? (Нужно определить географическую широту и долготу точки)
- Верно. Широту и долготу объекта называют географическими координатами.
Работа с картой и атласом
- Определите координаты г. Москва. (Около 56° с. ш., 37° в. д)
- Определите координаты самой северной точки Африки. (Около 37° с. ш., 9° в. д., мыс Бланко/Энгела)
- Определите координаты города Ростов (Например, Ростов-на-Дону. Около 47° с. ш., 39° в. д.)
- Что такое географическая широта? (Расстояние в градусах от экватора до параллели, на которой лежит точка)
- Как ее определить? (Найти параллель точки и посмотреть значение градусов по рамке карты)
- Что такое географическая долгота? (Расстояние в градусах от нулевого меридиана до меридиана, на котором лежит точка)
- Как ее определить? (Найти меридиан точки и посмотреть значение градусов по верхней или нижней рамке карты)
- По физической карте мира определите объекты по их географическим координатам:
Учитель: Ребята, для чего необходимо уметь определять географические координаты? (Чтобы точно находить объекты на карте и в реальном пространстве, ориентироваться на местности, строить маршруты)
- Людям каких профессий это умение особенно необходимо? (Морякам, летчикам, геологам, картографам, спасателям, путешественникам и др.)
Домашнее задание
Прочитать § 14 и письменно ответить на вопросы. Обратить внимание на порядок записи географических координат.