Конспект урока географии в 5 классе "Градусная сеть на глобусе и картах. Определение географических координат"

Цель урока: развитие представлений о градусной сетке, параллелях и меридианах, важнейших условных линиях на географической карте.

Задачи:

  • научиться показывать на глобусе и карте все условные линии (параллели, меридианы, экватор, нулевой и 180-й меридианы);
  • научиться применять полученные знания при выполнении практических заданий.

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, шарики, шпажки, маркеры.

Ход урока

Организационный этап

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, фиксация отсутствующих.
Мотивирующий вопрос: Кто боится заблудиться в лесу? Сегодня на уроке мы узнаем, как не заблудиться на планете.

Актуализация знаний

- Показатель, по которому можно определить, во сколько раз расстояния на местности уменьшены при отображении их на карте называется? (масштаб)
- Как называется масштаб, записанный в следующем виде в 1 см 150 м? (именной)
- Численный масштаб карты 1:15000000 соответствует именованному? (в 1 см 150 км)

- Форма материков и очертания океанов наиболее точно переданы на? (глобусе)
- Чем отличается глобус от карт? (В отличие от карт, на глобусе нет искажений и разрывов, поэтому глобус удобен для получения общего представления о расположении материков и океанов)

Целеполагание

- Ребята, играл ли кто-нибудь в морской бой? (да)
- Что нужно сказать для того, чтобы попасть в корабль? (пересечение буквы и цифры)
- Это и есть адрес корабля, его месторасположение.

История "корабль призрак"

В 1775 году китобойное судно "Геральд" оказалось во льдах западнее Гренландии. В течение суток корабль маневрировал, пытаясь найти выход из ледяной ловушки. Двигаясь по открывшемуся проходу на место боя китов, моряки заметили впереди мачты другого судна, также покрытого ледяной коркой после ночной бури.

Проходя мимо, китобои поприветствовали встреченный корабль, однако ответа не получили. Капитан "Геральда" Уоррен решил разобраться, в чем дело. В сопровождении восьми моряков он отправился на молчащее судно. Подойдя поближе, удалось понять, что оно находится в крайне плачевном состоянии. Моряки, которые всегда отличались повышенной суеверностью, отговаривали капитана подниматься на борт.

Они посчитали, что это - корабль-призрак, и не стоит его беспокоить. Но Уоррен убедил подчиненных, что, скорее всего, это - брошенный корабль одной из арктических экспедиций, искавших Северо-Западный проход, а значит, опасаться нечего. Поднявшись на борт, китобои с трудом прорубили проход внутрь судна через снег и лед. В темном трюме они нашли тела двадцати восьми замерзших насмерть членов экипажа.

Несмотря на ропот команды, капитан продолжил обследовать судно и в капитанской каюте обнаружил мертвого капитана, склонившегося над судовым журналом. Уоррен забрал судовой журнал корабля-призрака и хотел подробнее осмотреть трюм, но команда начала протестовать. Матросы, потрясенные находками, угрожали Уоррену уплыть на шлюпке без него, если он сейчас же не отдаст команду покинуть проклятый корабль.

Капитан был вынужден подчиниться требованиям моряков. Вернувшись на свой корабль, Уоррен подробно изучил все, что осталось от утонувшего журнала. На страницах оказались все имена членов экипажа корабля. Также сообщалось, что корабль "Октавиус" вышел из Англии 10 сентября 1761 года и направлялся в Китай.

На последней странице была лишь одна запись, датированная 11 ноября 1762 года. "…Мы находимся во льду семнадцать дней, наше приблизительное местоположение - 80° с.ш. 160° з.д. Вчера погас огонь, и наш капитан с тех пор пытается его разжечь вновь, но безуспешно…"

- Где, как вам показалось, прозвучал "адрес" "корабля – призрака"? (80° с.ш. 160° з.д.)
- А как же нам найти это место урока? (ответы учащихся)
- опробуем с этим справиться к концу нашего урока?

Решение поставленной проблемы

- Посмотрите на карту в своем атласе, что вы видите на ней изображено? (материки, океаны)
- А в виде тонкой паутинки? (тонкие линии)

- Эти линии нанесены не просто так, они, как в игре "Морской бой", помогают найти местоположение объекта.
- Обратите внимание, каждая линя подписана, но не буквами, а градусами.

- Посмотрим линию, которая проведена, прямо по центру карты, и имеет значение 0 градусов. Эта линия называется экватор.
- Обратите внимание, что помимо экватора, есть параллельные ему линии, подписанные так же градусами, "прошагаем" по ним вверх и вниз. Получилось от 0 градусов до 90 градусов вверх и так же вниз.

- Вывод: экватор делит земной шар пополам на два полушария. А линии, проведенные параллельно экватору называются – параллелями.
- Запишем определения

Параллели – различные по длине условные линии на карте, показывающие направление запад-восток.

Экватор - это условная линия на карте, которая делит земной шар на два полушария, имеет значение 0 градусов, его длина составляет 40000 км.

- Точка 90 градусов на глобусе, называются полюс. Мы нашли такие две, значит и полюсов тоже два (северный и южный), следовательно, экватор делит земную поверхность на северное и южное полушария.

- Каждую параллель мы нашли по два раза: одну в северном, одну в южном полушарии. Поэтому у каждой из них будет название широта, либо северная либо южная. Давайте посмотрим на адрес нашего корабля - 80° с.ш. Найдем эту линию.

- Не хватает значения второй линии, чтобы получилась одна точка.
- Посмотрите на другие линии, которые расположены вертикально, они называются меридианы. (Запишем в тетрадь)

Меридианы - одинаковые по длине условные линии на карте, показывающие направление север-юг.

- Каждая из них так же имеет свое значение в градусах. Проследим за ними: найдем 0 градусов, пойдем влево. Вместе дошли до 180 градусов, а дальше снова пошли на уменьшение, следовательно, границами являются 0-я условная линия и 180-я.

- Сделаем вывод: от 0-ого меридиана до 180-ого восточное полушарие и от 180-ого до 0- ого западное. Меридиан обозначается долготой. (западной или восточной)
- 0-й меридиан проходит, через Лондонский университет Гринвич, поэтому имеет название - Гринвичский меридиан. Посмотрим на "адрес" нашего корабля и определим, его точное местоположение.

Закрепление

Работа в группах по 4 человека. Учитель раздает ученикам заранее надутые шарики, маркеры и деревянные шпажки. (у каждой группы 1 шарик и одна шпажка)
Предлагается задание:
1. С помощью шпажки необходимо проткнуть шарик в двух местах. (шарик недолжен лопнуть!)

Проткнутый шарикПроткнутый шарик

- Секрет этого трюка прост. Для того чтобы сохранить шарик, нужно проткнуть его в точках наименьшего натяжения, расположенных в нижней и в верхней части шарика.
2. Нарисовать маркером основные линии, изученные на уроке (экватор, нулевой меридиан, 180 меридиан), северный и южный полюс и отметить примерное местоположение "корабля-призрака".

Рефлексия

Закончите фразу:

  • Сегодня я узнал…
  • У меня получилось…
  • Я даже не думал…
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!