Цель урока - создать условия для применения знаний и умений определения географических координат.
Задачи:
Материально-техническое обеспечение:
- Добрый день ребята. Сегодня мы продолжаем изучать правила работы с географической картой.
Отец географии – Эратосфен, живший в 276 -194 гг. до н. э. впервые предложил наносить для изображения земной поверхности условные линии, которые мы называем сейчас параллелями и меридианами. А вот что вы о них знаете, сейчас проверим.
Загадки, связанные с географическими названиями карты
Учитель просит внимательно прослушать стихотворение (слова стихотворения взяты из ресурсов Интернет) и определить, какая географическая тема объединяет эти все эти строчки? (Карта)
На … огромная планета Земля:
Реки и горы, равнины, моря.
Точка на … зовется "объект" -
Такое понятие ввел человек.
Сегодня мы с вами узнаем о том,
Что каждая точка имеет свой дом.
- Чтобы найти этот дом нужно воспользоваться на карте условными обозначениями, а вот какими, поможет нам определить.
Учитель: Рене Декарт (1596-1650) - гениальный французский ученый и мыслитель XVII века. Всю свою жизнь Рене Декарт посвятил науке. Внес свой вклад в развитие математики, физики, философии и физиологии.
- Главное достижение Декарта – построение аналитической геометрии, в которой геометрические задачи переводились на язык алгебры при помощи метода координат.
Метод координат – это способ определять положение точки или тела с помощью чисел или других символов. Числа, с помощью которых определяется положение точки, называются координатами точки
- В географии – это географические координаты.
Задание
- Определите, какие линии, всегда имеющиеся на карте и глобусе, зашифрованы.
Учитель: Точки пересечения параллелей и меридианов называются – координатами, т.е. "дом точки - объекта"
- Для чего нужны параллели и меридианы? (для ориентирования, определения места различных географических объектов на поверхности Земли (определения географических координат)
- Так какая же задача стоит перед нами? (научиться определять координаты точки на карте)
- Для начала воспользуемся подсказкой. (Таблица отображена на интерактивной доске экрана) Обсуждение.
Вопросы |
Меридианы |
Параллели |
Что это за линии на карте? |
Полуокружности, соединяющие географические полюса. |
Линии, проведенные параллельно экватору |
Найти географическую широту |
- |
Найти параллель, на которой расположена точка |
Найти географическую долготу |
Найти меридиан, на которой расположена точка |
- |
Найти координаты |
Найти долготу |
Найти широту |
Как называется главная линия? |
Начальный или Гринвичский |
Экватор 40076 км |
На какие полушария делит земной шар? |
Восточное и западное |
Северное и южное |
Точка пересечения параллелей и меридианов |
Географические координаты широта и долгота |
- Обычно, чтобы определить какую-то точку, необходимо знать как широту, так и долготу, но есть исключение.
Загадка
Зная только широту,
Мы узнаем точку ту. (Полюс)
- Первая географическая координата какой-либо точки – это расстояние от нее до экватора. Называется она географическая широта.
- Чтобы определить широту какого-нибудь города или другого пункта, нужно определить широту параллели, на которой он находится.
- Например, Санкт-Петербург имеет широту 60°с.ш., потому что он расположен на параллели, отстоящей от экватора.
- Вторая географическая координата определяется с помощью линий называемых меридианами (в переводе означает "полуденная линия"), эта линия соединяет полюса.
- Чтобы определить географическую долготу города либо другого пункта, нужно найти меридиан, на котором он находится.
- Долгота может иметь значения от 0° до 180°.
- Чтобы определить географическую долготу города либо другого пункта, нужно найти меридиан, на котором он находится. Например, Санкт-Петербург имеет долготу 30°в.д., потому что он расположен на меридиане, отстоящем от начального меридиана на 30°.
Стр. 178-179 - карта полушарий.
Задание: отметить на контурной карте.
Индивидуальное задание
(см. полную версию работы)
Часть обучающихся получают карточки и определяют по координатам объекты, у другой части указан объект, но нет координат, нужно найти объект на карте и определить координаты. Индивидуальная работа по карточкам а затем взаимопроверка в парах указанных учителем. (например, Екатерина (координаты) – Ольга (название объекта), Татьяна – Николай)
После проверки ребята проводят самооценку правильности выполнения задания.
Задание на внимательность
- Определите, верны ли координаты столицы нашего округа, города Ханты-Мансийска. Найдите ошибку 610 ю.ш., 690 з.д. (Нет, указана южная широта)
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- То, что вы сегодня получили на уроке, может ли это пригодиться в жизни?
- Молодцы! Все сегодня работали хорошо! (Выставление оценок за урок)