Конспект урока географии 5 класс "Географические координаты"

Цель урока - создать условия для применения знаний и умений определения географических координат.

Задачи:

  • обеспечить усвоение и закрепление понятий: "географическая широта", "географическая долгота", "географические координаты";
  • создать условия для формирования и закрепления умений определять географические координаты объектов на карте полушарий;
  • развивать кругозор учащихся, устную и письменную речь, умение работать с информацией, ориентироваться по географической карте.

Материально-техническое обеспечение:

  • Учебник "География 5-6 классы" учеб. для общеобразоват. организаций / А.И. Алексеев, В.В. Николина. М.: Просвещение, 2015.
  • Атласы.
  • Физическая карта.
  • Глобус
  • Компьютер.

Ход урока

Организационный момент

- Добрый день ребята. Сегодня мы продолжаем изучать правила работы с географической картой.
Отец географии – Эратосфен, живший в 276 -194 гг. до н. э. впервые предложил наносить для изображения земной поверхности условные линии, которые мы называем сейчас параллелями и меридианами. А вот что вы о них знаете, сейчас проверим.

Проверка домашнего задания

Загадки, связанные с географическими названиями карты

  • На столе передо мной закрутился: шар земной: Арктика, Экватор, Полюс, - уместил всю землю... (Глобус)
  • На глобусе найдете адресок - на талии планеты поясок,а на карте? (Экватор)
  • Круглая Бочка 333 ободочка. (Земля и параллели)
  • Глобус делит ровная линия условная. Выше – север, ниже – юг,назови границу, друг. (Экватор)
  • Вопрос не очень простой - в Гринвиче он нулевой. (Меридиан)
  • Сверху полюс, снизу полюс, посредине жаркий пояс. (Экватор)
  • Глобус весь пересекают,сходятся на полюсах.Через сушу, океаны пролегли. (Меридианы)
  • Эти линии, ребята, параллельны все друг другу. Догадаться вы сумели, что же это? (Параллели)

Введение в тему урока

Учитель просит внимательно прослушать стихотворение (слова стихотворения взяты из ресурсов Интернет) и определить, какая географическая тема объединяет эти все эти строчки? (Карта)

На … огромная планета Земля:
Реки и горы, равнины, моря.
Точка на … зовется "объект" -

Такое понятие ввел человек.
Сегодня мы с вами узнаем о том,
Что каждая точка имеет свой дом.

- Чтобы найти этот дом нужно воспользоваться на карте условными обозначениями, а вот какими, поможет нам определить.

Основная часть урока

Учитель: Рене Декарт (1596-1650) - гениальный французский ученый и мыслитель XVII века. Всю свою жизнь Рене Декарт посвятил науке. Внес свой вклад в развитие математики, физики, философии и физиологии.

Рене Декарт (1596-1650) французский математик и естествоиспытательРене Декарт (1596-1650) французский математик и естествоиспытатель

- Главное достижение Декарта – построение аналитической геометрии, в которой геометрические задачи переводились на язык алгебры при помощи метода координат.

Метод координат – это способ определять положение точки или тела с помощью чисел или других символов. Числа, с помощью которых определяется положение точки, называются координатами точки

- В географии – это географические координаты.

Задание
- Определите, какие линии, всегда имеющиеся на карте и глобусе, зашифрованы.

  • Линии параллельные экватору - ЛАПЕРЛАИЛ (параллели)
  • Линии, проведенные от полюса к полюсу - НДМИРЕИЫА (меридианы)
  • Как называются точки пересечения этих линий? КДИООНАЫТР (координаты)

Учитель: Точки пересечения параллелей и меридианов называются – координатами, т.е. "дом точки - объекта"
- Для чего нужны параллели и меридианы? (для ориентирования, определения места различных географических объектов на поверхности Земли (определения географических координат)

- Так какая же задача стоит перед нами? (научиться определять координаты точки на карте)
- Для начала воспользуемся подсказкой. (Таблица отображена на интерактивной доске экрана) Обсуждение.

Вопросы

Меридианы

Параллели

Что это за линии на карте?

Полуокружности, соединяющие географические полюса. 

Линии, проведенные параллельно экватору  

Найти географическую широту

-

Найти параллель, на которой расположена точка

Найти географическую долготу

Найти меридиан, на которой расположена точка

-

Найти координаты

Найти  долготу

Найти широту

Как называется главная линия?

Начальный или Гринвичский

Экватор 40076 км

На какие полушария  делит земной шар?

Восточное и западное

Северное и южное

Точка пересечения параллелей и меридианов

Географические координаты широта и долгота

- Обычно, чтобы определить какую-то точку, необходимо знать как широту, так и долготу, но есть исключение.

Загадка

Зная только широту,
Мы узнаем точку ту. (Полюс)

- Первая географическая координата какой-либо точки – это расстояние от нее до экватора. Называется она географическая широта.
- Чтобы определить широту какого-нибудь города или другого пункта, нужно определить широту параллели, на которой он находится.
- Например, Санкт-Петербург имеет широту 60°с.ш., потому что он расположен на параллели, отстоящей от экватора.

- Вторая географическая координата определяется с помощью линий называемых меридианами (в переводе означает "полуденная линия"), эта линия соединяет полюса.
- Чтобы определить географическую долготу города либо другого пункта, нужно найти меридиан, на котором он находится.
- Долгота может иметь значения от 0° до 180°.

- Чтобы определить географическую долготу города либо другого пункта, нужно найти меридиан, на котором он находится. Например, Санкт-Петербург имеет долготу 30°в.д., потому что он расположен на меридиане, отстоящем от начального меридиана на 30°.

Практическая часть

Стр. 178-179 - карта полушарий.
Задание: отметить на контурной карте.

  1. Точку, имеющую а) северную и б) южную широту
  2. Точку, имеющую а) восточную и б) западную долготу
  3. 0°-й, и 180°-й меридиан; экватор, 90° с.ш., 90° ю.ш.
  4. Найдите точку на карте, где географические координаты точки 0 ш.0 д. Отметить ее на контурной карте.

Индивидуальное задание

(см. полную версию работы)

Часть обучающихся получают карточки и определяют по координатам объекты, у другой части указан объект, но нет координат, нужно найти объект на карте и определить координаты. Индивидуальная работа по карточкам а затем взаимопроверка в парах указанных учителем. (например, Екатерина (координаты) – Ольга (название объекта), Татьяна – Николай)

После проверки ребята проводят самооценку правильности выполнения задания.

Применение знаний

Задание на внимательность

- Определите, верны ли координаты столицы нашего округа, города Ханты-Мансийска. Найдите ошибку 610 ю.ш., 690 з.д. (Нет, указана южная широта)

Подведение итогов урока

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- То, что вы сегодня получили на уроке, может ли это пригодиться в жизни?
- Молодцы! Все сегодня работали хорошо! (Выставление оценок за урок)

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!