Конспект урока географии в 5 классе "Градусная сетка"

Цель урока:

  • Познакомиться с градусной сеткой, параллелями и меридианами.
  • Изучить основные особенности градусной сетки.

Формируемые результаты:

  • определение понятий: полюс, экватор, градусная сеть, параллель, меридиан;
  • объяснить, как ведут отсчет параллелей и меридианов;
  • cоставление и анализ сравнительной таблицы "Свойства линий градусной сетки", составление кластера "Отсчет параллелей и меридианов";
  • умение работать с различными источниками географической информации.

Основные понятия: полюс, градусная сетка, параллели, меридианы, экватор, начальный меридиан.

Оборудование: физическая карта мира, учебник, атлас, презентация, интерактивная доска.

Ход урока

Организационный этап

Цель: настроить учащихся на работу, организация внимания, проверка готовности к уроку.
Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, просит проверить наличие необходимых принадлежностей: учебник, тетрадь, атлас, ручки.

Актуализация опорных знаний

Цель: привлечь внимание учащихся и вызвать интерес к предстоящей работе.

- Ребята посмотрите внимательно на картинку. (шахматная доска и географическая карта)
- В чем сходство шахматной доски и географической карты? (Разбита на квадраты, проведены линии)
- Географическая карта также как шахматная доска покрыта сетью тонких линий.

- Эти линии нанесены не просто так, а чтобы можно было определить точное местоположение объекта
- Они позволяют определить направление и ориентироваться на карте и глобусе.

Постановка цели и задач урока

Цель: привлечь внимание учащихся и вызвать интерес к предстоящей работе.

- Давайте определим тему нашего урока? (Сканворд. "Градусная сетка")
- Посмотрев внимательно на глобус и географическую карту, вы увидите, что они покрыты пересекающимися линиями – это градусная сетка.

Определение целей и задач урока

  1. Определить особенности градусной сетки.
  2. Выявить различия между параллелями и меридианами.
  3. Научиться определять направление на карте по параллелям и меридианам.

- Таким образом, к концу урока вы должны:

Знать понятия:

  • Экватор.
  • Меридиан.
  • Параллель.
  • Начальный меридиан.
  • Градусная сетка.

Уметь:

  • Показывать, экватор, меридианы и параллели на карте.
  • Определять направления по линиям градусной сетки глобуса.

Изучение нового материала

Цель: Сформировать у обучающихся представления о градусной сетке, параллелях и меридианах.

- Тема урока "Градусная сетка". Что это такое?
- Что вы знаете по теме урока, или вам кажется что знаете? (обсуждение "Корзина идей")
- Как вы считаете, это достаточная информация? Тогда давайте попробуем ее дополнить.

Стадия осмысления

Работа с текстом. (Читая текст на полях делайте пометки V – уже знал. + - новая информация. - думал иначе ? – не понял, есть вопрос)

Текст

Пометки

Градусная сетка – отличительная особенность географических карт. Все линии градусной сетки воображаемы, в природе их не существует. По этим линиям можно определить направление, расстояние, местоположение любого объекта на карте. Расстояние в разных странах измеряют в разных еденицах: дюйм, фут, ярд, миля, километр. Для единого определения  расстояние на географических картах во всех странах мира существует единая единица – градусы.

Градусная сетка – сеть меридианов и параллелей нанесенных ка карте.

Древнегреческий ученый Эратосфен первым предложил для определения местоположения объектов на карте наносить условные линии – параллели и меридианы. Если бы люди не изобрели в свое время градусную сетку, то сейчас в мире не существовало бы точных карт, не могли бы работать спутниковые навигационные GPS и Глонасс, не возможно было бы точно определить свое местоположение.

 

Градусная сетка

Градусная сеткаГрадусная сетка

- Что мы знаем про меридианы и параллели? (знаний не хватает)

Работа с учебником по группам:

  • 1 группа – изучение свойств меридианов. По учебнику найти аргументы по меридианам (учебник стр. 48- 50).
  • 2 группа – изучение свойств параллелей. По учебнику найти аргументы по параллелям (учебник стр. 48-50)
  • 3 группа – определяют, как ведут отсчет меридианов и параллелей на карте? (учебник стр. 50-51)

Заполнение во время чтения учебника таблицы

- Внимательно посмотрите на карту полушарий и скажите, как называется линия, которая находится на одинаковом расстоянии от полюсов и делит Землю на два полушария Северное и Южное.
- Эта линия называется экватор. Экватор – это параллель или меридиан?

- Как ведут отсчет параллелей и меридианов?
Определение направлений по карте из точки А. (объяснение по рис. 34 стр. 50 учебник)

Физкультминутка

Учитель предлагает сделать гимнастику для глаз, для шеи. Выполняют упражнения.

Закрепление новых знаний знаний

Цель: учить применять знания для решения практических и проблемных задач.

- Итак, вспомним, что мы сегодня узнали нового на уроке?

Самостоятельная работа

Работа с картой

На карте полушарий найдите экватор, северный и южный тропики, полярные круги, нулевой меридиан, город Лондон, 50 параллель в северном полушарии, 50 параллель в южном полушарии, 80 меридиан в западном полушарии, 80 меридиан в восточном полушарии.

Определение направлений:

По карте России определите: в каком направлении от Москвы находится:
а) Санкт-Петербург;
б) Архангельск;
в) Владивосток.

По карте полушарий определите:
а) в каком направлении от Лондона находится Париж?
б) в каком направлении от Каира находится Санкт-Петербург?
в) в каком направлении от вулкана Везувий находится вулкан Камерун? Вулкан Килиманджаро?

По карте полушарий определите, в каком полушарии относительно экватора находятся:

а) Северная Америка;
б) Австралия;
в) остров Мадагаскар;
г) Африка.

Найдите соответствие между цифрами на рисунке и перечнем географических понятий:

Найди соответствиеНайди соответствие

а) экватор;
б) нулевой меридиан;
в) параллели;
г) меридианы.

5. Определите, на каком из рисунков изображены:

Определи: параллели, меридианы, градусную сеткуОпредели: параллели, меридианы, градусную сетку

а) только параллели;
б) только меридианы;
в) градусная сетка.

Вставьте пропущенное слово:

  • Условная линия, проведенная параллельно экватору – …
  • Самая длинная параллель – …
  • Точка Земли, через которую проходит воображаемая земная ось – …
  • Самая короткая параллель – …
  • Условные линии, соединяющие Северный и Южный полюса – …
  • Что является границей между Северным и Южным полушариями – …

Домашнее задание

Прочитать §14. Составить по параграфу по 5 толстых и по 5 тонких вопросов.

Толстые

Тонкие

Дайте объяснение, почему?

Объясните почему?

Почему вы считаете?

В чем различия? 

Кто? Что? Когда? Будет ли?

Верно ли? Согласны ли вы?

Может ли?

Подведение итогов урока

Цель: оценка и самооценка (рефлексия) работы учащихся на уроке.

- Вернемся к целям нашего урока. Что вы узнали на уроке?
- Что такое градусная сетка, экватор, полюс, меридиан, параллель?

Закончи предложение:

  • Если бы я раньше знал про … то …
  • На мой взгляд – это ...
  • Самым интересным для меня на уроке было ...
Размер:
188.93 Kb
Скачали:
37