Цель урока:
Формируемые результаты:
Основные понятия: полюс, градусная сетка, параллели, меридианы, экватор, начальный меридиан.
Оборудование: физическая карта мира, учебник, атлас, презентация, интерактивная доска.
Цель: настроить учащихся на работу, организация внимания, проверка готовности к уроку.
Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, просит проверить наличие необходимых принадлежностей: учебник, тетрадь, атлас, ручки.
Цель: привлечь внимание учащихся и вызвать интерес к предстоящей работе.
- Ребята посмотрите внимательно на картинку. (шахматная доска и географическая карта)
- В чем сходство шахматной доски и географической карты? (Разбита на квадраты, проведены линии)
- Географическая карта также как шахматная доска покрыта сетью тонких линий.
- Эти линии нанесены не просто так, а чтобы можно было определить точное местоположение объекта
- Они позволяют определить направление и ориентироваться на карте и глобусе.
Цель: привлечь внимание учащихся и вызвать интерес к предстоящей работе.
- Давайте определим тему нашего урока? (Сканворд. "Градусная сетка")
- Посмотрев внимательно на глобус и географическую карту, вы увидите, что они покрыты пересекающимися линиями – это градусная сетка.
Определение целей и задач урока
- Таким образом, к концу урока вы должны:
Знать понятия:
Уметь:
Цель: Сформировать у обучающихся представления о градусной сетке, параллелях и меридианах.
- Тема урока "Градусная сетка". Что это такое?
- Что вы знаете по теме урока, или вам кажется что знаете? (обсуждение "Корзина идей")
- Как вы считаете, это достаточная информация? Тогда давайте попробуем ее дополнить.
Стадия осмысления
Работа с текстом. (Читая текст на полях делайте пометки V – уже знал. + - новая информация. - думал иначе ? – не понял, есть вопрос)
Текст |
Пометки |
Градусная сетка – отличительная особенность географических карт. Все линии градусной сетки воображаемы, в природе их не существует. По этим линиям можно определить направление, расстояние, местоположение любого объекта на карте. Расстояние в разных странах измеряют в разных еденицах: дюйм, фут, ярд, миля, километр. Для единого определения расстояние на географических картах во всех странах мира существует единая единица – градусы. Градусная сетка – сеть меридианов и параллелей нанесенных ка карте. Древнегреческий ученый Эратосфен первым предложил для определения местоположения объектов на карте наносить условные линии – параллели и меридианы. Если бы люди не изобрели в свое время градусную сетку, то сейчас в мире не существовало бы точных карт, не могли бы работать спутниковые навигационные GPS и Глонасс, не возможно было бы точно определить свое местоположение. |
|
Градусная сетка
- Что мы знаем про меридианы и параллели? (знаний не хватает)
Работа с учебником по группам:
Заполнение во время чтения учебника таблицы
- Внимательно посмотрите на карту полушарий и скажите, как называется линия, которая находится на одинаковом расстоянии от полюсов и делит Землю на два полушария Северное и Южное.
- Эта линия называется экватор. Экватор – это параллель или меридиан?
- Как ведут отсчет параллелей и меридианов?
Определение направлений по карте из точки А. (объяснение по рис. 34 стр. 50 учебник)
Учитель предлагает сделать гимнастику для глаз, для шеи. Выполняют упражнения.
Цель: учить применять знания для решения практических и проблемных задач.
- Итак, вспомним, что мы сегодня узнали нового на уроке?
Самостоятельная работа
Работа с картой
На карте полушарий найдите экватор, северный и южный тропики, полярные круги, нулевой меридиан, город Лондон, 50 параллель в северном полушарии, 50 параллель в южном полушарии, 80 меридиан в западном полушарии, 80 меридиан в восточном полушарии.
Определение направлений:
По карте России определите: в каком направлении от Москвы находится:
а) Санкт-Петербург;
б) Архангельск;
в) Владивосток.
По карте полушарий определите:
а) в каком направлении от Лондона находится Париж?
б) в каком направлении от Каира находится Санкт-Петербург?
в) в каком направлении от вулкана Везувий находится вулкан Камерун? Вулкан Килиманджаро?
По карте полушарий определите, в каком полушарии относительно экватора находятся:
а) Северная Америка;
б) Австралия;
в) остров Мадагаскар;
г) Африка.
Найдите соответствие между цифрами на рисунке и перечнем географических понятий:
а) экватор;
б) нулевой меридиан;
в) параллели;
г) меридианы.
5. Определите, на каком из рисунков изображены:
а) только параллели;
б) только меридианы;
в) градусная сетка.
Вставьте пропущенное слово:
Домашнее задание
Прочитать §14. Составить по параграфу по 5 толстых и по 5 тонких вопросов.
Толстые |
Тонкие |
Дайте объяснение, почему? Объясните почему? Почему вы считаете? В чем различия? |
Кто? Что? Когда? Будет ли? Верно ли? Согласны ли вы? Может ли? |
Цель: оценка и самооценка (рефлексия) работы учащихся на уроке.
- Вернемся к целям нашего урока. Что вы узнали на уроке?
- Что такое градусная сетка, экватор, полюс, меридиан, параллель?
Закончи предложение: