Цель: повторение и систематизация основных понятий по теме: "Электрические явления".
Задачи:
Оборудование: компьютер, проектор, лабораторные наборы по электродинамике (источники тока, провода, ключ, лампочка, амперметр, вольтметр), портреты ученых, бланк ответов, лист самооценки, жетоны.
Учитель: Доброе утро, дамы и господа!
- На сегодняшнее утро назначен ученый совет нашей школы!
- На совет уже прибыли ученые дамы нашей школы, сейчас я вам их представлю (представляются гости, присутствующие на уроке), также из глубины веков за нами будут наблюдать Георг Ом, Андре-Мари Ампер и Алессандро Вольта сегодня они будут незримо присутствовать на нашем уроке и оценят работу современных учеников.
- Мы закончили большую тему "Электрические явления" и сегодня на уроке наша с вами цель систематизировать и обобщить знания и умения, полученные на предыдущих уроках, закрепить теоретические знания и навыки решения задач по теме электричество.
- Сейчас класс разделится на 3 команды (по рядам), и во время урока вы постараетесь набрать наибольшее количество баллов для своей команды.
- В конце урока мы посчитаем эти баллы, определим, кто был лучшим.
- А пока я на правах ответственного секретаря нашего ученого совета, определю своей властью ребят, которые сейчас выйдут к доске, и мы им будем задавать вопросы по теме урока, а они будут отвечать на ваши и мои вопросы.
- За каждый правильный ответ ребята получают жетон, по количеству жетонов в команде, определяем команду - победителя, а по числу жетонов каждого из вас, результатов подсчета баллов в оценочном листе, в зависимости от вашей активности на уроке, вы, конечно, получите оценки.
- Итак, к доске идут... (Вызывается 3 человека к доске)
- Этим заданием мы определим лучших теоретиков вашего класса, а заодно и проверим, как они готовятся к каждому уроку физики.
Вопросы задают члены команд командам – соперникам (вопросы задаются по номерам), ответы оценивает учитель и раздает жетоны за правильный ответ:
Учитель: Теперь определим кто же у нас отличный практик, и кому можно доверить собрать электрическую цепь любой сложности?
- Следующее задание состоит в том, что трое ребят, по словесному описанию электрической цепи должны начертить схему и по этой схеме составить электрическую цепь, которая бы работала.
- Их работу оценивают эксперты из других команд. (3 человека)
Экспертами в этом конкурсе выступят ребята, приглашаются учащиеся, по 1 человеку от каждой команды, имеющие хорошие и отличные знания по теме "Электричество", те кто может оценить достоинства и недостатки собранной цепи соперника.
Задание № 1 (1 балл)
Рассмотрите электроизмерительные приборы и заполните таблицу.
Задание № 2 (3 балла)
Определение сопротивления проводника.
1. Соберите цепь, состоящую из источника тока, ключа, реостата, резистора R1, соединив все последовательно.
Измерьте силу тока в цепи. К концам исследуемого резистора присоедините вольтметр и измерьте напряжение на проводнике.
3. Используя закон Ома, вычислите сопротивление проводника.
Задание № 3 (5 баллов)
Измерение работы и мощности электрического тока.
В вашем распоряжении имеется оборудование по электродинамике. Вам необходимо собрать цепь, провести необходимые измерения и вычисления, результаты которых представить в таблице.
Сопоставьте результаты, полученные для каждого из этапов эксперимента с яркостью нити лам.
Учитель: Давайте посмотрим, что у нас получилось. В первом задании вам необходимо было определить цену деления и предел измерения для амперметра и вольтметра.
- Что у вас получилось? Первая группа? У второй и третьей такие же результаты?
- В ходе следующего задания необходимо было определить сопротивление проводника. Как вы это делали и что у вас получилось.
- Третье задание было на определение работы и мощности электрического тока. Все справились с этим заданием?
- Расскажите, как выполняли это задание, третья группа?
- Какие результаты получились в первой и второй группе?
- Какой вывод можно сделать? (По мере увеличения напряжения, увеличивается яркость свечения лампы и растет ее мощность)
- Вы, наверное, обратили внимание, что рядом с каждым заданием проставлены баллы, учитывая степень своего участия в эксперименте, внесите результаты в лист самооценки.
- Мы переходим к следующему этапу: На этом этапе вам необходимо выбрать задачу соответствующего уровня и решить ее.
- А теперь пришло время заслушать научные работы младших научных сотрудников, представителей 8 класса. (2-м учащимся заранее было дано домашнее задание подготовить интересную информацию про "Лампу накаливания и Короткое замыкание)
- Прошу слушать внимательно, задавать вопросы по теме доклада и конечно оценить работу ребят,
- Слово учащимся, подготовившим сообщения по теме "Оказывается, лампа накаливания не так уж проста!", "КоЗа это кто такое?"
- За самый интересный вопрос 3 ряд может получить дополнительный балл.
Учитель: У вас на столах лежат листочки с рисунком лампочки и предохранителя, когда будете слушать доклад обратите внимание на то, из чего состоят лампа и предохранитель.
- А теперь, посчитаем в какой команде больше всего жетонов, та команда и победила.
Командное соревнование у нас завершилось, больше всего набрали жетонов ... ряд, вторыми были команда .... ряда, немного не успевали за другими ребята ... ряда, но сейчас у вас есть возможность отличиться, мы подвели итоги, а сейчас продолжим нашу работу и порешаем задачи.
Учитель: Вы, наверное устали?
- Давайте немного разомнемся.
Очень физику мы любим,
Шеей влево, вправо крутим,
Воздух – это атмосфера,
Если правда – топай смело!
В атмосфере есть азот,
Делай вправо поворот!
Воздух обладает массой,
Мы попрыгаем по классу,
К гостям повернемся
и дружно улыбнемся!
- Ну а теперь ребята, займемся серьезным делом, мы все понимаем, что без точных расчетов в физике нам нельзя, порешаем задачки, постараемся еще заработать жетоны для своих команд.
- Сейчас я вам раздам карточки, вы решаете задачи в тетради, уровень сложности выбирайте самостоятельно.
1 варинат
1 уровень. (3 балла)
В проводнике устанавливается сила тока 0,7 А при напряжении 35 В. Чему равно сопротивление проводника? (50 Ом)
2 уровень (5 баллов)
Определите силу тока на участке цепи, состоящей из константановой проволоки длиной 20 м, сечением 1,26 мм2, если напряжение на концах этого участка 40 В. (5 А)
2 вариант
1 уровень (3 балла)
Определите мощность электродвигателя, если при его включении в сеть с напряжением 220 В ток в обмотке двигателя 5 А. (1100 Вт)
2 уровень (5 баллов)
Определите напряжение на концах телеграфной линии протяженностью 200 км, если провода линии, изготовленные из железа имеют сечение 12 мм2, а сила тока в проводах 0,01 А. (16,7 В)
- Итак, наш урок подходит к концу. Сегодня на уроке мы повторили основные формулы, провели небольшое исследование с электрической цепью, узнали дополнительную информацию про лампу накаливания и предохранители.
- Давайте еще раз вспомним, как нужно работать с электрической цепью, Я буду говорить вам начало фразы, а вы должны ее закончить, попадая в рифму. Хорошо?
В любую электроцепь войдут всегда
Источник, потребитель, … (провода)
При сборке надо знать для ясности
Правила по технике… (безопасности)
Не забудем при сборке мы следовательно
Амперметр включаем… (последовательно)
А вольтметр двумя проводами отдельно
Включи к элементам цепи ... (параллельно)
С учетом полярности сводим концы.
Учитель нам скажет, что мы - … (молодцы!)
Итог урока
- У каждого из вас на столе лежит лист самооценки, прошу оценить свою работу на уроке (решение задач + число жетонов за работу в команде) и рисунок лампочки, у гостей тоже есть лампочки, вы можете дорисовать лампочку, оценив свое настроение на уроке.
- Если урок был интересным и полезным для вас, нарисуйте довольную лампочку, если были какие-то затруднения в ходе урока, зарисуйте ту эмоцию какую посчитаете уместной, если вы недовольны собой, урок не принес вам никаких положительных эмоций, зарисуйте грустную, погасшую лампочку, давайте сделаем из ваших лампочек гирлянду и посмотрим, зажжется ли она?
- Зажглась! (в случае, если все лампочки довольны)
- Спасибо, ребята, что были активны и позитивны на уроке, вы - молодцы! Всем хорошего дня, до свидания!