Повторительно-обобщающий урок по физике 8 класс "Электрические явления"

Цель: повторение и систематизация основных понятий по теме: "Электрические явления".

Задачи:

  • продолжить формирование умений и навыков собирать простейшие электрические цепи, а также пользоваться измерительными приборами (амперметром и вольтметром), проводить простейшие математические расчеты;
  • воспитывать отношение к физике как к экспериментальной науке;
  • формирование умений делать выводы и обобщения;
  • развивать познавательный интерес к предмету.

Оборудование: компьютер, проектор, лабораторные наборы по электродинамике (источники тока, провода, ключ, лампочка, амперметр, вольтметр), портреты ученых, бланк ответов, лист самооценки, жетоны.

Ход урока

Организационный момент

Учитель: Доброе утро, дамы и господа!
- На сегодняшнее утро назначен ученый совет нашей школы!

- На совет уже прибыли ученые дамы нашей школы, сейчас я вам их представлю (представляются гости, присутствующие на уроке), также из глубины веков за нами будут наблюдать Георг Ом, Андре-Мари Ампер и Алессандро Вольта сегодня они будут незримо присутствовать на нашем уроке и оценят работу современных учеников.

- Мы закончили большую тему "Электрические явления" и сегодня на уроке наша с вами цель систематизировать и обобщить знания и умения, полученные на предыдущих уроках, закрепить теоретические знания и навыки решения задач по теме электричество.

- Сейчас класс разделится на 3 команды (по рядам), и во время урока вы постараетесь набрать наибольшее количество баллов для своей команды.
- В конце урока мы посчитаем эти баллы, определим, кто был лучшим.

- А пока я на правах ответственного секретаря нашего ученого совета, определю своей властью ребят, которые сейчас выйдут к доске, и мы им будем задавать вопросы по теме урока, а они будут отвечать на ваши и мои вопросы.

- За каждый правильный ответ ребята получают жетон, по количеству жетонов в команде, определяем команду - победителя, а по числу жетонов каждого из вас, результатов подсчета баллов в оценочном листе, в зависимости от вашей активности на уроке, вы, конечно, получите оценки.

- Итак, к доске идут... (Вызывается 3 человека к доске)
- Этим заданием мы определим лучших теоретиков вашего класса, а заодно и проверим, как они готовятся к каждому уроку физики.

Основная часть

Вопросы задают члены команд командам – соперникам (вопросы задаются по номерам), ответы оценивает учитель и раздает жетоны за правильный ответ:

  1. В честь какого ученого названа единица измерения силы тока? (Андрэ-Мари Ампера)
  2. В честь какого ученого названа единица измерения напряжения? (Алессандро Вольта)
  3. В честь какого ученого названа единица измерения сопротивления? (Георга Ома)
  4. В честь какого ученого названа единица измерения работы электрического тока? (Джоуля)
  5. В честь какого ученого названа единица измерения электрического заряда? (Кулона)
  6. Дать определение силы тока.
  7. Что показывает напряжение.
  8. От чего зависит сопротивление проводника с током.
  9. Дать формулировку закона Ома для участка цепи.
  10. Каким прибором измеряется сила тока в цепи.
  11. Как включается амперметр в цепь.
  12. Каким прибором измеряется напряжение в цепи.
  13. Как включается вольтметр в цепь.
  14. Для чего подключают в цепь реостат? (для изменения длины проводника, по которому течет то и как следствие для изменения силы тока в цепи)
  15. Записать формулу силы тока. (по определению)
  16. Записать формулу напряжения.
  17. Записать формулу сопротивления. 
  18. Записать формулу силы тока. (по закону Ома для участка цепи)
  19. Записать формулу закона Джоуля-Ленца.
  20. Записать формулу работы электрического тока.
  21. Записать формулу мощности электрического тока.

Учитель: Теперь определим кто же у нас отличный практик, и кому можно доверить собрать электрическую цепь любой сложности?
- Следующее задание состоит в том, что трое ребят, по словесному описанию электрической цепи должны начертить схему и по этой схеме составить электрическую цепь, которая бы работала.

- Их работу оценивают эксперты из других команд. (3 человека)
Экспертами в этом конкурсе выступят ребята, приглашаются учащиеся, по 1 человеку от каждой команды, имеющие хорошие и отличные знания по теме "Электричество", те кто может оценить достоинства и недостатки собранной цепи соперника.

Задание № 1 (1 балл)

Рассмотрите электроизмерительные приборы и заполните таблицу.

Таблица 1Таблица 1

Задание № 2 (3 балла)

Определение сопротивления проводника.

1. Соберите цепь, состоящую из источника тока, ключа, реостата, резистора R1, соединив все последовательно.

Измерьте силу тока в цепи. К концам исследуемого резистора присоедините вольтметр и измерьте напряжение на проводнике.

3. Используя закон Ома, вычислите сопротивление проводника.

Определение сопротивления проводникаОпределение сопротивления проводника

Задание № 3 (5 баллов)

Измерение работы и мощности электрического тока.

В вашем распоряжении имеется оборудование по электродинамике. Вам необходимо собрать цепь, провести необходимые измерения и вычисления, результаты которых представить в таблице.

Таблица результатов измеренийТаблица результатов измерений

Сопоставьте результаты, полученные для каждого из этапов эксперимента с яркостью нити лам.

Учитель: Давайте посмотрим, что у нас получилось. В первом задании вам необходимо было определить цену деления и предел измерения для амперметра и вольтметра.
- Что у вас получилось? Первая группа? У второй и третьей такие же результаты?

- В ходе следующего задания необходимо было определить сопротивление проводника. Как вы это делали и что у вас получилось.
- Третье задание было на определение работы и мощности электрического тока. Все справились с этим заданием?
- Расскажите, как выполняли это задание, третья группа?

- Какие результаты получились в первой и второй группе?
- Какой вывод можно сделать? (По мере увеличения напряжения, увеличивается яркость свечения лампы и растет ее мощность)

- Вы, наверное, обратили внимание, что рядом с каждым заданием проставлены баллы, учитывая степень своего участия в эксперименте, внесите результаты в лист самооценки.

- Мы переходим к следующему этапу: На этом этапе вам необходимо выбрать задачу соответствующего уровня и решить ее.
- А теперь пришло время заслушать научные работы младших научных сотрудников, представителей 8 класса. (2-м учащимся заранее было дано домашнее задание подготовить интересную информацию про "Лампу накаливания и Короткое замыкание)

- Прошу слушать внимательно, задавать вопросы по теме доклада и конечно оценить работу ребят,
- Слово учащимся, подготовившим сообщения по теме "Оказывается, лампа накаливания не так уж проста!", "КоЗа это кто такое?"
- За самый интересный вопрос 3 ряд может получить дополнительный балл.

Учитель: У вас на столах лежат листочки с рисунком лампочки и предохранителя, когда будете слушать доклад обратите внимание на то, из чего состоят лампа и предохранитель.
- А теперь, посчитаем в какой команде больше всего жетонов, та команда и победила.
Командное соревнование у нас завершилось, больше всего набрали жетонов ... ряд, вторыми были команда .... ряда, немного не успевали за другими ребята ... ряда, но сейчас у вас есть возможность отличиться, мы подвели итоги, а сейчас продолжим нашу работу и порешаем задачи.

Учитель: Вы, наверное устали?
- Давайте немного разомнемся.

Очень физику мы любим,
Шеей влево, вправо крутим,
Воздух – это атмосфера,
Если правда – топай смело!

В атмосфере есть азот,
Делай вправо поворот!
Воздух обладает массой,

Мы попрыгаем по классу,
К гостям повернемся
и дружно улыбнемся!

- Ну а теперь ребята, займемся серьезным делом, мы все понимаем, что без точных расчетов в физике нам нельзя, порешаем задачки, постараемся еще заработать жетоны для своих команд.
- Сейчас я вам раздам карточки, вы решаете задачи в тетради, уровень сложности выбирайте самостоятельно.

1 варинат

1 уровень. (3 балла)
В проводнике устанавливается сила тока 0,7 А при напряжении 35 В. Чему равно сопротивление проводника? (50 Ом)

2 уровень (5 баллов)
Определите силу тока на участке цепи, состоящей из константановой проволоки длиной 20 м, сечением 1,26 мм2, если напряжение на концах этого участка 40 В. (5 А)

2 вариант

1 уровень (3 балла)
Определите мощность электродвигателя, если при его включении в сеть с напряжением 220 В ток в обмотке двигателя 5 А. (1100 Вт)

2 уровень (5 баллов)
Определите напряжение на концах телеграфной линии протяженностью 200 км, если провода линии, изготовленные из железа имеют сечение 12 мм2, а сила тока в проводах 0,01 А. (16,7 В)

- Итак, наш урок подходит к концу. Сегодня на уроке мы повторили основные формулы, провели небольшое исследование с электрической цепью, узнали дополнительную информацию про лампу накаливания и предохранители.

- Давайте еще раз вспомним, как нужно работать с электрической цепью, Я буду говорить вам начало фразы, а вы должны ее закончить, попадая в рифму. Хорошо?

В любую электроцепь войдут всегда
Источник, потребитель, … (провода)

При сборке надо знать для ясности
Правила по технике… (безопасности)

Не забудем при сборке мы следовательно
Амперметр включаем… (последовательно)

А вольтметр двумя проводами отдельно
Включи к элементам цепи ... (параллельно)

С учетом полярности сводим концы.
Учитель нам скажет, что мы - … (молодцы!)

Итог урока

- У каждого из вас на столе лежит лист самооценки, прошу оценить свою работу на уроке (решение задач + число жетонов за работу в команде) и рисунок лампочки, у гостей тоже есть лампочки, вы можете дорисовать лампочку, оценив свое настроение на уроке.

- Если урок был интересным и полезным для вас, нарисуйте довольную лампочку, если были какие-то затруднения в ходе урока, зарисуйте ту эмоцию какую посчитаете уместной, если вы недовольны собой, урок не принес вам никаких положительных эмоций, зарисуйте грустную, погасшую лампочку, давайте сделаем из ваших лампочек гирлянду и посмотрим, зажжется ли она?

- Зажглась! (в случае, если все лампочки довольны)
- Спасибо, ребята, что были активны и позитивны на уроке, вы - молодцы! Всем хорошего дня, до свидания!

Размер:
26.16 Kb
Скачали:
10