Цель урока: создать условия для самостоятельного изучения обучающимися различных видов теплопередачи и, на основе теоретической информации и проведенных в ходе работы экспериментов, выяснить особенности этих видов.
Задачи:
Данное занятие рассчитано на 2 спаренных урока.
- Мы продолжаем работать по теме "Тепловы явления".
- Для того, чтобы перейти к новой теме, теме сегодняшнего урока, вспомним что мы уже знаем об изучаемых явлениях.
Во время ответов на вопросы – на доске формируется схема.
На магнитной доске рисунки:
- Перед вами 7 рисунков. Какие явления изображены на рисунках? (ответы учащихся)
- Разделите рисунки по способам изменения внутренней энергии, объясните деление.
- Только на одном рисунке внутренняя энергия увеличивается путем совершения работы, на остальных – теплопередача.
- В природе существует три вида теплопередачи (теплообмена): теплопроводность, конвекция и излучение, о них мы сегодня и поговорим. (На интерактивной доске появляется незаполненная таблица "виды теплопередачи")
- Запишите тему урока "Виды теплопередачи".
- Попытайтесь сгруппировать оставшиеся рисунки на 3 группы. К концу урока проверим, верно ли вы осуществили деление и обоснуем выбор.
- У вас на столах оборудование для исследования одного вида теплопередачи и теоретический материал, где описаны все три вида.
- Вам необходимо провести исследование, пользуясь инструкцией, и заполнить протокол наблюдений; изучив теоретический материал понять какой именно вид теплопередачи вы исследовали.
- Далее нужно подготовить отчет группы и заполнить один столбик таблицы по видам теплопередачи.
Алгоритм работы группы:
Задания по группам:
Во время работы обучающихся по группам учитель наблюдает за работой, помогает при появлении затруднений в работе.
Группы поочередно отчитываются о проделанной работе, заполняют на интерактивной (или обычной) доске один столбик таблицы, аналогичной таблице в тетради.
Обучающиеся, слушающие отчет группы могут задавать вопросы на уточнение или дополнять ответ выступающей группы.
Обобщение учителя.
После выступлений всех групп на доске сформирована таблица по всем трем видам теплопередачи.
Учитель, в диалоге в классом, обобщает полученные результаты, обращает внимание на особенности каждого вида, совместно с обучающимися находят общие моменты, характерные разным видам теплопередачи, принципиальные отличия, исправляют допущенные неточности.
Теплопроводность – перенос тепла (энергии) от более нагретых участков тела к менее нагретым в результате теплового движения и взаимодействия молекул и атомов вещества.
Конвекция – это процесс теплопередачи, при котором энергия переносится самими струями газа или жидкости. Конвекция может происходить только в жидкостях или газах. (в твердых телах такого явления не бывает)
Лучистый теплообмен (излучение) – теплообмен, при котором энергия переносится различными лучами. Это могут быть солнечные лучи, а также лучи, испускаемые нагретыми телами.
Тепловое излучение испускают все тела, если их температура выше температуры окружающей среды; причем, чем выше температура тела, тем больше энергии оно передает путем излучения.
- Сегодня мы изучили три вида теплопередачи, вернемся к рисункам, которые вы группировали в начале урока, и проверим, верно ли было выполнено деление их на три группы.
- Как сейчас вы провели бы группировку? Объясните свой выбор.
Домашнее задание
Прочитать § 4-6, заполнить таблицу в тетради по всем видам теплопередачи, выполнить упражнения к параграфам.