Конспект урока по физике в 8 классе "Виды теплопередачи"

Цель урока: создать условия для самостоятельного изучения обучающимися различных видов теплопередачи и, на основе теоретической информации и проведенных в ходе работы экспериментов, выяснить особенности этих видов.

Задачи:

  • развивать умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;
  • обнаруживать особенности разных видов теплопередачи, формировать представление о механизме того или иного вида, средах, в которых возможен перенос тепла путем теплопроводности, конвекции и излучения.

Данное занятие рассчитано на 2 спаренных урока.

Ход урока

Актуализация знаний

- Мы продолжаем работать по теме "Тепловы явления".
- Для того, чтобы перейти к новой теме, теме сегодняшнего урока, вспомним что мы уже знаем об изучаемых явлениях.

Фронтальный опрос

  1. Какие тепловые явления вы знаете? Почему они так называются?
  2. Что такое тепловое движение? Почему оно так называется?
  3. Мерой чего является температура тела?
  4. Что такое внутренняя энергия?
  5. Как можно повысить внутреннюю энергию вещества?
  6. Какие способы повышения внутренней энергии вы знаете?
  7. Что такое теплопередача (теплообмен)?

Во время ответов на вопросы – на доске формируется схема.

СхемаСхема

Мотивация

На магнитной доске рисунки:

  • схема образования бризов;
  • нагревание воды в чайнике на плите;
  • получение огня трением;
  • нагревание кочерги в огне (рука, держащая кочергу – в перчатке);
  • рука без перчатки держит горящую палку;
  • человек в темной одежде и человек в светлой – гуляющие на солнце;
  • сосулька, тающая на солнце.

- Перед вами 7 рисунков. Какие явления изображены на рисунках? (ответы учащихся)
- Разделите рисунки по способам изменения внутренней энергии, объясните деление.
- Только на одном рисунке внутренняя энергия увеличивается путем совершения работы, на остальных – теплопередача.

- В природе существует три вида теплопередачи (теплообмена): теплопроводность, конвекция и излучение, о них мы сегодня и поговорим. (На интерактивной доске появляется незаполненная таблица "виды теплопередачи")

- Запишите тему урока "Виды теплопередачи".
- Попытайтесь сгруппировать оставшиеся рисунки на 3 группы. К концу урока проверим, верно ли вы осуществили деление и обоснуем выбор.

Работа в группах

- У вас на столах оборудование для исследования одного вида теплопередачи и теоретический материал, где описаны все три вида.
- Вам необходимо провести исследование, пользуясь инструкцией, и заполнить протокол наблюдений; изучив теоретический материал понять какой именно вид теплопередачи вы исследовали.

- Далее нужно подготовить отчет группы и заполнить один столбик таблицы по видам теплопередачи.

Таблица видов теплопередачиТаблица видов теплопередачи

Алгоритм работы группы:

  • вклеить в тетрадь таблицу;
  • провести опыт;
  • заполнить протокол наблюдений;
  • изучить теоретический материал, сделать вывод;
  • подготовить отчет группы;
  • одновременно с подготовкой отчета заполнить один столбик таблицы, об исследуемом данной группой виде теплопередачи.

Задания по группам:

  • первая группа исследует теплопроводность;
  • вторая – конвекцию в жидкостях;
  • третья – излучение;
  • четвертая – конвекцию в газах.

Во время работы обучающихся по группам учитель наблюдает за работой, помогает при появлении затруднений в работе.

Отчет групп

Группы поочередно отчитываются о проделанной работе, заполняют на интерактивной (или обычной) доске один столбик таблицы, аналогичной таблице в тетради.
Обучающиеся, слушающие отчет группы могут задавать вопросы на уточнение или дополнять ответ выступающей группы.

Обобщение учителя.

После выступлений всех групп на доске сформирована таблица по всем трем видам теплопередачи.

Учитель, в диалоге в классом, обобщает полученные результаты, обращает внимание на особенности каждого вида, совместно с обучающимися находят общие моменты, характерные разным видам теплопередачи, принципиальные отличия, исправляют допущенные неточности.

Теплопроводность – перенос тепла (энергии) от более нагретых участков тела к менее нагретым в результате теплового движения и взаимодействия молекул и атомов вещества.

Конвекция – это процесс теплопередачи, при котором энергия переносится самими струями газа или жидкости. Конвекция может происходить только в жидкостях или газах. (в твердых телах такого явления не бывает)

Лучистый теплообмен (излучение) – теплообмен, при котором энергия переносится различными лучами. Это могут быть солнечные лучи, а также лучи, испускаемые нагретыми телами.

Тепловое излучение испускают все тела, если их температура выше температуры окружающей среды; причем, чем выше температура тела, тем больше энергии оно передает путем излучения.

Рефлексия

- Сегодня мы изучили три вида теплопередачи, вернемся к рисункам, которые вы группировали в начале урока, и проверим, верно ли было выполнено деление их на три группы.
- Как сейчас вы провели бы группировку? Объясните свой выбор.

Домашнее задание

Прочитать § 4-6, заполнить таблицу в тетради по всем видам теплопередачи, выполнить упражнения к параграфам.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: конспект урока, физика, 8 класс