Цели урока:
Критерии оценки согласно уровням Блума:
Предшествующие знания из курса физика 7 класса понятия: вещество, молекула, энергия, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа.
Приветствие учащихся.
Прием "Привет". Учащиеся здороваются друг с другом как с президентом, с соседом, с родственником.
Прием: "Тренер и игрок"
Тренер - ученик 1: У вас будут вопросы с ответами на обороте. Задавайте их без подсказок. Подсказывайте только тогда, когда ученик 2 не может дать полный ответ.
Игрок - ученик 2: Вы даете полные ответы. Если вы не знаете ответа на вопрос, вы можете попросить подсказку.
Вопросы:
Деление на группы
Прием "Времена года". Ученики выбирают по цвету стикера время года и рассаживаются по группам:
Работа в группах
Перед началом эксперимента учитель предоставляет инструкцию:
Вопросы высокого низкого порядка, учителя группам и всему классу. (прием "Мозговой штурм")
Совместно с учителем ученики формулируют тему сегодняшнего урока: "Внутренняя энергия, способы изменения внутренней энергии".
Определение цели урока
Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны найти ответы в течении урока? (Ответы учащихся: Что такое внутренняя энергия? Какими способами можно ее изменить? Что такое теплопередача?)
Учениками формируют цель урока.
Стратегия "ЖИГСО" методом групп сменного состава по Ривину.
Задания группам:
Внимательно прочитать текст параграфа 3 ст. 16-19.
Группа 1 (Зима) – Часть I. В тексте выделить ключевые слова, понятие внутренней энергии, от чего она зависит, ее обозначение и единица измерения.
Группа 2 (Весна) – Часть II. Записать, как механическая работа изменяет внутреннюю энергию газа при его расширении; при его сжатии. Объяснить опыт по рисунку. В каком из трех агрегатных состояний тела внутренняя энергия больше; меньше? Привести примеры.
Группа 3 (Лето) – Часть III. Самостоятельно изучить, как внутренняя энергия изменяется при теплопередачи, рассмотреть рисунки, направление теплопередачи.
Группа 4 (Осень) – прочитать Часть I параграфа и составить диаграмму Венна, сравнивая внутреннюю энергию тела с механической энергией.
Учитель проверяет понимание темы, задавая вопросы по каждой части, отвечают все члены группы, кроме ученика, который отвечал за эту часть текста.
Прием "Бросание мяча"
Учитель задает вопрос, бросая мяч. Ученик, поймавший мяч, отвечает на вопрос. Если ученик не может ответить на вопрос, он передает мяч другому ученику.
Вопросы высокого и низкого порядка:
Обратная связь: "Активно работал. Пассивно наблюдал"
Ученики наклеивают стикеры, выбирая вид деятельности при работе.
Тестовое задание
I вариант
1. От каких физических величин зависит внутренняя энергия тела?
a) от массы и скорости тела;
б) от температуры и массы тела;
в) от высоты тела над землей и его скорости;
г) от температуры и агрегатного состояния вещества.
2. По футбольному мячу ударили ногой. Изменилась ли внутренняя энергия воздуха внутри мяча в момент удара? Почему?
3. Володя дежурил в классе. Он должен был сделать влажную уборку и поэтому налил в ведро воды и медленно понес его в классную комнату. Так как ведро было тяжелое, то он часто останавливался и отдыхал. Вовремя одной остановки Володя увидел меня и задал свой "хитрый" вопрос: "Когда ведро с водой тяжелее: когда оно наполнено холодной водой или горячей?"
II вариант
1. Внутренняя энергия - это энергия частиц тела. Она состоит из ...
a) кинетической и потенциальной энергии всех молекул;
б) потенциальной энергии взаимодействия молекул;
в) кинетической энергии всех молекул.
2. В одном сосуде разреженный газ. В другом таком же сосуде сжатый газ. Какой газ обладает большей внутренней энергией? Почему?
3. Если провести новым мелом несколько горизонтальных линий на классной доске и потрогать мел пальцами. Вопрос: "Почему мел нагрелся?"
Таблица ответов на тест:
1 вариант
Вопросы |
1 |
2 |
3 |
Ответы |
С |
Да, так как совершена мех. работа над мячом |
Плотности жидкостей различны; так плотность воды при 0 °С равна 999,841 кг/м3, а при 100 °С равна 958,35 кг/м3 значит ведро с холодной водой будет тяжелее. |
2 вариант
Вопросы |
1 |
2 |
3 |
Ответы |
А |
Сжатый газ, так как велико взаимодействие молекул. |
Над мелом была совершена работа. Частично эта работа превратилась в его внутреннюю энергию. |
Учитель выводит на доску цели урока поставленные в начале и просит учеников проанализировать их по степени достижения, а так же ученики считают количество стикеров на: активно работал, пассивно наблюдал и переходят к выполнению рефлексии
Прием "Шкалирование"
У каждого лежат на столе листочки со школой. Ученики отмечают на каком уровне по достижению поставленных целей на уроке они находятся.
Домашнее задание
§3. Творческое задание: презентация "Теплообмен в организме человека"