Конспект урока физики 8 класс "Капиллярные явления"

Цели урока:

  • познакомить учащихся с капиллярными явлениями;
  • обосновать с точки зрения физики причину движения жидкости по капиллярам, выявить особенности капиллярных явлений;
  • наблюдать явления и делать выводы.
  • воспитывать умение логически мыслить.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация, трубки разного диаметра, сосуд с подкрашенной водой, бумажные салфетки.

Ход урока

Учитель: Перечислите известные вам свойства жидкостей.
Ученики: Жидкости состоят из молекул, расстояния между которыми сравнимы с размерами самих молекул. Молекулы колеблются относительно положений равновесия и перескакивают с одного места на другое, время "оседлой жизни" составляет примерно 10–8 с. Жидкости текучи, практически несжимаемы. Они сохраняю объем, но меняют форму.

Учитель: В своей жизни мы часто сталкиваемся с привычными и обыкновенными вещами. Кто из нас не пользовался бумажными салфетками, бумажными платочками и полотенцами, не рисовал красками в альбоме, не склеивал бумагу и картон? Почему они впитывают влагу и делают это по-разному? От чего это зависит?

Опыт

– Опустим три трубочки разного диаметра в жидкость. Что мы наблюдаем? (ответы учащихся)

Демонстрация опытаДемонстрация опыта

– Ребята, сегодня мы с вами рассмотрим капиллярные явления.
– Что такое капиллярные явления?
– Где можно наблюдать капиллярные явления?
– Какими величинами характеризуются капиллярные явления?

Действие поверхностного натяжения и эффектов смачивания проявляется в капиллярных явлениях – движении жидкости по тонким трубкам. Капиллярные явления – это явления подъема или опускания жидкости в капиллярах, заключающиеся в способности жидкостей изменять уровень в трубках малого диаметра, узких каналах произвольной формы и пористых телах Смачивающие жидкости поднимаются по капиллярам, не смачивающие - опускаются.

Термин "капилляр" происходит от латинского слова capillus - волос
Зависимость высоты подъема жидкости в капиллярной трубке. (Слайд для определения высоты подъема жидкости в капиллярах. Здесь можно менять значения радиуса капилляра, плотности жидкости, поверхностного натяжения и наблюдать, как изменяется высота подъема жидкости)

Определение высоты подъема жидкости в капиллярахОпределение высоты подъема жидкости в капиллярах

Примеры капиллярных явлений в жизни и их роль в природе, быту и технике.

Примеры капиллярных явленийПримеры капиллярных явлений

Явление капиллярности играет огромную роль в самых разнообразных процессах, окружающих нас. Самый распространенный пример капиллярного явления – это принцип работы обыкновенного полотенца или бумажной салфетки. Вода с рук уходит на полотенце или бумажную салфетку за счет подъема жидкости по тонким волокнам, из которых они состоят.

Без капиллярных явлений существование живых организмов просто невозможно. Подъем питательного вещества по стеблю или стволу растения обусловлен явлением капиллярности: питательный раствор поднимается по тонким капиллярным трубкам, образованными стенками растительных клеток.

Следует учитывать и капиллярность почвы, ведь она также пронизана множеством мелких каналов, по которым вода поднимается из глубинных слоев почвы в поверхностные. Пчелы, бабочки извлекают нектар из глубин цветка посредством очень тонкой капиллярной трубки, находящейся внутри пчелиного хоботка.

Большинство растительных и животных тканей пронизано громадным числом капиллярных сосудов. Именно в капиллярах происходят основные процессы, связанные с питанием и дыханием организма. Кровеносные сосуды – это капилляры, по которым течет кровь. Причем, чем дальше от сердца идут сосуды, тем тоньше они становятся.

Строителям приходится учитывать подъем влаги из почвы по порам строительных материалов. Если этого не учесть, то стены зданий отсыреют. Для защиты фундамента и стен от таких вод используют гидроизоляцию. По капиллярам фитиля поднимаются горючие и смазочные вещества. Топливо поступает по фитилю за счет движения по волокнам фитиля, как по капиллярным трубкам. Промокание одежды во время дождя, к примеру, брюк до самых колен от ходьбы по лужам также обязано капиллярным явлениям.

В технике капиллярные явления имеют огромное значение, например, в процессах сушки капиллярно-пористых тел и т.п. Большое значение капиллярные явления имеют в строительном деле. Например, чтобы кирпичная стена не сырела, между фундаментом дома и стеной делают прокладку из вещества, в котором нет капилляров.

В бумажной промышленности приходится учитывать капиллярность при изготовлении различных сортов бумаги. Например, при изготовлении писчей бумаги ее пропитывают специальным составом, закупоривающим капилляры. В быту капиллярные явления используют в фитилях, в промокательной бумаге, в перьях для подачи чернил и т.п.

Капиллярные явления играют значительную роль в природе, в быту и технике. Благодаря им, происходят процессы питания растений, увлажнения почвы подземными водами. Их используют в различных технических устройствах, при сушке пористых веществ, для измерения поверхностного натяжения разных жидкостей. В строительном деле их учитывают при изоляции фундамента от самого здания, прокладывая между ними не смачиваемые водой материалы (рубероид).

Качественные задачи

- Бидон с керосином или бензином нельзя закрыть пробкой, обернутой тряпкой. Почему?
- Если положить кусок мела на мокрую губку, он намокнет. Если сухую губку положить на мокрый мел, он останется сухой. Почему?
- На сыром грунте следы от шагов человека или от телеги намокают. Почему?

- Из произведения В Г. Распутина "Живи и помни": "…Листочки на них уже распрямились из трубочек, но были маленькие, бледные под солнцем, с глубокими бороздками..."
Вопрос: Какую функцию выполняют эти бороздки?

В начале V тыс. до н.э. в районе для хранения воды использовались вырытые в земле и обмазанные внутри глиной ямы, а чтобы глина не пропускала воду, внутри разводили костер. Позже появилась грубая глиняная посуда.

Вопрос: Для каких целей ямы, вырытые в земле, обжигали изнутри?

Подведение итогов урока

Учитель: Мы познакомились с капиллярными явлениями и теперь с позиций полученных знаний, вы можете объяснить широкий круг явлений.

Рефлексия

  • Что Вам понравилось сегодня на уроке?
  • Какой опыт получили на уроке?
  • Что не понравилось в проведении урока?

Домашнее задание: выучить конспект.

Размер:
136.93 Kb
Скачали:
39

Метки к статье: конспект урока, физика, 8 класс