Цель урока: формирование представлений учащихся о плотности вещества.
Задачи:
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку, выявление отсутствующих, организация работы учащихся.
Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, давайте повторим ранее изученные понятия.
- Что такое масса? (Масса - физическая величина, характеризующая инертные свойства тел)
- Что такое инертность? (Инертность - свойство тел по-разному изменять скорость при взаимодействии)
- Как обозначается масса? В каких единицах измеряется масса? С помощью какого прибора измеряют массу? (m - обозначение массы, измеряется в кг, прибором для измерения массы являются весы)
- А теперь повторим, что вы знаете про физическую величину – объем.
- Как обозначается объем? В каких единицах измеряется? (V – обозначение объема, измеряется в системе СИ в м3)
- Как найти объем прямоугольного параллелепипеда? (объем прямоугольного параллелепипеда вычисляется по формуле: V=a*b*c)
- Как найти объем тела неправильной формы?
Чтобы найти объем тела неправильной формы можно воспользоваться мензуркой с водой – посмотреть, какой объем воды налит в мензурку, после этого опустить тело неправильной формы в мензурку и определить объем воды вместе с телом. Разница этих измерений покажет объем самого тела.
- Ребята, а вы когда-нибудь слышали такую загадку: "Что тяжелее, килограмм пуха или килограмм золота?" (Да слышали)
- А если эти вещества взять одинакового объема? Что тогда покажут весы? А вы задумывались почему? (если эти вещества взять одинакового объема, то перевесит сторона, где лежит золото)
- Давайте экспериментально проверим, действительно ли это так.
- У вас на столах в наборе № 1 два цилиндра, сравните их объемы? Как вы думаете, а массы будут какими? (Проводят эксперимент по измерению объема цилиндров с помощью мензурки. Вывод - объемы одинаковые)
- Давайте сравним их массы с помощью весов.
- Какой вывод можно сделать из этого опыта?
- Поэкспериментируем еще - возьмите цилиндры из набора № 2. Что вы можете сказать про их объемы? А про массы?
- Давайте сравним их массы? Как вы думаете почему? (Измеряют массы цилиндров с помощью рычажных весов. Вывод - они сделаны из разных веществ; у тел с одинаковым объемом масса может быть разной)
- Скажите, зависит ли масса тел одного и того же объема от вещества из которого они изготовлены? (Да, зависит)
- Как вы думаете, а почему так? (Разное молекулярное строение, у одних веществ молекулы ближе друг другу, чем у других, т.е. плотнее)
- Итак, тема нашего урока "Плотность вещества". Откройте тетради, запишите тему урока и дату на полях.
- А теперь, давайте, вместе определим цели урока? Что мы хотим узнать нового? Чему хотим научиться? (узнать, что такое плотность, как обозначается, как вычисляется, как определить ее у цилиндров)
- В проделанных экспериментах вы узнали, что у цилиндров с одинаковым объемом масса разная.
- Что вы можете сказать, сравнив массы, приходящиеся на единицу объема у каждого из цилиндров? (У первого цилиндра на единицу объема приходится большая масса, а у второго цилиндра на единицу объема приходится меньшая масса)
- Молодцы! Это главный вывод и вы его сделали. А теперь главное...
- Масса, приходящаяся на единицу объема - это и есть плотность.
- Сейчас я проговорю вам определение:
Плотность – это физическая величина, которая показывает массу, приходящуюся на единицу объема
- Давайте определение запишем в тетрадь.
- Плотность обозначается буквой ρ. Читается эта буква "ро".
Плотность – это физическая величина, равная отношению массы тела к его объему.
Вывод формулы для вычисления плотности вещества: ρ = m/V.
- В кг измеряется масса, объем в м3, тогда получается что плотность измеряется в - кг/м3
Записали в тетрадь: в СИ [ρ] = [кг/м3]
Учитель дополняет рассказ:
- Плотности различных веществ рассчитаны и занесены в таблицу, которую мы с вами будем использовать при решении задач.
- Ребята, откройте учебник на стр. 63 и найдите таблицу плотностей. Сейчас мы познакомимся с ней.
Учитель дает разъяснения о таблице плотностей - ребята, надо обратить внимание на то, что в таблице есть значения плотностей веществ и в кг/м3, и в г/см3.
- Посмотрите на численные значения плотностей одного и того же вещества в таблице и сделайте вывод, какое действие нужно выполнить, чтобы от г/см3 перейти к кг/м3, и наоборот? (ответы учащихся)
- А теперь взгляните на экран. Вам предлагается несколько заданий, которые вы должны выполнить, используя таблицу плотностей.
Тестовая работа и решение качественных задач
Подходит любая разработка теста по теме, задачи из задачника А.В. Лукашик.
Учитель предлагает учащимся анкету, в которой они высказывают свое мнение о проведенном уроке.