Цели и задачи урока:
Ожидаемые результаты:
Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку, выявление отсутствующих.
Правила работы:
Деятельность ученика:
Проверяют свою готовность к уроку, слушают учителя и рассаживаются.
Актуализация знаний
Цель: проявление и перевод в состояние активного функционирования учащимися информации, усвоенной ранее и необходимой для осуществления преемственности с новым учебным материалом.
Деятельность учителя:
- Сегодня мы начинаем изучение новой темы, точнее даже новой главы "Тепловые явления".
- Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, давайте вспомним: (вопросы к детям)
– Какие явления относятся к тепловым?
- С помощью какого прибора мы измеряем температуру и в каких единицах она измеряется в повседневной жизни?
- Знаете ли вы другие единицы измерения температуры
- Какие агрегатные состояния мы знаем?
- Чем отличаются по строению вещество в различных агрегатных состояниях
- Давайте вспомним каждое агрегатное состояние
- А давайте вспомним какие виды механической энергии мы знаем?
- Что это за энергии?
Деятельность ученика:
- Отвечают на вопросы учителя, рассуждают, вспоминают.
- Тепловые явления – это явления, связанные с изменением температуры
- Температуру измеряют с помощью термометра в градусах цельсия
- Еще есть единицы фаренгейты и кельвины
- Вещество может быть в 3 агрегатных состояниях - твердом, жидком и газообразном
- По строению вещество в разных агрегатных состояниях отличаются движением молекул, их взаимодействием и расстояниями между ними
- Рассказывают о каждом состоянии.
- Существует 2 вида механической энергии – Кинетическая и потенциальная
- Кинетической энергией обладают движущиеся тела, а потенциальная энергия – это энергия взаимодействия тел.
Открытие нового знания
Цель: формирование представлений учащихся о внутренней энергии.
Деятельность учителя:
- Рассуждая о строении вещества мы вспомнили, что молекулы внутри вещества постоянно двигаются в каком бы они состоянии не находилось вещество и в тоже время они притягиваются и отталкиваются, что же можно сказать об энергии молекул?
- Давайте сделаем вывод, что же такое внутренняя энергия вещества?
- Совершенно верно, ребята!
- Давайте запишем определение внутренней энергии в тетрадь
- А как вы думаете, ребята, можно ли изменить внутреннюю энергию тела?
- Совершенно верно! Как бы вы назвали такой способ изменения внутренней энергии?
- Совершенно верно этот способ так и называется – теплопередача.
- Откройте параграф 3, прочитайте его и познакомьтесь с еще одним способом изменения внутренней энергии.
Деятельность ученика:
- Каждая молекула обладает и кинетической энергией и потенциальной.
- Молекул в веществе очень много и поэтому я думаю, что внутренняя энергия тела складывается из кинетической и потенциальной энергии всех молекул составляющих вещество.
- Я думаю, что – да, например нагреванием или охлаждением, т.к мы знаем, что при увеличении температуры скорость движения молекул увеличивается, следовательно их кинетическая энергия возрастает, а значит увеличивается и их потенциальная энергия взаимодействия. А при охлаждении наоборот. Значит в общем изменяется внутренняя энергия.
- Такой способ можно назвать передача тепла или теплообмен.
Обобщение изучаемого материала
Цель: систематизация знаний.
Деятельность учителя: дополняет рассказ учащихся, используя презентацию и интерактивные компьютерные модели. Предлагает начертить схему изложения нового материала на уроке.
Деятельность ученика: задают вопросы по презентации. Чертят схему.
Проверка полученных знаний
Деятельность учителя: предлагает небольшую тестовую работу по изученной теме. (можно устно решить несколько качественных задач)
Деятельность ученика: выполняют работу.
Подведение итогов. Рефлексия
Цель: подведение итогов, рефлексия деятельности на уроке.
Деятельность учителя: организация рефлексии учащихся. Учитель предлагает учащимся анкету, в которой они высказывают свое мнение о проведенном уроке.
Анкета
Деятельность ученика: заполняют анкету.