Обобщающий урок физики для 7 класса по темам: "Давление в жидкостях и газах" и "Сила Архимеда"

Цели урока:

  • закрепить полученные знания по темам "Давление в жидкостях и газах" и "Сила Архимеда", применить эти знания на практике;
  • раскрыть физическую суть плавания тел;
  • определить роль Архимеда в физике.

Ход урока

Класс делится на четыре команды, выбирается капитан каждой команды.

1 задание

  1. Назвать практическое применение выталкивающей силы.
  2. Объяснить, как рыбы могут плавать в воде. (воздушный пузырь, который может изменять объем)
  3. Что помогает держаться на плаву водоплавающим птицам? (толстый слой пуха и перьев, в которых содержится много воздуха. Благодаря этому средняя плотность тела птиц очень маленькая)
  4. Почему водоросли в воде занимают вертикальное положение? (их стебли легко гнутся, но на концах стеблей есть большие пузыри воздуха, которые играют роль поплавков)

2 задание

Каждая команда получает карточку с задачами. За правильное решение – 3 очка, неполное решение – 1,5 очка, за формулы – 0,5 очка.

Задачи

1 команда

  • Вычислите давление нефти на дно бака, если уровень ее находится на расстоянии 9,5 м от дна. Определить также давление нефти на дно, если площадь дна 290 м2.
  • Вычислить выталкивающую силу, действующую на гранитную глыбу, если она при полном погружении в воду вытесняет 0,8 м3 воды. Плотность гранита 2600 кг/м3.

2 команда

  • Кубик с ребром 10 см погружен в воду так, что его нижняя грань находится в воде на глубине 25 см. С какой силой вода давит на нижнюю грань кубика?
  • Железобетонная плита с размерами 3,5×1,5 × 0,2 м, плотностью 2200 кг/м3 погружена в воду. Вычислите силу Архимеда, действующую на плиту.

3 команда

  • Плоскодонная баржа получила пробоину в днище площадью 200 см3. С какой силой надо прижимать пластырь, которым заделывают пробоину, чтобы выдержать напор воды на глубине 2 м?
  • Определить объем куска алюминия, на который в керосине действует сила Архимеда 120 Н. Плотность алюминия – 2700 кг/м3.

4 команда

  • Определить силу давления керосина на квадратную пробку площадью поперечного сечения 16 см2, если расстояние от пробки до верхнего уровня керосина 40 см.
  • Определить вес деревянного бруска, который вытесняет 0,5 л воды. Плотность дерева (сосна) 520 кг/м3.

3 задание

Ответить на вопросы. Если команда знает ответ, капитан поднимает руку. Правильный ответ – 1 очко.

  1. Как в газе передается внешнее давление? (по всем направлениям)
  2. Единица давления. (Па)
  3. Как на величину силы давления влияет глубина погружения тела? (не влияет)
  4. Как называется линия максимального погружения судна в воду? (ватерлиния)
  5. Итальянский ученый, который первым измерил атмосферное давление. (Торричелли)
  6. Какой закон объясняет плавание судов? (закон Архимеда)
  7. Какова величина нормального атмосферного давления? (760 мм рт. ст. или 105 Па)
  8. В какой воде легче плавать и почему? (в соленой, плотность воды больше)
  9. Как изменяется атмосферное давление с высотой? (уменьшается)
  10. Единица измерения выталкивающей силы. (Ньютон)
  11. Проявляется ли закон Архимеда в условиях невесомости? (нет)
  12. 12) Как изменится осадка судка при переходе из реки в море? (уменьшится, так как выталкивающая сила в соленой воде больше)

4 задание

Объяснить, с какой целью и кто проводил следующие опыты:

  1. 8 мая 1654 года из всех немецких городов собрались знатные люди, чтобы посмотреть, как бургомистр города Магдебурга продемонстрирует интересный опыт. Приехал даже император Фердинанд III. Когда из пространства между двумя медными полушариями откачали воздух, то они так плотно соединились друг с другом, что восемь пар лошадей не смогли их разъединить. (Отто Герике, цель-доказать наличие атмосферного давления и насколько оно велико)
  2. Однажды ученый со своими учениками решил подняться на гору. С собой они взяли пузырь, частично заполненный воздухом. Что произошло на вершине горы? Что было доказано этим опытом? Кто этот ученый? (Паскаль, пузырь надулся, так как на вершине горы атмосферное давление меньше, чем у подножия)

5 задание

Дать ответ с объяснением.

  1. Почему огромный корабль плавает, а маленький гвоздь в воде тонет? (значительная часть объема судна заполнена воздухом, поэтому средняя плотность судна меньше, чем плотность воды)
  2. Почему мыльный пузырь имеет форму шара? (по закону Паскаля давление по всем направлениям передается одинаково)

Подведение итогов

Определение команды победителя. Выставления оценок за работу на уроке.

Размер:
14.2 Kb
Скачали:
9

Метки к статье: конспект урока, физика, 7 класс