Цели урока:
Оборудование: стаканы с водой, соль, динамометры, тела равного объема, тела разного объема, пластилин, тела разной плотности.
Задачи урока:
Этапы урока (время) |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
1. Мотивация и постановка цели |
Отвечают на вопрос учителя. |
Кто из вас был в Греции? |
Это - правда, т. к. в воде действует выталкивающая сила. |
Пожилые греки рассказывают, что жил один молодой человек, который обладал чудовищной силой. Даже стоя по пояс в воде, он легко поднимал одной левой рукой массу в 1000кг. Правда, только до пояса, выше поднимать отказывался. Могут ли быть правдой такие рассказы? |
|
Запись темы урока в тетрадь. |
Верно. И тема сегодняшнего урока – «Выталкивающая сила» |
|
Формулируют цель урока. |
Что необходимо сделать сегодня на уроке? |
|
2.Постановка проблемы |
Предположили, выдвинули гипотезу. Проверить экспериментально. Выполняют эксперимент в парах и делают вывод. Отвечают на вопрос учителя Записывают в тетради Fа – сила Архимеда Fа=Pвоз-Pж Работают в группах, выдвигают свои версии. Выполняют рисунок в тетради Методом мозгового штурма высказывают свои предположения Гипотезой, предположением. Провести опыт |
Вы сказали, что существует выталкивающая сила. Т.е. вы что сделали? Что необходимо сделать с любой гипотезой в физике? У вас на столах имеется необходимое оборудование. Проведите в парах эксперимент, для подтверждения или опровержения гипотезы. Заполняет совместно с учащимися блок-схему гипотеза опыт вывод Получается, мы сегодня сделали открытие? Мы опоздали с вами как минимум на 2000 лет. Это сделал 250 лет до н.э. древнегреческий ученый Архимед. А в чем причина силы Архимеда? Дает объяснение по данному рисунку. От чего зависит эта сила? Учитель фиксирует все ответы на доске. Все перечисленное, чем является? Обращает внимание снова на блок-схему: гипотеза опыт вывод Следовательно, что сейчас необходимо сделать? |
3. Открытие нового знания (этап поиска и исследования) |
Проводят эксперимент в группах по предложенному алгоритму и записывают отчет в тетрадь. (приложение 1). После проведения эксперимента каждая группа выбирает спикера, который представляет результат исследования и заполняют кластер. Оценивают работу группы на данном этапе урока. Записывают формулу в тетрадь. |
Консультирует, наблюдает. При необходимости помогает. Фиксирует кластер на доске. Выталкивающая сила Не зависит Зависит - глубины погружения - объема тела - формы тела - плотности жидкости - плотности тела Оцените по 5-балльной шкале вашу исследовательскую работу. Кто желает, дайте словесную оценку вашей деятельности. Какие трудности, проблемы у вас возникли? Дает оценку деятельности группы и отметку спикеру группы. Записывает формулу для расчета силы Архимеда. |
6. Домашнее задание |
Параграф 50, учить закон. Изучить биографию Архимеда, используя дополнительные источники информации и подготовиться к аукциону «Великий Архимед» (кто больше назовет интересных фактов из жизни ученого) |
|
7. Рефлекция |
Подводят итоги урока |
Что планировали в начале урока? Что получилось? Какие вопросы остались нерешенными? Чему учились? |
Приложение 1
Группа 1. Проведите эксперимент по данному алгоритму.
1. Подвесьте тело к динамометру.
2. Погрузите тело в стакан с водой так, чтобы оно только скрылось под водой.
3. Запишите показания динамометра в тетрадь.
4. Погрузите тело в стакан с водой так, чтобы оно находилось на середине сосуда.
5. Запишите показания динамометра в тетрадь.
6. Сделайте выводы по проведенному эксперименту и запишите в тетрадь.
Группа 2. Проведите эксперимент по данному алгоритму.
1. Подвесьте первое тело к динамометру.
2. Погрузите его в емкость с водой.
3. Запишите показания динамометра в тетрадь.
4. Подвесьте к динамометру второе тело.
5. Также погрузите его в емкость с водой.
6. Запишите показания в тетрадь.
7. Сделайте выводы по проведенному эксперименту и запишите в тетрадь.
Группа 3. Проведите эксперимент по данному алгоритму.
1. Возьмите кусок пластилина и слепите из него тело в форме шара.
2. Подвесьте его к динамометру.
3. Погрузите его в емкость с водой.
4. Запишите в тетрадь показания динамометра.
5. Из этого же куска пластилина слепите тело в виде кубика.
6. Подвесьте его к динамометру.
7. Погрузите его в емкость с водой.
8. Запишите показания динамометра в тетрадь.
9. Сделайте вывод по проведенному эксперименту и запишите в тетрадь.
Группа 4. Проведите эксперимент по данному алгоритму.
1. Возьмите тело и подвесьте его к динамометру.
2. Погрузите тело в емкость с водой только на половину.
3. Запишите показания динамометра в тетрадь.
4. Погрузите это же тело в емкость с водой полностью.
5. Запишите показания динамометра в тетрадь.
6. Сделайте вывод по проведенному эксперименту и запишите в тетрадь.
Группа 5. Проведите эксперимент по данному алгоритму.
1. Возьмите тело и подвесьте его к динамометру.
2. Погрузите тело полностью в воду.
3. Запишите показания динамометра в тетрадь.
4. Добавьте в воду поваренную соль и хорошо размешайте раствор.
5. Погрузите то же самое тело в данный раствор.
6. Запишите показания динамометра в тетрадь.
7. Сделайте вывод по эксперименту и запишите в тетрадь.