Конспект урока физики 7 класс «Выталкивающая сила»

Цели урока:

  • Изучение причины возникновения силы Архимеда.
  • Выяснение факторов, от которых зависит сила Архимеда.

Оборудование: стаканы с водой, соль, динамометры, тела равного объема, тела разного объема, пластилин, тела разной плотности.

Задачи урока:

  1. Научить учащихся обнаруживать наличие силы, выталкивающей тело из жидкости, выяснить от каких факторов зависит (не зависит) величина выталкивающей силы и сформулировать закон Архимеда на основании исследования.
  2. Продолжить формирование УУД у учащихся для решения совместной задачи.
  3. Создать условия для исследовательской деятельности.

Ход урока

Этапы урока

(время)

Деятельность

учеников

Деятельность учителя

1. Мотивация и постановка цели

Отвечают на вопрос учителя.

Кто из вас был в Греции?

Это - правда, т. к. в воде действует выталкивающая сила.

Пожилые греки рассказывают, что жил один молодой человек, который обладал чудовищной силой. Даже стоя по пояс в воде, он легко поднимал одной левой рукой массу в 1000кг. Правда, только до пояса, выше поднимать отказывался. Могут ли быть правдой такие рассказы?

Запись темы урока в тетрадь.

Верно. И тема сегодняшнего урока – «Выталкивающая сила»

Формулируют цель урока. 

Что необходимо сделать сегодня на уроке?

2.Постановка проблемы

Предположили, выдвинули гипотезу.

Проверить экспериментально.

Выполняют эксперимент в парах и делают вывод.

Отвечают на вопрос учителя

Записывают в тетради

Fа – сила Архимеда

Fа=Pвоз-Pж

Работают в группах, выдвигают свои версии.

Выполняют рисунок в тетради

Методом мозгового штурма высказывают свои предположения

Гипотезой, предположением. 

Провести опыт

Вы сказали, что существует выталкивающая сила. Т.е. вы что сделали?

Что необходимо сделать с любой гипотезой в физике? 

У вас на столах имеется необходимое оборудование. Проведите в парах эксперимент, для подтверждения или опровержения гипотезы. 

Заполняет совместно с учащимися блок-схему

гипотеза                 опыт             вывод

Получается, мы сегодня сделали открытие?

Мы опоздали с вами как минимум на 2000 лет. Это сделал 250 лет до н.э. древнегреческий ученый Архимед.

А в чем причина силы Архимеда?

Дает объяснение по данному рисунку.

От чего зависит эта сила?

Учитель фиксирует все ответы на доске.

Все перечисленное, чем является?

Обращает внимание снова на блок-схему:

гипотеза            опыт           вывод

Следовательно, что сейчас необходимо сделать?

3. Открытие нового знания (этап поиска и исследования)

 

Проводят эксперимент в группах по предложенному алгоритму и записывают отчет в тетрадь. (приложение 1).

После проведения эксперимента каждая группа выбирает спикера, который представляет результат исследования и заполняют кластер. 

Оценивают работу группы на данном этапе урока.

Записывают формулу в тетрадь.

Консультирует, наблюдает. При необходимости помогает.

Фиксирует кластер на доске.

Выталкивающая сила

Не зависит                                          Зависит

- глубины погружения                            - объема тела

- формы тела

- плотности жидкости

- плотности тела   

Оцените по 5-балльной шкале вашу исследовательскую работу. Кто желает, дайте словесную оценку вашей деятельности. Какие трудности, проблемы у вас возникли?

Дает оценку деятельности группы и отметку спикеру группы.

Записывает формулу для расчета силы Архимеда.                 

6. Домашнее задание

 

Параграф 50, учить закон. Изучить биографию Архимеда, используя дополнительные источники информации и подготовиться к  аукциону «Великий Архимед» (кто больше назовет интересных фактов из жизни ученого)

7. Рефлекция

Подводят итоги урока

Что планировали в начале урока?

Что получилось?

Какие вопросы остались нерешенными?

Чему учились?

Приложение 1

Группа 1. Проведите эксперимент по данному алгоритму.

1. Подвесьте тело к динамометру.
2. Погрузите тело в стакан с водой так, чтобы оно только скрылось под водой.
3. Запишите показания динамометра в тетрадь.
4. Погрузите тело в стакан с водой так, чтобы оно находилось на середине сосуда.
5. Запишите показания динамометра в тетрадь.
6. Сделайте выводы по проведенному эксперименту и запишите в тетрадь.

Группа 2. Проведите эксперимент по данному алгоритму.
1. Подвесьте первое тело к динамометру.
2. Погрузите его в емкость с водой.
3. Запишите показания динамометра в тетрадь.
4. Подвесьте к динамометру второе тело.
5. Также погрузите его в емкость с водой.
6. Запишите показания в тетрадь.
7. Сделайте выводы по проведенному эксперименту и запишите в тетрадь.

Группа 3. Проведите эксперимент по данному алгоритму.
1. Возьмите кусок пластилина и слепите из него тело в форме шара.
2. Подвесьте его к динамометру.
3. Погрузите его в емкость с водой.
4. Запишите в тетрадь показания динамометра.
5. Из этого же куска пластилина слепите тело в виде кубика.
6. Подвесьте его к динамометру.
7. Погрузите его в емкость с водой.
8. Запишите показания динамометра в тетрадь.
9. Сделайте вывод по проведенному эксперименту и запишите в тетрадь.

Группа 4. Проведите эксперимент по данному алгоритму.
1. Возьмите тело и подвесьте его к динамометру.
2. Погрузите тело в емкость с водой только на половину.
3. Запишите показания динамометра в тетрадь.
4. Погрузите это же тело в емкость с водой полностью.
5. Запишите показания динамометра в тетрадь.
6. Сделайте вывод по проведенному эксперименту и запишите в тетрадь.

Группа 5. Проведите эксперимент по данному алгоритму.
1. Возьмите тело и подвесьте его к динамометру.
2. Погрузите тело полностью в воду.
3. Запишите показания динамометра в тетрадь.
4. Добавьте в воду поваренную соль и хорошо размешайте раствор.
5. Погрузите то же самое тело в данный раствор.
6. Запишите показания динамометра в тетрадь.
7. Сделайте вывод по эксперименту и запишите в тетрадь.

Размер:
115.03 Kb
Скачали:
6

Метки к статье: конспект урока, физика, 7 класс