Цель урока: ввести новую физическую величину "давление", "атмосферное давление", рассмотреть действие давления в жизни
Задачи:
Оборудование: дощечка (давления) с гвоздями и емкость с песком, воздушные шарики, свечка, спички, бутылка, вареное яйцо, стакан с водой и картонка, детские кубики, барометр-анероид, карточки с задачами, презентация.
На слайде изображено много картинок, давайте вместе с вами сформулируем тему нашего урока? (Давление твердый тел и газов)
Для начала, я попрошу вас ответить на несколько вопросов:
А теперь давайте проведем опыты вместе с вами.
Вводим понятие "давление" - величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности. Затем даем понятие "атмосферное давление" - сила, с которой атмосфера давит на каждый сантиметр земной поверхности.
На слайде показана формула вычисления давления и единицы измерения: P= F/S 1ПА=H/M2 1 кПА=1000 ПА; 1МПА= 1000 000 ПА. Атмосферное давление принято измерять в мм. рт. ст.
У учащихся на партах имеются распечатанные листы с опорным конспектом, в котором имеется и формула и единицы измерения давления. Затем учитель предлагает рассмотреть прибор барометр-анероид, с помощью которого измеряют атмосферное давление.
В 1844 г. Люсьен Види сконструировал новый, безжидкостный барометр, получивший название барометр-анероид (от греч. "анерос" - безжидкостный). Его основной частью является круглая металлическая коробка, из которой откачали воздух.
При повышении атмосферного давления коробка сжимается, и ее верхняя поверхность начинает тянуть прикрепленную к ней пружину . При уменьшении давления пружина разгибается, и верхнее основание коробки приподнимается. К пружине с помощью передаточного механизма прикреплена стрелка-указатель. Эта стрелка перемещается по шкале, показывая повышение или понижение атмосферного давления.
Средняя высота ртутного столба в барометре на уровне моря составляет 760 мм.рт.ст – это давление называют нормальным атмосферным давлением. Почему уровень ртути в трубке меняется с высотой? Давайте с вами представим, что мы отправляемся в горы захватив с собой барометр-анероид. Что мы сможет пронаблюдать?
Как изменялось атмосферное давление? (Оно понижалось, примерно на 95 мм.рт.ст - на 1 км) Чем выше мы поднимаемся, тем меньше становиться столб воздуха, который на нас давит. Вывод: с увеличением высоты над уровнем моря давление понижается.
Первый фактор изменения атмосферного давления – высота над уровнем моря. При подъеме на 10,5 м атмосферное давление понижается на 1 мм рт. ст. - именно это и заметил Ториичелли еще 350 лет назад!
Зная высоту любого объекта вы сможете рассчитать разницу атмосферного давления, и наоборот, зная разницу давления можно рассчитать высоту или глубину объекта. А теперь давайте решим задачу.
Задача
Какова высота горы, если у подножья атмосферное давление 755 мм рт. ст., а на вершине 520 мм рт.ст.?
Решение:
Найдем разницу между атмосферным давлением – 755 – 520 получим 235 мм.рт. ст
Затем, умножим разницу давлений на 10,5 (постоянная величина), получим высоту горы 2км 467 метров.
Учитель раздает на выбор учащимся идентичные задачи, которые они решают самостоятельно, а затем мы проверяем их результаты.
Давайте попробуем дать ответ на следующие вопросы.
Одинаково ли будет атмосферное давление на материке Антарктида, в районе экватора?
Если в Антарктиде всегда холодно, а на экваторе – жарко, то атмосферное давление будет зависеть от температуры. Теплый воздух легче холодного. Чем температура ниже, тем вес воздуха больше. Поэтому холодный воздух давит на земную поверхность сильнее, чем теплый.
Следовательно, в Антарктиде атмосферное давление высокое, а на экваторе - низкое. Второй фактор - атмосферное давление будет зависеть от температуры воздуха. Существуют две закономерности.
Чем больше высота над уровнем моря, тем меньше атмосферное давление и чем холоднее воздух, тем больше его давление.
Атмосферное давление как и температура величина изменчивая. Следить за его изменениями помогает барометр, его называют "предсказателем погоды". Если давление понижается – это к дождю, если растет, то к ясной, сухой погоде
Учителя предлагают рассмотреть картинки и ответить соответственно к ним на вопросы:
Домашнее задание: параграф 16, задание 16.1-16.3.
Учитель: Давление, как трение
Имеет пользу и вред.
Пусть оно сегодня
Не принесет нам бед.
Пусть никто и ничто
Не надавит на вас,
Работайте, ребята и показывайте класс. Вы сегодня молодцы. Спасибо за внимание!