Конспект урока физики на тему: Архимедова сила

Учебник: Перышкин А.В., 7 класс.

Цель:

  • создать условия для формирования понятия архимедовой силы;
  • в целях развития мировоззрения учащихся показать роль эксперимента в физике;
  • познакомить учащихся с практическим применением архимедовой силы.

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.

Оборудование: одноразовые стаканы, чистая вода, солёная вода, пластилин, картошка, ведерко Архимеда, тетради учащихся – судовой журнал.
Задачи:

  • Формирование понятия архимедовой силы.
  • Выяснить зависимость архимедовой силы от плотности жидкости и объема тела.
  • Предметные результаты обучения: определение архимедовой силы и её практического применения в быту, природе и технике.

Ход урока

Архимедова силаАрхимедова сила

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я приветствую Вас на необычном уроке физики. Необычный он потому что, во – первых, у вас нет сегодня в расписании физики. Во – вторых, необычный еще и потому, что вести его будет ни ваш учитель физики, а учитель физики школы из другой школы.

- Давайте с вами еще раз поздороваемся.

- Здравствуйте те, у кого хорошее настроение?

- Здравствуйте те, кто любит сказку?

- Здравствуйте те, кто готов к сотрудничеству?

 

- Прежде чем мы с вами перейдем непосредственно к уроку, предлагаю ввести правила совместной работы, правила сотрудничества. Одно правило предлагаю я, другое вы. Согласны?

- Я предлагаю сегодня на уроке слушать и слышать.

- Ваше предложение?

- Быть активным.

-Я предлагаю сегодня, чтобы вы помогали друг другу. Хорошо?!

- Ваше предложение?

- Экспериментировать. 

Приветствуют учителя, оценивают свою готовность к уроку.

 

Отвечают на вопросы учителя.

Актуализация прежних знаний учащихся. Целеполагание.

 

- Я очень рада, что среди вас есть те, кто любит сказки. Давайте послушаем диалог капитана Немо и прекрасной Ассоль, на капитанском мостике подводной лодки «Наутилус».

- Итак, мы с вами на море, вы находитесь каждый на своем лично корабле. Прошу назовите его как вы этого желаете.

- Скажите, о какой же силе идет речь?

- Верно. Сегодня речь пойдет об архимедовой выталкивающей силе и ее применении природой и человеком.

- Давайте поставим себе цели, в течение урока которые нам необходимо будет выполнить.

 

 

Дети читают по ролям.

Ассоль: Скажите, капитан, это Ваш «Наутилус» может находится под водой?

Немо: Разумеется, прекрасная мисс.

Ассоль: Но я сама видела, как Ваш «Наутилус» выскочил из-под воды на поверхность, как мячик?

Немо: Ваши прекрасные глаза не обманули вас, мисс.

Ассоль: Мне кажется, нет на свете силы, способной вот так вышвырнуть металлическую громадину из воды. А если есть, вдруг она не чистая.

Немо: Что вы, мисс. Это как раз самая чистая сила. Что может быть чище силы, благодаря которой вода в воде ничего не весит. Скажу вам по секрету, этой же силой свободно владеют рыбы, осьминоги и прочие морские обитатели. Это огромная сила.

Ассоль: Вы совсем сбили меня с толку, капитан. Давайте побываем на уроке физики в 7 классе школы № 9 г.Оренбурга и рассмотрим все как можно подробней.

Отвечаю на вопрос учителя.

 

Формулируют цели:

- дать определение архимедовой силы и от чего она зависит;

- где применяется.

Формирование новых понятий и способов действий.

- Вопрос следующий: почему же сила называется Архимедовой?

 

- Так была открыта архимедова сила, или закон Архимеда или первый закон гидростатики.

- Давайте назовем наш урок «Эврика!» и тоже займемся научным поиском. От чего же зависит архимедова сила? Не секрет, что предмет нашего исследования для науки не нов, но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

 

Напоминаю правила техники безопасности.

- Что же мы видим? Почему?

Демонстрационный эксперимент.

- Подумайте, как с помощью приборов, находящихся на демонстрационном столе, проверить действует ли выталкивающая сила на металлический цилиндр.

 

 Вывод формулы архимедовой силы с помощью закона паскаля.

 

Демонстрация опыта с ведерком Архимеда.

 

Сообщение учащегося:

Это связано с древнегреческим ученым Архимедом, жившим примерно в 3 веке до н.э. Он был придворным ученым царя Сиракуз Гиерона.

Гиерон однажды поручил Архимеду проверить содержание золота в жертвенном венце. Царь подозревал, что ювелир утаил часть золота и заменил ее более дешевым серебром или бронзой. Перед Архимедом стояла довольно сложная задача: определить объем короны сложной формы. Не переставая думать об этом, он погрузился в ванну и увидел, что своим телом вытеснил часть воды на пол, причем его тело стало легче. И тут его осенило. Архимед выскочил из ванны, побежал по улице Сиракуз, крича «Эврика! Эврика!» (Нашел! Нашел!)

 

Работа в парах.

Опыт – 1: стакан с водой, 2 кусочка пластилина.

А) кусочек бросили в стакан с водой;

Б) из кусочка сделали лодки и опустили на воду.

Отвечают на вопросы.

- В одном случае пластилин тонет, в другом нет. Свойства жидкости не меняли, изменяли объем тела. Тело большего объема плавает, меньшего тонет. Вероятно, выталкивающая сила зависит от объема тела.

 

Опыт – 2: стакан с чистой водой, стакан с соленой водой, кусочек сырой картошки.

А) опустить картошку в чистую воду;

Б) опустить картошку в соленую воду.

 

- Теперь свойства картошки не меняли, меняли жидкость. Значит архимедова сила зависит от свойств жидкости, а именно от её плотности.

Отвечают на вопрос учителя.

 

Делаю выводы: вес тела равен весу вытесненной жидкости.

Закрепление новых понятий и способов действий.

- Ребята на ваш корабль пришла срочна почта, на которую нужно срочно ответить. Почта – сюрприз.

 

- давайте вспомним сигналы светофора: красный – стоять «не согласен»; зеленый – идти «согласен».

- У кого попадется одинаковая почта, могут подавать сигнал.

Отвечают на поступивший вопрос почты.

1. Любителям географии. Почему в озере Развал нельзя утонуть?2. Любителям химии.  Почему горящие нефть, бензин, керосин бесполезно тушить водой?

3. Любителям физики. Многим не раз приходилось наблюдать ледоход на реке. А чем опасен айсберг?

4. Любителям рыбалки. Где больший все имеют солидные караси: в родном озере или на чужой сковородке?

5. Любителям кулинарии. Почему в недосоленном супе ощипанная курица тонет, а в пересоленном спасается вплавь?

6. Любителям вооруженных сил. Генерал нырнул в жидкость солдатиком и подвергся действия выталкивающей силы. Можно ли утверждать, что жидкость вытолкнула генерала в шею?7. Любителям посиделок. Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три несмешивающиеся жидкости (керосин, вода, ртуть) и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как будут вести себя жидкости?

Организация домашнего задания.

- Ребята, к борту нашего корабля пристала запечатанная бутылка. В неё моряки обычно кладут письмо с просьбой о помощи. Давайте прочитаем послание.

 

- О ком и о какой загадке идет речь?

- Это послание вам будет в качестве домашнего задания. 

- О, Винчи, ты во всем единый:

Ты победил старинный плен.

Какою мудростию длинной

Твой страшный миг запечатлен!

Пророк иль демон, иль кудесник

Загадку верную храня

О, Леонардо, ты предвестник

Еще неведомого дня.

Поведение итогов. Рефлексия.

Организация самооценки и оценка работы в парах.

- Команда готова к новым испытаниям?

- Тогда – вперед! К знаниям! И последняя на сегодня запись в судовом журнале – это подведение итогов урока.

Отвечают на вопросы учителя.

 

Оценка «5» количество баллов 50-60 Оценка «4» количество баллов 34 – 49

Оценка «3»  количество баллов 25 - 3

 

Аргументируют поставленные баллы.

Самооценка учебной деятельности,

Адекватное восприятие оценки работы в парах. 

Размер:
23.39 Kb
Скачали:
11

Метки к статье: конспект урока, физика, 7 класс