Урок биологии в 7 классе "Роль бактерий в природе и жизни человека"

Цель урока: познакомить обучающихся со значением бактерий в природе и жизни человека.

Задачи:

  • формировать представление о классификации и значении бактерий;
  • разобрать способы защиты организма от болезней, вызванных бактериями.

Оборудование: таблица "Бактерии", видеофильм "Разнообразие бактерий", проекты учащихся.

Структура урока

Проверка домашнего задания

Игра "Найди лишнее"

1. Прокариоты,способные к фотосинтезу:

а) пурпурные бактерии;
б) цианобактерии;
в) нитрофицирующие бактерии;
г) зеленые бактерии.

2. Прокариоты отличаются от эукариотов:

а) отсутствием ядра;
б) отсутствием пластид;
в) отсутствием рибосом;
г) отсутствием ядрышек.

3. Бактерии образуют споры как и:
а) растения;
б) грибы;
в) вирусы;
г) животные.

4. Для бактерий характерны такие способы размножения:
а) почкование;
б) деление клетки пополам;
в) с помощью яйцеклетки и сперматозоида;
г) коньюгации.

5. Бактерии и цианобактерии:

а) одноклеточные и колониальные прокариоты;
б) автотрофы, фототрофы деления клетки;
в) размножаются с помощью способствовать воспитанию ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
г) активное движение с помощью жгутиков.

6. Бактериальная клетка имеет:

а) твердую оболочку, которая состоит из муреина;
б) слизистую оболочку, образованную углеводами;
в) гликокаликс, который позволяет клетке легко менять свою форму;
г) плазматическую мембрану, которая окружает живую часть клетки.

Актуализация опорных знаний учащихся

- Чем обусловлена распостраненность бактерий и их приспособленность к разным средам обитания? (ответы учащихся)
- Какую пользу человеку и природе могут приносить бактерии?

- Возможно ли существование живой пррироды без бактерий?
- Почему некоторые ученые предполагают существование бактерий на Венере и Марсе?

Мотивация учебной деятельности

- Ребята, представьте себе на минуту, что все существующие на Земле бактерии исчезли.
- Какие изменения произошли бы в природе, в жизни человека?

Распространение бактерий, заселение разных сред обитания

(Сообщения учащихся)

Сейчас известно примерно 2500 видов бактерий. Первые бактерии появились 3,5 млрд лет назад. Фотосинтез появился 3 млрд, а эукариоты – 1,5 млрд лет назад.

Места существования бактерий разные. Они могут жить там, где ни один другой организм жить не может. Бактерии есть даже в горячих источниках и на больших глубинах возле кратеров глубоководных вулканов, где температура составляет 360 °C.

Эти удивительные организмы найдены во льдах Антарктиды на глубине 430 м. Ученые исследовали выживаемость бактерий для решения возможностей жизни на других планетах. Исследования подтверждают, что условия Венеры и Марса могли бы быть удовлетворительными для существования наших земных бактерий.

Заполнение таблицы.

Среда проживания бактерий

Количество бактерий

Вода (1 мл)

 

Почва (1 г)

 

Воздух (1 м3)

 

Организм человека

 

Роль бактерий в природе
(Рассказ с элементами беседы, запись в ученическую тетрадь, составление схемы)

а) самоочищение водоемов;
б) торф, каменный уголь, нефть, газ, полезные ископаемые, в образовании которых в недрах Земли берут участие бактерии;
в) некоторые бактерии являются симбионтами животных, например, поселяясь в их пищеварительном тракте, обеспечивают превращение клетчатки;
г) гниение – превращение погибших растений и животных в перегной;

д) минерализация - превращение перегноя в минеральные вещества (соли), всасываемые корнями растений; концентрируются в почве;
е) азотфиксирование - связывание азота воздуха и включение его в состав белков;
и) регуляция численности других видов.

Полезное значение бактерий в жизни человека
(Рассказ с элементом беседы, составление таблицы)

Заполнение таблицы "Роль бактерий в жизни человека"

Отрасль хозяйственной деятельности

Примеры использования бактерий

1

Пищевая промышленность

Молочнокислые бактерии широко используются для производства кефира, сметаны, сыра, закваска капусты и  др.

2

Фармацевтическая

Получение лекарств, синтез биологически активных веществ - антибиотиков, витаминов, ферментов, аминокислот.

3

Промышленность

Добыча  металлов из руд, а также  энергетических продуктов: метан, водород.

4

Животноводство

Для силосования кормов

5

Сельское хозяйство

Бактериальные удобрения и биологические способы защиты от болезней и вредителей.

6

Текстильная и кожаная промышленность

Вымачивание льна, обработка кожи.

Вред, который оказывают бактерии человеку
(Беседа с учащимися, составление схем)

Порча пищевых продуктов – результат деятельности бактерий гниения. Защита пищевых продуктов от бактерий.

  • Пастеризация.
  • Сушка.

Защита пищевых продуктов:

  • Засолка.
  • Маринование.
  • Засахаривание.
  • Заморозка.

Болезнетворные бактерии – возбудители инфекционных болезней.

Причины бактериальных болезней

1. Большая скорость      размножения

2. Бактерии разрушают ткани  и нарушают функции организ-ма

3. Выделение ядовитых

веществ        

Способы защиты организма от инфекции

1. Кожа

2. Слизистая оболочка носа и глаз

3. Кровь

Мероприятия, направленные на предотвращение бактериальных инфекций

Правила собственной гигиены

Калорийность пищи

Проветривание и влажная уборка помещений

Создание искусственного иммунитета путем вакцинации

Дезинфекция и дератизация

Употреблять только проверенные продукты. Кипяченую воду и молоко, промытые кипяченой водой овощи и фрукты, тщательно проваренные мясо и рыба.

Закрепление знаний учащихся

Бактериальная

болезнь

Возбудитель

Пути заражения

1

Пневмония

 

 

2

Брюшной тиф

 

 

3

Холера

 

 

4

Туберкулез

 

 

5

Дифтерия

 

 

6

Столбняк

 

 

7

Дизентерия

 

 

Домашнее задание

Изучить тему по учебнику (базовые вопросы) §21.

Размер:
25.89 Kb
Скачали:
4