Конспект урока биологии 7 класс "Самоотверженные мамы"

Цель: способствовать развитию познавательного интереса к разным группам животных, отличающихся выдающимися особенностями.

Задачи:

  • повторить общую классификацию животных, особенности строения млекопитающих;
  • изучить дополнительный материал по отдельным представителям млекопитающих, пресмыкающихся и моллюсков;
  • привить навыки работы с текстом, позволяющие закрепить имеющие знания и расширить кругозор учеников;
  • развить умения устанавливать причинно-следственные связи, слушать одноклассника.

Организация образовательного пространства: в классе расставлены парты для организации групповой работы. Расставлены они по кругу, чтобы было пространство для перемещения учителя. На каждой парте должны быть учебник биологии, ручка.

Оборудование и материалы: учебник биологии 7 класс ,презентация, карточки, тесты с описанием животных.

Ход урока

1. Учащиеся вспоминают содержание параграфов "Общая характеристика класса Млекопитающие"; "Особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих" (параграфы 50-51) в учебнике "Биология.7 класс" Константинов В.М., Бабенко В.Г.

2. Раздается карточка, содержащая предложения с пропусками, в каждую группу. Учащиеся заполняют пропуски, и по первым или последним буквам слов выкладывают название животного, с которым будут работать в течение урока.

3. Определив животное, получают задание – составить его систематику (систематические категории вперемешку и с лишними элементами записаны на доске). Выполненное задание проверяется по выставленному ответу на экране.

4. В каждую группу выдается по 1 карточке, содержащей дополнительный материал об отдельных животных, которые группы определили для себя. Учащиеся работают с текстом.

5. Учитель задает вопросы вперемешку, так чтобы каждая группа смогла определить, что этот вопрос адресован конкретно этой группе. Ответы заслушиваются, результат анализируется и учителем демонстрируется на экране фото животного.

6. Учитель предлагает определить "статус" мам. Предлагает 5 статусов (по количеству животных). Учащиеся определяют, какому животному подойдет такая "выдающаяся" особенность.

7. Учитель, заслушивая комментарии учеников, перейдя по ссылкам, подтверждает или опровергает их предположения.

8. Рефлексия.

Для реализации 1 этапа урока учащимся предлагается вспомнить содержание текста, пройденного на двух предыдущих уроках. С одной стороны это позволить повторить материал, с другой освежит в памяти текст параграфа, который необходим для выполнения 2 этапа урока.

На втором этапе урока учащиеся заполняют пропуски в предложениях. Для этого им выдаются карточки (у всех групп разные) следующего содержания:

Карточка № 1

В § 50-51 найдите предложения, описанные ниже, вставьте пропущенные слова. Запишите найденные слова в столбик, и из первых букв сложите название животного.

  1. Известно около 5000 ... видов зверей.
  2. Среди зверей известны ... по деревьям, стопоходящие и пальцеходящие, прыгающие и летающие.
  3. В шерсти различают более жесткие и длинные ... волосы.
  4. На конце морды имеется покрытый голой кожей ... с парой носовых отверстий.
  5. Нижний конец каждого волоса погружен в кожу, вокруг него ... волосяная сумка.
  6. ... развиты мышцы
  7. Легочные пузырьки или ...

Предполагаемый результат:

  1. Современных.
  2. Лазающие.
  3. Остевые.
  4. Нос.
  5. Имеется.
  6. Хорошо.
  7. Альвеолы.

Получаемое слово: Слониха.

Карточка 2

В § 50-51 найдите предложения, описанные ниже, вставьте пропущенные слова. Запишите найденные слова в столбик, и из последних букв сложите название животного.

  1. Череп крупный, состоит из ..., чем у рептилий числа костей.
  2. Об их общем происхождении свидетельствуют роговые чешуйки, расположенные на хвосте ...
  3. Предплечье (...)
  4. Они рождают живых детенышей, выкармливают их ...
  5. Млекопитающие, или ...
  6. Легкие у зверей устроены сложнее, чем у рептилий: у них больше поверхность, обеспечивающая ...
  7. ... их покрыто шерстью
  8. Нижний конец каждого волоса погружен в кожу, ... него имеется волосяная сумка.

Предполагаемый результат:

  1. Меньшего.
  2. Крыс.
  3. Голень.
  4. Молоком.
  5. Звери.
  6. Газообмен.
  7. Тело.
  8. Вокруг.

Получаемое слово: Осьминог.

Аналогично составляются карточки для остальных групп, в зависимости от количества взятых для рассмотрения животных. На третьем этапе ребята составляют систематику получившихся животных. Пример оформления доски (или слайда в презентации).

Пример оформления доскиПример оформления доски

Пример ожидаемого результата: систематика СЛОНИХИ, остальные оформляются аналогично, за исключением осьминога, для него в систематике исключена таксономическая единица – семейство.

  • Царство: Животные.
  • Тип: Хордовые.
  • Класс: Млекопитающие.
  • Отряд: Хищные.
  • Семейство: Медвежьи.
  • Род: Медведь.
  • Вид: Медведь белый.

Для расширения кругозора и в рамках темы "Размножение, развитие и годовой жизненный цикл млекопитающих" на 4м этапе урока выдаются небольшие тексты о млекопитающих, и для сравнения подбираются животные из других классов. В моем случае из млекопитающих: слон, белый медведь и орангутанг, из пресмыкающихся – аллигатор, из беспозвоночных – осьминог.

Карточка 1

Слониха вынашивает своего детеныша долгих 22 месяца. После этого на протяжении 2-3 лет она кормит его молоком и воспитывает, учит жизни и оберегает от любых врагов. Но терпеливость она проявляет по отношению к тому, что в воспитании ее малыша принимают активное участие все родственницы.

И новоиспеченную маму могут саму учить, как вести себя с ребенком. Слониха покорно соглашается с мнением старших и не перечит.

Карточка 2

Трагичная судьба ожидает маму-осьминога. Ради своего потомства она совершает настоящий подвиг, который стоит ей жизни. Все дело в том, что матерью осьминог может стать только один раз, но сразу очень многодетной. Она откладывает в среднем 200 тысяч яиц и не отплывает от них ни на секунду несколько месяцев!

В таких условиях самка страдает от голода. Для восстановления сил и дальнейшей охраны потомства она питается собственными щупальцами. К сожалению, к моменту, когда маленькие осьминожки являются миру, самоотверженная мать уже слишком слаба. В таком состоянии она становиться легкой добычей для подводных хищников.

Карточка 3

Самки орангутангов очень бережно относятся к своему потомству. На протяжении минимум 2, а то и 5-8 лет эти мамы заботятся о поиске пищи для своих детей. Также они служат для них средством передвижения. Мамочка держит отпрысков рядом с собой высоко в кронах деревьев, следя за тем, чтобы они не опускались вниз ни случайно, ни специально.

А каждый вечер она строит очень прочный ночлег из веток. За всю жизнь самке-орангутангу приходится сооружать около 30000 таких гнезд. Этот примат – абсолютный лидер в животном мире среди тех, кто дольше всего заботится о своем потомстве.

Карточка 4

Среди всех мастей мам-медведиц белые считаются самыми заботливыми. И подарить свою любовь они могут не только собственным, но и осиротевшим медвежатам. Белая медведица до 2-3 лет не отпускает от себя малышей. Этот момент наступает только тогда, когда она будет уверена, что детеныш сможет выжить самостоятельно в суровых условиях.

Что интересно, беременность у белой медведицы протекает очень необычно. После оплодотворения эмбрион как бы "консервируется" и начинает развиваться только тогда, когда будущая мама уходит в спячку. Но при условии, что она набрала достаточный запас жиров. В ином случае организм решает, что у самки не хватит ресурсов выносить медвежонка и "рассасывает" эмбрион.

Карточка 5

Самки аллигаторов считаются самыми заботливыми среди всех пресмыкающихся, которые часто детенышей бросают или даже съедают. Эта мама еще до появления малышей очень трепетно относится к ним. Для яиц она строит гнездо из гниющей и выделяющей тепло растительности.

Убежище находится в укромном, недоступном для хищников месте. "Аллигаторша" не сидит на яйцах, их согревает перепревающий компост. Услышав оглушительный писк, который говорит о том, что малыши готовы вылупиться из яиц, новоиспеченная мама с невероятной осторожностью переносит их в своей зубастой пасти к воде.

Если у детенышей не получается самим проклюнуть скорлупу, то мама снова им помогает. Как у нее, получается, сделать это настолько аккуратно, что все малыши остаются живыми? Даже ученые до сих пор удивляются этому факту. В вольное плаванье детей мама-аллигатор отпускает только через пару лет. А до этого тщательно заботится о них.

На следующем этапе урока учитель задает вопросы. Каждая группа должна внимательно выслушать вопрос, чтобы понять о ком идет речь и соответственно дать ответ. Примеры вопросов (их может быть множество, на усмотрение учителя):

  1. Кто из млекопитающих вынашивает своих детенышей 22 месяца? (слониха)
  2. Какое животное становится матерью всего один раз в жизни? (осьминог)
  3. Кто из млекопитающих в течение жизни строит около 30000 гнезд? (орангутанг)
  4. В развитии, какого животного эмбрион "консервируется" до благоприятных условий? (медведица белая)
  5. Кто из животных носит детей во рту после их вылупления? (аллигатор)

После заслушивания ответов на все вопросы, учитель предлагает определить "статус" каждого рассмотренного животного. На доску проецируются варианты: самая терпеливая, самая заботливая, самая осторожная, самая жертвенная, самая любящая. Учащиеся рассматривают варианты, комментируют свой выбор.

Рефлексия проводится в виде фронтального опроса по теме урока, а также учащиеся делают выводы о том, где может пригодиться данная информация, выражают свое отношение к изучаемой теме.

Размер:
72.77 Kb
Скачали:
7