Цель: способствовать развитию познавательного интереса к разным группам животных, отличающихся выдающимися особенностями.
Задачи:
Организация образовательного пространства: в классе расставлены парты для организации групповой работы. Расставлены они по кругу, чтобы было пространство для перемещения учителя. На каждой парте должны быть учебник биологии, ручка.
Оборудование и материалы: учебник биологии 7 класс ,презентация, карточки, тесты с описанием животных.
1. Учащиеся вспоминают содержание параграфов "Общая характеристика класса Млекопитающие"; "Особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих" (параграфы 50-51) в учебнике "Биология.7 класс" Константинов В.М., Бабенко В.Г.
2. Раздается карточка, содержащая предложения с пропусками, в каждую группу. Учащиеся заполняют пропуски, и по первым или последним буквам слов выкладывают название животного, с которым будут работать в течение урока.
3. Определив животное, получают задание – составить его систематику (систематические категории вперемешку и с лишними элементами записаны на доске). Выполненное задание проверяется по выставленному ответу на экране.
4. В каждую группу выдается по 1 карточке, содержащей дополнительный материал об отдельных животных, которые группы определили для себя. Учащиеся работают с текстом.
5. Учитель задает вопросы вперемешку, так чтобы каждая группа смогла определить, что этот вопрос адресован конкретно этой группе. Ответы заслушиваются, результат анализируется и учителем демонстрируется на экране фото животного.
6. Учитель предлагает определить "статус" мам. Предлагает 5 статусов (по количеству животных). Учащиеся определяют, какому животному подойдет такая "выдающаяся" особенность.
7. Учитель, заслушивая комментарии учеников, перейдя по ссылкам, подтверждает или опровергает их предположения.
8. Рефлексия.
Для реализации 1 этапа урока учащимся предлагается вспомнить содержание текста, пройденного на двух предыдущих уроках. С одной стороны это позволить повторить материал, с другой освежит в памяти текст параграфа, который необходим для выполнения 2 этапа урока.
На втором этапе урока учащиеся заполняют пропуски в предложениях. Для этого им выдаются карточки (у всех групп разные) следующего содержания:
Карточка № 1
В § 50-51 найдите предложения, описанные ниже, вставьте пропущенные слова. Запишите найденные слова в столбик, и из первых букв сложите название животного.
Предполагаемый результат:
Получаемое слово: Слониха.
Карточка 2
В § 50-51 найдите предложения, описанные ниже, вставьте пропущенные слова. Запишите найденные слова в столбик, и из последних букв сложите название животного.
Предполагаемый результат:
Получаемое слово: Осьминог.
Аналогично составляются карточки для остальных групп, в зависимости от количества взятых для рассмотрения животных. На третьем этапе ребята составляют систематику получившихся животных. Пример оформления доски (или слайда в презентации).
Пример ожидаемого результата: систематика СЛОНИХИ, остальные оформляются аналогично, за исключением осьминога, для него в систематике исключена таксономическая единица – семейство.
Для расширения кругозора и в рамках темы "Размножение, развитие и годовой жизненный цикл млекопитающих" на 4м этапе урока выдаются небольшие тексты о млекопитающих, и для сравнения подбираются животные из других классов. В моем случае из млекопитающих: слон, белый медведь и орангутанг, из пресмыкающихся – аллигатор, из беспозвоночных – осьминог.
Карточка 1
Слониха вынашивает своего детеныша долгих 22 месяца. После этого на протяжении 2-3 лет она кормит его молоком и воспитывает, учит жизни и оберегает от любых врагов. Но терпеливость она проявляет по отношению к тому, что в воспитании ее малыша принимают активное участие все родственницы.
И новоиспеченную маму могут саму учить, как вести себя с ребенком. Слониха покорно соглашается с мнением старших и не перечит.
Карточка 2
Трагичная судьба ожидает маму-осьминога. Ради своего потомства она совершает настоящий подвиг, который стоит ей жизни. Все дело в том, что матерью осьминог может стать только один раз, но сразу очень многодетной. Она откладывает в среднем 200 тысяч яиц и не отплывает от них ни на секунду несколько месяцев!
В таких условиях самка страдает от голода. Для восстановления сил и дальнейшей охраны потомства она питается собственными щупальцами. К сожалению, к моменту, когда маленькие осьминожки являются миру, самоотверженная мать уже слишком слаба. В таком состоянии она становиться легкой добычей для подводных хищников.
Карточка 3
Самки орангутангов очень бережно относятся к своему потомству. На протяжении минимум 2, а то и 5-8 лет эти мамы заботятся о поиске пищи для своих детей. Также они служат для них средством передвижения. Мамочка держит отпрысков рядом с собой высоко в кронах деревьев, следя за тем, чтобы они не опускались вниз ни случайно, ни специально.
А каждый вечер она строит очень прочный ночлег из веток. За всю жизнь самке-орангутангу приходится сооружать около 30000 таких гнезд. Этот примат – абсолютный лидер в животном мире среди тех, кто дольше всего заботится о своем потомстве.
Карточка 4
Среди всех мастей мам-медведиц белые считаются самыми заботливыми. И подарить свою любовь они могут не только собственным, но и осиротевшим медвежатам. Белая медведица до 2-3 лет не отпускает от себя малышей. Этот момент наступает только тогда, когда она будет уверена, что детеныш сможет выжить самостоятельно в суровых условиях.
Что интересно, беременность у белой медведицы протекает очень необычно. После оплодотворения эмбрион как бы "консервируется" и начинает развиваться только тогда, когда будущая мама уходит в спячку. Но при условии, что она набрала достаточный запас жиров. В ином случае организм решает, что у самки не хватит ресурсов выносить медвежонка и "рассасывает" эмбрион.
Карточка 5
Самки аллигаторов считаются самыми заботливыми среди всех пресмыкающихся, которые часто детенышей бросают или даже съедают. Эта мама еще до появления малышей очень трепетно относится к ним. Для яиц она строит гнездо из гниющей и выделяющей тепло растительности.
Убежище находится в укромном, недоступном для хищников месте. "Аллигаторша" не сидит на яйцах, их согревает перепревающий компост. Услышав оглушительный писк, который говорит о том, что малыши готовы вылупиться из яиц, новоиспеченная мама с невероятной осторожностью переносит их в своей зубастой пасти к воде.
Если у детенышей не получается самим проклюнуть скорлупу, то мама снова им помогает. Как у нее, получается, сделать это настолько аккуратно, что все малыши остаются живыми? Даже ученые до сих пор удивляются этому факту. В вольное плаванье детей мама-аллигатор отпускает только через пару лет. А до этого тщательно заботится о них.
На следующем этапе урока учитель задает вопросы. Каждая группа должна внимательно выслушать вопрос, чтобы понять о ком идет речь и соответственно дать ответ. Примеры вопросов (их может быть множество, на усмотрение учителя):
После заслушивания ответов на все вопросы, учитель предлагает определить "статус" каждого рассмотренного животного. На доску проецируются варианты: самая терпеливая, самая заботливая, самая осторожная, самая жертвенная, самая любящая. Учащиеся рассматривают варианты, комментируют свой выбор.
Рефлексия проводится в виде фронтального опроса по теме урока, а также учащиеся делают выводы о том, где может пригодиться данная информация, выражают свое отношение к изучаемой теме.