Цель урока: сформировать понятие о внутреннем строении, функции и значении листа.
Задачи:
Место урока в изучаемой теме: данный урок является составной частью темы "Органы цветковых растений". "Внутреннее строение листа" в 6 классе является логическим продолжением предыдущего урока – "Внешнее строение листа". Он опирается на знания учащихся, полученные при изучении тем "Корень", "Строение побега" знания о внутреннем строении растений в целом и отдельных его частей, о процессах, происходящих в растениях (питание, фотосинтез).
Основные понятия: кожица листа (эпидерма), устьица, устьичная щель, замыкающие клетки, кутикула, мякоть листа, столбчатая ткань, губчатая ткань; сосуды листа, проводящая ткань ксилема (древесина), проводящая ткань флоэма (луб), сосуды, ситовидные трубки.
Оборудование: учебник "Биология 5-9 "Линия жизни" / под ред. Пасечника В.В., ПК, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, рабочая тетрадь, модель "Внутреннее строение листа", оборудование для театрализованной постановки "Фотосинтез", натуральные объекты. (комнатные растения с крупными листьями)
- Здравствуйте, ребята. Эпиграфом к уроку я выбрала слова японского писателя Харуки Мураками: "Самое важное - не то большое, до чего додумались другие, но то маленькое, к чему пришел ты сам".
- Я желаю вам совершить на уроке свое маленькое открытие.
- У вас на столах находятся листы самооценки. На каждом этапе нужно будет оценить свою работу на уроке.
Демонстрация "Черного ящика"
- В этом черном ящике знания с прошлого урока. Что же там находится?
О чем вы узнали на прошлом уроке? (ответы и демонстрация наглядного материала: листья, ветки и т.д.)
- Скажите, что еще мы можем узнать о листьях? (ответы детей)
- Верно. Внутреннее строение листа – это и будет тема урока.
- Цель урока изучить особенности внутреннего строения зеленого листа растений.
- На столах у вас находится рисунок внутреннего строения листа, но немного в разобранном виде.
- Ваша задача – собрать его и приклеить в тетрадь. На работу у вас 3 минуты. (Сбор пазла "Внутреннее строение листа")
- Сравните ваш рисунок с рисунком соседа – если они одинаковые, то вы все сделали правильно.
- Слайд сравните с моим рисунком, все верно?
- Молодцы. Давайте будем разбираться, что же изображено на этом рисунке и подписывать его части.
Рассказ о внутреннем строении листа, его частях, особенностях строения, связь с функциями.
- В центре листа находится жилка, образованная трубками и пучком. Сосуды и ситовидные трубки. Проводящая ткань, пучок, механическая ткань. Мякоть листа. Основная ткань.
- Кожица. Покровная ткань. Устьица (у дуба на 1 мм.кв. – 435, у березы 550, а у подсолнечника 15000 устьиц)
- Устьица выполняют очень важную задачу – какую? (поиск информации и ответы учащихся)
- Устьица у наземных и водных растений. (Слайд)
- Можем мы сейчас уже назвать какие-то функции листа? (газообмен, фотосинтез)
- Чем является фотосинтез для растения? (питанием)
- Давайте заглянем на эту волшебную кухню. Мне нужны помощники. (выбор актеров – Воздух, Корень, Солнце, Хлоропрласт, Голодные клетки)
- Я читаю текст, а вы действиями показываете то, что услышите.
- В одной маленькой стране жил знаменитый повар Хлоропласт Хлорофиллович Зеланый.
- С первыми лучами Солнца он приходил на свою волшебную кухню, где его уже ждали верные друзья-помощники.
- Солнце щедро одаривала своим теплом и светом, делясь энергией. Корень снабжал водой.
- А Воздух-торговец все время хотел что-то взамен.
- Меняю, меняю! - кричал он все время – углекислый газ на кислород.
- Не жалея сил трудился маленький повар от зари до зари, потому что ему нужно было накормить многочисленных голодных жителей своей страны.
- Но был среди них очень подозрительный тип - ел мало, а все что оставалось складывал к себе в коробочку.
- Вот чудак, - говорил хлоропласт, я же каждый день готовлю еду. А я про запас - слышал он в ответ.
- День подходил к концу, после заката все жители засыпали, а маленький повар смотрел на них и думал: Какой я молодец, я всех накормил! (Актеры садятся на места)
- Получается, что лись очень важный орган.
- Почему же тогда растения избавляются от него?
- Почему листопад необходим? (ответы учеников)
- Или изменяют его? (демонстрация "Хвоя")
- Видоизменение листьев – это приспособление к окружающей среде и образу жизни.
- Подводим итог: какие функции листа можем назвать? (запись функций в тетрадь)
- Давайте проверим как вы усвоили знания.
Решение задач. (текст задач на слайдах презентации)
- Получилось ли у вас совершить свое маленькое открытие? (ответы учеников)
- Прошу вас проставить отметки в листах самооценивания (раздаточный материал) и сдать мне.
Домашнее задание
- Прочитать параграф "Внутреннее строение листа", заполнить таблицу. (раздаточный материал)
- Дополнительно (по желанию) сообщение на тему "Светолюбивые и теневыносливые растения", "Значение растений", "Листопад".
Завершение урока словами:
Фотосинтез идет
На свету круглый год
Из простых минеральных веществ.
Солнце свет свой прольет,
Луч на лист упадет,
Чтобы всем подарить кислород.
И никак не поймет
Наш упрямый народ,
Что он дышит, ест и живет,
Потому что с утра,
Лишь приходит пора,
Сладкий сок производит листва.