Конспект по биологии разработан для ведения уроков по биологии у учащихся 6 - х классах общеобразовательных учреждений по учебнику В.В. Пасечника.
Тема: «Размножение водорослей и их разнообразие»
Цель урока: познакомить учащихся cо способами размножения водорослей, a также углубить знания об отличительных чертах организации водорослей, показать их разнообразие, познакомить с основными отделами, на которые подразделяют водоросли в зависимости от особенностей их строения. Дать представление о значении водорослей в природе и народном хозяйстве.
Задачи:
- образовательные: создать условия для изучения процесса размножения водорослей; отличий бесполого размножения от полового, способствовать знакомству учащихся с многообразием водорослей, их классификацией, распространением на Земле, значением в природе и жизни человека, закрепить и актуализировать полученные знания о водорослях и применять их в выполнении различных заданий.
- воспитательные: формирование коммуникативных универсальных учебных действий, в том числе умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, а также воспитывать сознательное отношение к процессу обучения, воспитывать аккуратность, сосредоточенность, ответственность;
- развивающие: продолжать формировать умения сравнивать, анализировать, обобщать, выделять существенные признаки.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин)
Приветствие учащихся.
Создание рабочей доброжелательной обстановки, проверка готовности рабочего места учителя и учащихся.
Запись отсутствующих.
II. Проверка домашнего задания (15 мин)
Индивидуальный опрос
1) Общая характеристика водорослей (местообитание водорослей, одноклеточные, многоклеточные водоросли, некоторые представители).
2) Строение водорослей (форма и строение тела, хроматофоры и их формы, тип питания).
3) Одноклеточные водоросли (особенность одноклеточных водорослей, представитель хламидомонада, ее строение).
III. Изучение нового материала (22 мин)
- Мы с вами вспомнили основные особенности водорослей, их строение, познакомились c некоторыми представителями. И сегодня на уроке мы рассмотрим два способа размножения водорослей, а также познакомимся с отделами водорослей. Давайте запишем тему на доске «Размножение водорослей и их разнообразие» (учитель записывает на доске, дети в тетрадях).
В определенную пору размножаются все живые организмы: растения, животные, грибы, бактерии, а также водоросли. Это один из сложных процессов жизнедеятельности, благодаря которому, не прерывается нить жизни. Давайте запишем определение, что же такое размножение. Итак, размножение – это воспроизведение себе подобных.
В природе существует много способов размножения, но всех их можно объединить в два основных типа. Кто мне подскажет, какие два типа размножения выделяют?
Бесполое и половое (учитель рисует схему на доске). Зарисуйте схему в тетрадях. Водоросли способны размножаться как половым, так и бесполым путями.
Летом в благоприятных условиях (именно в благоприятных условиях проходит бесполое размножение) водоросли размножаются бесполым путем, то есть делением надвое. Деление начинается с ядра, а затем разделяются все части: хроматофор, глазок, вакуоли, цитоплазма. Обычно при таком делении появляются две или четыре дочерние клетки, из которых, впоследствии, вырастают новые особи, способные размножаться дальше.
Половое размножение (обычно протекает в неблагоприятных условиях) заключается в слиянии двух плавающих клеток от разных особей водоросли, эти клетки называются гаметами, в результате слияния этих клеток появляется зигота, которая впоследствии вырастает в новую особь.
Некоторые виды водорослей, например улотрикс, или хламидомонада, способны размножаться как бесполым, так и половым способами. При бесполом размножении у водорослей образуется зооспоры. При половом - клетки гаметы, сливаясь, образуют зиготу.
И чтобы нам полностью стало все понятно, давайте вместе c вами заполним очень простую таблицу на доске и в тетрадях:
|
Бесполое |
Половое |
Условия для размножения |
Благоприятные условия |
Неблагоприятные условия |
Процесс размножения |
Образование зооспор |
Слияние двух гамет, с образованием зиготы |
C размножением, думаю вам все понятно. Теперь мы перейдем к рассмотрению многообразия водорослей. В природе насчитывают более 30 тысяч видов водорослей. Все виды водорослей объединены в несколько отделов. Давайте рассмотрим каждый отдел по порядку и обозначим в тетрадях в виде таблицы:
Отдел, численность |
Особенности строения |
Представители |
Значение в природе и жизни человека |
Отдел Зеленые водоросли, ≈20 тыс. видов |
Одноклеточные, колониальные и многоклеточные слоевищные растения. Питаются автотрофно за счет фотосинтеза. Встречаются в пресных и соленых водоемах. |
Хлорелла, хламидомонада, улотрикс, спирогира и др. |
Используют в очистных сооружениях, в водоемах некоторые виды являются фитопланктоном |
Отдел Бурые водоросли, ≈1,5 тыс. видов |
В основном многоклеточные обитатели дна моря. Слоевище состоит из листовой части и ризоидов (нити, служат для закрепления в субстрате, грунте, почве). Питаются автотрофно благодаря фотосинтезу. Цвет буро-желтый. |
ламинария (морская капуста), фукус, саргасса, нереоцистис и др. |
Употребляются человеком в пищу (ламинарии). В промышленности из этих водорослей получают соли, йод |
Отдел Красные водоросли (Багрянки), ≈4 тыс. видов |
В основном многоклеточные обитатели дна моря. Цвет от ярко - красного до голубовато – зеленого, желтый. |
Порфира, грациллярия и др. |
Добывают вещество агар – агар, используемое в производстве кондитерских изделий. |
IV. Закрепление (5 минут)
Итак, сегодня мы рассмотрели два способа размножения у водорослей, давайте вспомним какие? (Отвечает ученик: половое и бесполое).
Что образуется в результате полового размножения? (Отвечает ученик: зигота)
Что образуется в результате бесполого размножения? (Отвечает ученик: зооспоры)
Какие отделы водорослей принято выделять? (Отвечает ученик: Зеленые, Бурые, Красные)
Назовите мне по одному представителю каждого отдела? (Отвечате ученик)
Все молодцы, активно учувствовали на уроке. Давайте теперь запишем задание на дом.
V. Домашнее задание (1 мин)
Написать на доске: § 20 стр. 110-112, ответить на вопросы на стр. 112.
Выставление отметок.