Размножение водорослей и их разнообразие

Конспект по биологии разработан для ведения уроков по биологии у учащихся 6 - х классах общеобразовательных учреждений по учебнику В.В. Пасечника.

Тема: «Размножение водорослей и их разнообразие»

Цель урока: познакомить учащихся cо способами размножения водорослей, a также углубить знания об отличительных чертах организации водорослей, показать их разнообразие, познакомить с основными отделами, на которые подразделяют водоросли в зависимости от особенностей их строения. Дать представление о значении водорослей в природе и народном хозяйстве.

Задачи:

- образовательные: создать условия для изучения процесса размножения водорослей; отличий бесполого размножения от полового, способствовать знакомству учащихся с многообразием водорослей, их классификацией, распространением на Земле, значением в природе и жизни человека, закрепить и актуализировать полученные знания о водорослях и применять их в выполнении различных заданий.
- воспитательные: формирование коммуникативных универсальных учебных действий, в том числе умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, а также воспитывать сознательное отношение к процессу обучения, воспитывать аккуратность, сосредоточенность, ответственность;
- развивающие: продолжать формировать умения сравнивать, анализировать, обобщать, выделять существенные признаки.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин)

Приветствие учащихся.
Создание рабочей доброжелательной обстановки, проверка готовности рабочего места учителя и учащихся.
Запись отсутствующих.

II. Проверка домашнего задания (15 мин)

Индивидуальный опрос
1) Общая характеристика водорослей (местообитание водорослей, одноклеточные, многоклеточные водоросли, некоторые представители).
2) Строение водорослей (форма и строение тела, хроматофоры и их формы, тип питания).
3) Одноклеточные водоросли (особенность одноклеточных водорослей, представитель хламидомонада, ее строение).

III. Изучение нового материала (22 мин)

- Мы с вами вспомнили основные особенности водорослей, их строение, познакомились c некоторыми представителями. И сегодня на уроке мы рассмотрим два способа размножения водорослей, а также познакомимся с отделами водорослей. Давайте запишем тему на доске «Размножение водорослей и их разнообразие» (учитель записывает на доске, дети в тетрадях).

В определенную пору размножаются все живые организмы: растения, животные, грибы, бактерии, а также водоросли. Это один из сложных процессов жизнедеятельности, благодаря которому, не прерывается нить жизни. Давайте запишем определение, что же такое размножение. Итак, размножение – это воспроизведение себе подобных.

В природе существует много способов размножения, но всех их можно объединить в два основных типа. Кто мне подскажет, какие два типа размножения выделяют?

Бесполое и половое (учитель рисует схему на доске). Зарисуйте схему в тетрадях. Водоросли способны размножаться как половым, так и бесполым путями.
Летом в благоприятных условиях (именно в благоприятных условиях проходит бесполое размножение) водоросли размножаются бесполым путем, то есть делением надвое. Деление начинается с ядра, а затем разделяются все части: хроматофор, глазок, вакуоли, цитоплазма. Обычно при таком делении появляются две или четыре дочерние клетки, из которых, впоследствии, вырастают новые особи, способные размножаться дальше.

Половое размножение (обычно протекает в неблагоприятных условиях) заключается в слиянии двух плавающих клеток от разных особей водоросли, эти клетки называются гаметами, в результате слияния этих клеток появляется зигота, которая впоследствии вырастает в новую особь.

Некоторые виды водорослей, например улотрикс, или хламидомонада, способны размножаться как бесполым, так и половым способами. При бесполом размножении у водорослей образуется зооспоры. При половом - клетки гаметы, сливаясь, образуют зиготу.
И чтобы нам полностью стало все понятно, давайте вместе c вами заполним очень простую таблицу на доске и в тетрадях:

 

Бесполое

Половое

Условия для размножения

Благоприятные условия

Неблагоприятные условия

Процесс размножения

Образование зооспор

Слияние двух гамет, с образованием зиготы

C размножением, думаю вам все понятно. Теперь мы перейдем к рассмотрению многообразия водорослей. В природе насчитывают более 30 тысяч видов водорослей. Все виды водорослей объединены в несколько отделов. Давайте рассмотрим каждый отдел по порядку и обозначим в тетрадях в виде таблицы:

Отдел, численность

Особенности строения

Представители

Значение в природе и жизни человека

Отдел Зеленые водоросли, ≈20 тыс. видов

Одноклеточные, колониальные и многоклеточные слоевищные растения. Питаются автотрофно за счет фотосинтеза. Встречаются в пресных и соленых водоемах.

Хлорелла, хламидомонада, улотрикс, спирогира и др.

Используют в очистных сооружениях, в водоемах некоторые виды являются фитопланктоном

Отдел Бурые водоросли, ≈1,5 тыс. видов

В основном многоклеточные обитатели дна моря. Слоевище состоит из листовой части и ризоидов (нити, служат для закрепления в субстрате, грунте, почве). Питаются автотрофно благодаря фотосинтезу. Цвет буро-желтый.

ламинария (морская капуста), фукус, саргасса, нереоцистис и др.

Употребляются человеком в пищу (ламинарии). В промышленности из этих водорослей получают соли, йод

Отдел Красные водоросли (Багрянки), ≈4 тыс. видов

В основном многоклеточные обитатели дна моря. Цвет от ярко -  красного до голубовато – зеленого, желтый.

Порфира, грациллярия и др.

Добывают вещество агар – агар, используемое в производстве кондитерских изделий.

IV. Закрепление (5 минут)

Итак, сегодня мы рассмотрели два способа размножения у водорослей, давайте вспомним какие? (Отвечает ученик: половое и бесполое).
Что образуется в результате полового размножения? (Отвечает ученик: зигота)
Что образуется в результате бесполого размножения? (Отвечает ученик: зооспоры)
Какие отделы водорослей принято выделять? (Отвечает ученик: Зеленые, Бурые, Красные)
Назовите мне по одному представителю каждого отдела? (Отвечате ученик)
Все молодцы, активно учувствовали на уроке. Давайте теперь запишем задание на дом.

V. Домашнее задание (1 мин)

Написать на доске: § 20 стр. 110-112, ответить на вопросы на стр. 112.
Выставление отметок.

Автор: Бурдина Елена Владимировна, учитель старших классов. МБОУ СОШ № 1 г. Белева Тульской области
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.