Классный час в 7 классе на тему "Подвиг русской женщины в тылу в годы Великой Отечественной войны"

Программа обучения: обучающиеся по АООП для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1.

Цель классного часа: формирование представления учащихся о подвиге русской женщины в годы войны.

Задачи:

  • проведение беседы с опорой на иллюстрации, произведения искусства, историй из жизни людей, музыку, знания и опыт школьников;
  • развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи;
  • проявление сопереживания к чувствам других людей.

Оборудование: презентация, выставка рисунков учащихся о Великой Отечественной войне, песня "Катюша",, репродукция картины К. Васильева "Прощание славянки", репродукция картины Б. Неменского "Мать", книга "Дорога мужества, дорога славы. Дорога памяти…"

Подвиг русской женщины в тылу в годы ВОВПодвиг русской женщины в тылу в годы ВОВ

Ход урока

Организационный момент

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня наше мероприятие будет не совсем обычным. Посмотрите на выставку рисунков. (Учащиеся рассматривают представленные рисунки)
- Какой теме посвящены эти рисунки? (Ответы учащихся)
- Действительно, все эти рисунки отражают страшные военные дни истории нашего государства. Поэтому сегодня мы снова поговорим о героях военных дней.

Подготовка учащихся к изучению нового материала

- Кого вообще можно назвать героем?
- Можно ли считать героями тех, кто работал на благо фронта, находясь в тылу, т.е. не на поле боя? Почему?

- Давайте этот вопрос оставим открытым и вернемся к нему в конце урока. Тогда вы более точно сможете сформулировать свой ответ.
- Сейчас я предлагаю вам послушать песню, которая была написана в далеком 1932 году. Я думаю, что многие из вас ее знают или хотя бы слышали.

Звучит песня "Катюша"
(муз. М. Блантер, стихи М. Исаковского)

- Как называется эта песня? (Катюша)
- Верно, ребята, песня называется "Катюша". Она была написана композитором Матвеем Блантером на стихотворение Михаила Исаковского незадолго до начала ВОВ.

- Михаил Исаковский - легендарный поэт. Песни на его стихи известны далеко за границами нашей страны. Публиковаться начал в 14 лет. Много стихотворений посвятил Великой Отечественной войне, ее героям.

Стихотворение М. Исаковского "Русской женщине"

- Сегодня мы с вами познакомимся с одним из самых волнительных стихотворений М. Исаковского "Русской женщине".
- Это стихотворение было написано в 1945 году. (Прослушивания аудиозаписи профессионального чтеца: актер Камерного театра Константин Зущик)
- Почему М. Исаковский так назвал свое стихотворение?

- В стихотворении говорится о какой то конкретной женщине или о всех русских женщинах?
- Первая строфа напоминает нам вздох человека, который глубоко размышляет о судьбе русской женщины во время войны.
- С кем простилась женщина в то утро? Какое это было утро?

- Проводив мужа, сына, брата на войну, она осталась со всеми домашними заботами одна.
- Какие заботы легли на плечи русской женщины? Как она с ними справлялась?
- Несмотря на все трудности, женщина проявляет свою силу, храбрость дома и в поле.

- Кому еще она успевала помогать? Что она делала?
- Кроме домашних забот, русская женщина еще успевала помогать фронту: пекла хлеб, шила шинели, изготавливала бомбы. Ей не страшна никакая работа, она все может и умеет.
- Какие еще трудовые действия выполняла женщина?

- Русская женщина рубила, возила, копала. Была пряхой и ткачихой.
- Что писала женщина в письмах на фронт?
- В письмах на фронт она старается успокоить и поддержать своих любимых воинов, идущих на битву.

- Какие чувства испытывают солдаты, сам поэт к русским женщинам? Почему?
- Рассмотрите цветную репродукцию картины К.Васильева "Прощание славянки". Какой момент изображен на этой картине?
- Куда уходят солдаты?

- Кто их провожает?
- Рассмотрите репродукцию картины Б. Неменского "Мать". Как относится мать к спящим солдатам?
- Почему у нее участливое и грустное выражение лица?

- Можно ли назвать русскую женщину, которой М. Исаковский посвятил свое стихотворение, героем?
- Можно ли сказать, что она в годы войны совершила подвиг?
- Я думаю, что этим стихотворением поэт призывает оценить недооцененный подвиг всех женщин в годы войны.

Рассказ о Сапрыкиной Татьяне Матвеевне

Учитель: Женщины в тылу заменили мужчин у станков, работали в колхозах, изготавливали оружие и боеприпасы, копали окопы, стараясь делать все возможное, чтобы война скорее завершилась.
- М. Исаковский прославляет подвиг всех русских женщин в годы войны. А мне бы хотелось рассказать о подвиге нашей землячки Сапрыкиной Татьяне Матвеевне.

- В книге "Дорога мужества, дорога славы. Дорога памяти…" сказано "Татьяна Матвеевна родилась 16 марта 1926 года. Во время ВОВ работала санитаркой в госпитале 12/40 в Губкине.
- Самоотверженно трудилась она вместе с другими жителями на строительстве железной дороги "Старый Оскол - Ржава" в 1943 г. Именно по этой железной дороге нашим солдатам на курскую Дугу доставили недостающую технику и боеприпасы.

- Едва всходило солнце, они с лопатами, ломами, носилками и тачками выходили на работу. Установленные нормы выработки перевыполнялись в 1,5 - 2 раза. Нередко в небе появлялись вражеские самолеты, они бомбили и обстреливали рабочих.

- Но люди чувствовали себя на переднем крае и проявляли стойкость и мужество. Фронтовая магистраль протяженностью в 95 км была готова в эксплуатацию за 32 дня и сыграла важную роль в победном завершении Курской битвы.

- Татьяна Матвеевна говорит: "Что вспоминать? Копали землю лопатами, таскали фартуками. Каждый день шли на работу и возвращались домой. Еще и песни пели.
- Возьмешь утром с собой узелок перекусить: бутылка молока, яйца да кусок хлеба. Это было прямо пиршество. Когда пошел первый поезд был такой шум и гул, что уши закладывало".

- После войны Татьяна Матвеевна работала завгаром. У нее пять детей, 10 внуков и 13 правнуков, проживала в с. Аверино."
- О других участниках строительства железной дороги "Старый Оскол - Ржава" в 1943 г. вы можете узнать, прочитав эту книгу.

Подведение итогов

- Вернемся к вопросу, который мы оставили открытым в начале урока. Можно ли считать героями тех, кто работал на благо фронта, находясь в тылу, т.е. не на поле боя?
- Почему? (Учащиеся высказывают свое мнение)

Размер:
18.62 Kb
Скачали:
7
Добро пожаловать!

Благодарим за посещение нашего ресурса