В наше время дети, к сожалению, мало ценят историю своей страны. Многие учащиеся не обращают внимания на достижения нашей страны в научно-техническом, военном, социальном направления.
Не задумываются, а том что они живут в стране с богатой историей и культурой.
Учащиеся в большой своей части не хотят получать знания, не понимаю, что их имена могут звучать с каким-то открытием, что они могут оставить своей след в истории.
Цель мероприятия: познакомить учащихся 5-9 классов с историей создания легендарной боевой машины реактивной артиллерии БМ-13 "Катюша", учеными - разработчиками данной артиллеристской установки.
Задачи:
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал (пазлы, бумага А1, цветные фломастеры и карандаши)
Учитель: Добрый день. Наверное, вы уже заметили, что каждый год в России обозначается каким-нибудь важным событие, мероприятием. Так недавно прошел год Экологии, в прошлый год был Годом Театра, а знаете ли вы какой год 2020? (Дети отвечают)
- 2020 год - это год Памяти И Славы. А почему?
- Да в этом году наша страна отмечает 75 лет победы в Великой Отечественной войне, а когда она началась? (1941 году 22 июня в 4 часа утра)
- Сколько она продолжалась? (1418 дней или 4 неполных года)
- Акт капитуляции был подписан 7 мая 1945 года в 2 ч. 41 мин., но вступал он в силу только 8 мая в 23 ч. 01 мин. по среднеевропейскому времени, а это в СССР было уже 9 мая.
Шла война великая, шла война кровавая
Тысяча четыреста восемнадцать дней...
Нас война отметила метиной особою,
В жизни нет и не было ничего трудней.
Стали поколению наивысшей пробою
Тысяча четыреста восемнадцать дней.
Сколько горя вынесло наше поколение,
Каждый день теряли мы фронтовых друзей...
Нами было сделано все во имя Родины,
И еще послужим мы Родине своей,
Все теперь под силу нам, если нами пройдены
Тысяча четыреста восемнадцать дней.
Учитель: Тогда Многонациональный народ нашей страны в борьбе выстоял, и сумел победить, сокрушив фашизм, освободив от него многие государства Версточной Европы. Победа СССР над фашизмом навсегда вписана золотыми буквами в историю человечества. На разгром врага, на Победу работала вся страна - и солдаты, и люди в тылу: женщины, старики, дети.
- День Победы "приближали как могли" все, но огромный вклад, до сих пор не оцененный по достоинству, внесли ученые страны. Сегодня мы решили посветить наше внеклассное мероприятие Победе и вкладу ученых и конструкторов в дело Победы над фашизмом. (Включается музыка "Катюша")
Учитель: Ребята, наверно вы знаете эту песню, ее очень часто исполняют военные, а с чем ассоциируется эта песня?
- Да, вы правы. Эта песня связана с военным временем. "Катюшей" называлась боевая машина БМ-13. Давайте посмотрим видео про Катюшу.
Учитель: Создание реактивного вооружения - большое достижение советской научной конструкторской мысли. Этому предшествовали годы настойчивой работы советских ученых и конструкторов. Они тщательно изучили и в полной мере использовали исследования, открытия, изобретения и опыт, накопленный русскими учеными и практиками ракетного дела в прошлом.
Давайте почувствуем себя конструкторами и соберем с вами военную технику, которая использовалась вовремя великой отечественной войне. (Собирают пазлы)
Для создание только одной Катюши, работа большое количество ученных. Сегодня мы хотим рассказать про них.
Первым научным центром по проектированию ракет была лаборатория в Петрограде при Артиллерийском полигоне. В ней с 1920 года работали видный ученый-химик Тихомиров Николай Иванович и талантливый инженер-изобретатель Артемьев Владимир Андреевич, которые положили начало экспериментальным работам по созданию снарядов-ракет.
Николая Ивановича, на самом деле звали по другому, его настоящее имя - Слетов Николай Викторович, а Тихомиров Н.И. было дано для прикрытия. Он занимался проблемой создания ракетных снарядов - "самодвижущихся мин реактивного действия". В 1930 г. на имя Тихомирова был выдан патент на рецептуру пороха и технологию изготовления шашек из него. В ракетах использовалось прессованные длительно горящие шашки из бездымного пороха.
В 1920 году Артемьев Владимир Андреевич познакомился с Тихомировым, став его ближайшим помощником. Уже с 1921 г. Начали работать совместно над созданием реактивных снарядов на бездымном порохе. Он Был арестован 22 сентября 1922 года по обвинению в "бездействии власти, халатном отношении, в результате которых последовало полное расстройство и развал снабжения РККА (рабоче-крестьянская красная армия) … и участии в шпионаже".
Но 1925 году он вернулся из заключения и продолжил работу в Лабораториию. Артемьев с Тихомировым участвовали в созданий реактивных снарядов для миномета "Катюша". Оба были награждены орденами.
В мае 1930 г. после смерти Н.И. Тихомирова лабораторию возглавил талантливый инженер-артиллерист Борис Сергеевич Петропавловский, под его руководством продолжилась работа над усовершенствованием реактивных снарядов. По его инициативе Газодинамическая лаборатория переключилась на создание безоткатных орудий с пусковыми устройствами в виде простых ажурных труб для стрельбы реактивными снарядами.
Большой вклад в разработку реактивных снарядов внес в это время талантливый инженер Георгий Лангемак, он почти в одиночку создал и довел до совершенства реактивные ракеты РС-82 миллиметра и РС-132 миллиметра, которые позже стали базой знаменитой "Катюши". Гениальному инженеру к сожалению не повезло.
Дело в том, что научный институт в котором он работал было детищем маршала Михаила Тухачевского, который на тот период обвинялся в значительных правонарушениях — попытке присвоения власти и совместная работа с врагами.
Русское правительство решило совместно с маршалом расстрелять более 50 человек, в том числе и Лангемака. В 1955 году все та же Военная коллегия Верховного Суда Советского союза внезапно определила, то что Георгия Лангемака убили совершенно напрасно. Отыскали, дескать, новые подтверждения невиновности человека, подарившего государству орудие победы над немецко-фашистскими войскам. Конструктора реабилитировали полностью.
Много труда было вложено в разработку конструкции направляющих пускового устройства и способов воспламенения реактивных зарядов. Разработку многозарядного пускового устройства вели конструкторы Алекесандр Сергеевич Попов, Алексей Петрович Павленко, Владимир Николаевич Галковский, Сергей Сергеевич Смирнов, Сергей Алексеевич Пивоваров и другие под руководством Ивана Исидовича Гвая.
Пусковая установка для залповой стрельбы новыми реактивными снарядами была оригинальна по конструкции, проста и удобна. Она состояла из направляющих рельсового типа, соединенных в один пакет лонжеронами, поворотной рамы, подъемного и поворотного механизмов. Все эти узлы и механизмы монтировались на трехосном автомобиле.
Перед стрельбой снаряды закреплялись на направляющих. Установка наводилась в цель с помощью прицела, подъемного и поворотного механизмов. Залп производился замыканием электрической цепи с помощью прибора, находившегося в кабине водителя автомобиля.
Учитель: Изучая науку, вы, наверное, же поняли каково ее влияние на производство техники, транспорта, связи. И что огромную роль и значение имеет для укрепления обороноспособности страны.
В суровые годы Великой Отечественной Войны советский народ одерживал победу не только на фронтах, но и в тылу. На шахтах, заводах и фабриках, у станков труженики тыла своим самоотверженным героическим трудом ковали победу: их руками создавались самолеты и танки, снаряды и пушки-могучая боевая техника тех дней, многие образцы военной техники превосходили вражеские.
"Все для фронта! Все для победы!" этим лозунгом жили все советские люди. Но не надо забывать о тех, кто остался на полях сражения, и какой ценой завоевана Победа…
Почтим их память минутой молчания. (Все встают - минута молчания)
Давайте напишем слова благодарности, людям, которые сделали все для того, чтобы свами жили свободными, счастливыми. Им кто не пожалел жизни, для того что бы жили мы.
И напишем обещание себе, какими мы будем, как впишем себя в историю своей страны и сделаем все возможное, чтоб его исполнить. (дети оформляют стенгазету)