В конце октября 1920 года в кремлевский кабинет Владимира Ильича Ленина зашел очередной посетитель. Он был вызван в Москву для доклада о состоянии сибирской промышленности. Прошел час, другой, а беседа продолжалась, несмотря на большую занятость Владимира Ильича.
У Ленина находился Сергей Миронович Франкфурт - заместитель председателя Урало-Сибирской комиссии Высшего Совета Народного Хозяйства.
Он был одним из организаторов восстановления промышленности Урала и Сибири, в Кузбассе национализировал все шахты и рудники, был знаком с Урало-Кузнецкой проблемой.
Об этой встрече С. М. Франкфурт написал: «Хорошо помню продолжительную, длившуюся несколько часов беседу с Владимиром Ильичом. Полный свежих и интересных впечатлений о Сибири, я рассказал Ленину о ее колоссальных богатствах и огромных возможностях. Владимир Ильич детально расспрашивал меня о делах, выпытывал все подробности. Мы с ним путешествовали по карте Сибири. Я показывал местонахождение угля, полиметаллических руд, медных руд, золота, огромные водные бассейны, будущую энергетическую базу Сибири, рассказывал о наших проектах, как использовать эти богатства.
Владимир Ильич во время беседы особо обращал мое внимание на необходимость форсировать разработку угля, закладку новых угольных шахт. Он говорил, что на открытых работах можно применять экскаваторы, давал и другие практические указания «Обнаруженные богатства недр Сибири будут нарастать, - говорил он - Сибирь должна стать и станет развитым промышленным краем».
По предложению Владимира Ильича на другой день после нашей встречи было созвано совещание с участием Г. М. Кржинавского, Ф. Ф. Сыромолотова, который руководил тогда горными делами. Владимир Ильич наметил большевистский путь новой, советской Сибири».
Однако в Сибирь Франкфурт не вернулся. Он был отозван для работы в Народном Комиссариате иностранных дел. Ему было тогда 32 года, но он считался старым большевиком. В 1904 году, шестнадцати лет, он вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию. Революция 1905 года застала его членом подпольной организации Одесского комитета РСДРП, в годы реакции он вел подпольную работу на юге России, затем эмигрировал за границу, во Францию, где работал и одновременно учился, получив образование инженера-механика.
В декабре 1915 года через Турцию Франкфурт вернулся в Россию, где вновь вел подпольную работу. Участник Великой Октябрьской революции, он выполнял многие хозяйственные и дипломатические поручения партии и правительства...
30 мая 1930 года, по решению Политбюро ЦК ВКП(б), он стал начальником Кузнецкстроя. В это время здесь уже шла всенародная стройка.
К июню 1930 года строительство велось на довольно широком фронте. Рыли котлованы для первой и второй домен, приступили к земляным работам на площадке мартеновского цеха, начали сооружение огнеупорного цеха.
Франкфурт был человеком неиссякаемой энергии и работоспособности. Волевой и целеустремленный, выше всего он ставил дело, на которое его поставила партия. Характерная его черта, даже талант - подбирать людей и заражать их своей энергией.
Страна задыхалась от нехватки металла. Нужны были решительные действия, чтобы создать благоприятные условия для форсирования строительства. Франкфурт решительно поддержал начатое главным инженером Кузнецкстроя И. П. Бардиным строительство основных цехов, несмотря на отсутствие утвержденного проекта.
Через несколько дней после приезда С.М. Франкфурт выступил перед партактивом. Задачи парторганизации Кузнецкстроя он сравнивал с фронтовыми заданиями. Актив принял решение о росте рядов парторганизации, усилении ее влияния. Было организовано 14 новых партячеек на вновь созданных строительных участках доменного, мартеновского и других цехов.
Помогла и реорганизация структуры управления стройкой: Стальстрой был ликвидирован, а его аппарат слит со строительным отделом Кузнецкстроя.
Условия стройки были сложными. Не хватало квалифицированных кадров. Сменными инженерами, например, работали некоторые студенты первых курсов Сибирского института черных металлов (с 1933 года СМИ), отставало строительство жилья, была большая текучесть рабочей силы.
Прибывший на Кузнецкстрой известный писатель Илья Эренбург в своих воспоминаниях «Люди, годы, жизнь» писал: «Начальник строительства старый большевик Франкфурт был одержимым, иначе не назовешь, он почти не спал, ел на ходу, нужно было то расследовать причины очередной аварии, то успокоить летунов, которые бросали работу с криком «даешь спецуру», то разместить прибывших самотеком казахов».
Но не только из одной «текучки» складывалась деятельность начальника Кузнецкстроя. Главное - надо было определять стратегию стройки. Руководство Кузнецкстроя четко выделило важнейший принцип планирования - строить завод комплексно, не допуская разрыва в сроках пуска основных агрегатов. Надо было вести строительные работы широким фронтом, на многих участках.
Большое внимание уделял Франкфурт созданию рудной базы Кузнецкого комбината в Горной Шории. Если большинство строек первой пятилетки было размещено в европейской части России, Кузнецкстрой был на тысячи километров удален от промышленных центров.
у истоков этого стоял талантливый организатор и хозяйственник Сергей Миронович Франкфурт. Его вклад в строительство Кузнецкого металлургического комбината был высоко оценен правительством - он был награжден орденом Ленина.
В 1934 году С М. Франкфурта назначили начальником строительства Орско-Халиловского завода. А через три года его жизнь трагически оборвалась...
В память руководителя легендарного Кузнецкстроя решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов одна из новых улиц Центрального района названа именем Сергея Мироновича Франкфурта.
А. Берлин, 1977 г.