Урок-игра по химии на тему "Обобщение знаний по органической химии"

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания обучающихся за весь курс по органической химии;
  • развивать интерес к предмету химия.

Задачи:

  • выяснить усвоения учащимися знания основных положений теории химического строения А.М. Бутлерова;
  • обобщить знание об основных классах органических веществ: знать их строение, свойства, применение и получение, уметь записывать уравнения реакций, доказывающие свойства данных веществ;
  • развивать умения различать понятие и "гомолог" и "изомер", уметь на конкретных примерах записывать изомеры и называть их;
  • составлять уравнения реакции при помощи которых можно осуществить генетические цепочки; проводить опыты по определению органических веществ, соблюдая правила по технике безопасности.

Оборудование и материалы: проектор, раздаточный материал, бланки для ответов.

Ожидаемый результат:

  1. Умеют самостоятельно пополнять и систематизировать свои знания.
  2. Умеют составлять структурные формулы изомеров и называть их, различают понятия "гомолог" и "изомер".
  3. Умеют составлять уравнения химических реакций, устанавливать генетическую связь между классами соединений.
  4. Умеют сравнивать состав, строение и свойства органических веществ.
  5. Умеют решать задачи на вывод формул органических веществ.

Ход игры

Организационный момент

Преподаватель приветствует группу, проверяет посещаемость и готовность к занятию.

Слово преподавателя

- В ходе игры мы должны обобщить весь материал по органической химии. Отметить особенности органических веществ, которые отличают их от неорганических. В состав каждого органического вещества входит углерод и водород, поэтому большинство из них горючи.

- Вспомним самое удивительное явление -явление изомерии, которое способствует тому что органических веществ насчитывается более 18 млн.

Группа заранее разделилась на две команды, которые придумали название, девиз команды и выбрали капитанов команд. Преподаватель проводит конкурсы, жюри подводит итоги каждого конкурса и в конце игры объявляются результаты.

Конкурс "Про вещество"

Команды отвечают поочередно, про какое вещество идет речь. Если одна команда не ответила ход переходит к другой. За каждый правильный ответ дается 2 балла.

  1. Полимер данного вещества широко используется для изготовления упаковочной пленки, посуды, труб, электроизоляционных материалов. (этилен)
  2. Данные вещества находят широкое применение в промышленности, являются простым и достаточно дешевым топливом. Один из представителей гомологического ряда используют для получения синтез газа. (предельные УВ, метан)
  3. Какое вещество было получено из дерева гевея, растущего в Латинской Америке. (каучук)
  4. Данное вещество было получено из этилового спирта в 1932 году С.В. Лебедевым. (бутадиен)
  5. Какое вещество получается нитрованием толуола? (тротил)
  6. Бесцветная жидкость, ядовит. При попадании вовнутрь вызывает гибель зрительного нерва и полную потерю зрения. При попадании более 50 мл вызывает смерть. (метанол)
  7. Вязкая, сиропообразная жидкость, сладкая на вкус. Неограниченно растворима в воде. Широко используется в косметике, фармацевтической промышленности. Его добавляют к зубной пасте, чтобы предотвратить высыхание. (глицерин)
  8. 40 % раствор данного вещества называют формалином и применяют для дезинфекции в с/х используют для протравливания семян и для обработки кож в кожевенной промышленности. (формальдегид)
  9. Данное вещество широко применяют в пищевой промышленности для консервирования. Является основным компонентом винного уксуса. (уксусная кислота)
  10. Данные вещества горят с характерным запахом жженых перьев Для их обнаружения используют такие реакции как ксантопротеиновая и биуретовая. (белки)

Конкурс "Отгадай загадку"

  1. Скажи, какая из кислот, в лесу под деревом живет? (муравьиная)
  2. Крупинка может жизнь спасти, а килограмм - дом разнести. (Нитроглицерин)
  3. Гордиться уголек невзрачный негорючим братом, и братом прозрачным. (Адмаз и графит)
  4. Присвоив "водные остатки", газ спиртом стал, густым и сладким. (Глицерин)
  5. Цепочка сильно удлинилась и по асфальту покатилась. (Каучук)
  6. Какой галоген медикам служит и с крахмалом дружит. (Йод)
  7. Без нее не побежит
    Ни такси, ни мотоцикл,
    Не поднимется ракета.
    Отгадайте, что же это? (Нефть)
  8. Белый он, как снег, колючий.
    Как песок сухой, сыпучий.
    Сладкий-сладкий, словно мед.
    Чай с ним часто муха пьет... (Сахар)
  9. В воздухе он главный газ,
    Окружает всюду нас.
    Угасает жизнь растений
    Без него, без удобрений.
    В наших клеточках живет
    Важный элемент … (Азот)
  10. Я важнейший элемент,
    Без меня и Солнца нет.
    Я без запаха и цвета,
    Легче газа в мире нету.
    Я вхожу в состав воды,
    Нефти, всяческой еды
    На планете я пришелец,
    Космос вот где я умелец.
    Я источник света звезд,
    Жизнь на земле я принес. (Водород)

Конкурс "Именные реакции"

1. При действие металлического натрия на моногалогенопроизводные углеводородов. Происходит удвоение углеродного скелета. Реакция подходит для получения симметричных алканов.
2CH3–CH2Br + 2Na = CH3–CH2–CH2–CH3 +2NaBr (синтез Вюрца)

2. Нитрование алканов разбавленной (10%-ной) азотной кислотой:
C2H6 + HNO3 = C2H5NO2 + Н2O (реакция Коновалова)

3. Гидратация алкинов. Присоединение воды происходит в присутствии солей ртути (II) и идет через образование неустойчивого енола, который изомеризуется в альдегид или кетон. Гидратация ацетилена дает альдегид, других алкинов – кетон. (Реакция Кучерова)

4. Восстановление нитросоединений в растворе в щелочной и нейтральной среде:
R-NO2 + 3(NH4)2S = R-NH2 + 3S + 6NH3 +2H2O (реакция Зинина)

5. Тримеризация ацетилена над активированным углем. Образуется бензол.
3C2H2 = C6H6 (Реакция Зелинского)

6. Получение бутадиена из этанола.
2C2H5OH = Н2 + 2Н2O + CH2=CH-CH=CH2 (Синтез Лебедева)

7. Декарбоксилирование солей карбоновых кислот - сплавление со щелочами.
CH3COONa (тв.) + NaOH (тв.) = CH4 + Na2CO3 (Реакция Дюма)

8. Реакция с холодным водным раствором перманганата калия – мягкое окисление алкенов (образуется диол)
3СН3-СН=СН2 + 2KMnO4 + 4H2O = 2MnO2 + 2KOH + 3СН3 -СН(OH)-СН2(OH) (Реакция Хараша)

"Конкурс капитанов"

За столом остаются только капитаны. Решают задачи на вывод молекулярной формулы СхНy

1 команда

При сжигании алкена массой 11,2 г получили 35,2 г оксида углерода (4) и 14,4 г воды. Относительная плотность алкена по воздуху 1,93. Найдите молекулярную формулу алкена. (C4H8)

2 команда

При сжигании алкина массой 5,2 г выделилось 8,96 л углекислого газа и 3,6 воды. Относительная плотность этого вещества по водороду равна 13. Найдите молекулярную формулу алкина.

Конкурс "Органический блиц"

В течение двух минут каждой команде задаются вопросы. При оценивании подсчитывается количество правильных ответов. (Каждый правильный ответ 2 балла)

Вопросы для 1 команды

  1. Какие вещества вступают в реакцию этерификации? (Спирт и кислота)
  2. Двухатомный спирт? (Этиленгликоль)
  3. Тип гибридизации углеродного атома в алкенах? (sp2)
  4. Какие вещества вступают в реакцию межмолекулярной дегидратации с образованием простого эфира? (Спирты)
  5. Почему крапива жжется? (из-за содержания муравьиной кислоты)
  6. Вещество при горение которого выдеялется запах жженых перьев? (белки)
  7. Из какого дерева быд получен каучук в Латинской Америке? (гевея)
  8. Какие вещества классифицируют на сопряженные, изолированные, кумулированные? (алкадиены)
  9. С какой целью после зимней спячки муравьи ложатся на муравейник? (муравьи, чувствуя опасность выделяют муравьиную кислоту и убивают всех паразитов в шкуре медведев)
  10. Имеет ли запах природный газ? (Нет, но в целях безопасности (чтобы почувствовать утечку) к нему добавляют различные вещества)

Вопросы для 2 команды

  1. Эта кислота содержится в сливочном масле. (масляная)
  2. Какую кислоту называют валериановой? (пентановая кислота)
  3. Какие вещества содержат только одинарные связи? (алканы)
  4. Как по другому называется этандиовая кислота? (щавелевая)
  5. Что такое глицин? (аминоуксусная кислота)
  6. О чем рассказывает правило Марковникова? (при присоединение галогеноводорода к алкену водород присоединяется к более гидрированному атому, галоген к менее гидрированному)
  7. Карболовая кислота? (Фенол)
  8. Сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот? (жиры)
  9. Какое вещество образуется при молочнокислом брожении глюкозы? (молочная кислота)
  10. Назовите фамилию ученого, создавшего теорию строения органических веществ. (Бутлеров)

Конкурс "Гомологи и изомеры"

Каждый правильный ответ 2 балла.

Напишите формулы всевозможных изомеров и 3 гомолога для вещества.

1 команда

C5H10O2
C4H8O2

2 Команда
С3H8O
C3H6O2

Рефлексия

В конце занятия подводятся итоги. Жюри объявляет победителей.
Предлагает учащимся оценить работу команд и свое участие в игре.

Поздравляет победителей. Награждает участников игры.
Учащиеся выражают свое мнение об игре. Оценивают действия участников команды и свой вклад в копилку результатов.

Размер:
35.72 Kb
Скачали:
18

Метки к статье: конспект урока, игра, химия