Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания обучающихся за весь курс по органической химии;
- развивать интерес к предмету химия.
Задачи:
- выяснить усвоения учащимися знания основных положений теории химического строения А.М. Бутлерова;
- обобщить знание об основных классах органических веществ: знать их строение, свойства, применение и получение, уметь записывать уравнения реакций, доказывающие свойства данных веществ;
- развивать умения различать понятие и "гомолог" и "изомер", уметь на конкретных примерах записывать изомеры и называть их;
- составлять уравнения реакции при помощи которых можно осуществить генетические цепочки; проводить опыты по определению органических веществ, соблюдая правила по технике безопасности.
Оборудование и материалы: проектор, раздаточный материал, бланки для ответов.
Ожидаемый результат:
- Умеют самостоятельно пополнять и систематизировать свои знания.
- Умеют составлять структурные формулы изомеров и называть их, различают понятия "гомолог" и "изомер".
- Умеют составлять уравнения химических реакций, устанавливать генетическую связь между классами соединений.
- Умеют сравнивать состав, строение и свойства органических веществ.
- Умеют решать задачи на вывод формул органических веществ.
Ход игры
Организационный момент
Преподаватель приветствует группу, проверяет посещаемость и готовность к занятию.
Слово преподавателя
- В ходе игры мы должны обобщить весь материал по органической химии. Отметить особенности органических веществ, которые отличают их от неорганических. В состав каждого органического вещества входит углерод и водород, поэтому большинство из них горючи.
- Вспомним самое удивительное явление -явление изомерии, которое способствует тому что органических веществ насчитывается более 18 млн.
Группа заранее разделилась на две команды, которые придумали название, девиз команды и выбрали капитанов команд. Преподаватель проводит конкурсы, жюри подводит итоги каждого конкурса и в конце игры объявляются результаты.
Конкурс "Про вещество"
Команды отвечают поочередно, про какое вещество идет речь. Если одна команда не ответила ход переходит к другой. За каждый правильный ответ дается 2 балла.
- Полимер данного вещества широко используется для изготовления упаковочной пленки, посуды, труб, электроизоляционных материалов. (этилен)
- Данные вещества находят широкое применение в промышленности, являются простым и достаточно дешевым топливом. Один из представителей гомологического ряда используют для получения синтез газа. (предельные УВ, метан)
- Какое вещество было получено из дерева гевея, растущего в Латинской Америке. (каучук)
- Данное вещество было получено из этилового спирта в 1932 году С.В. Лебедевым. (бутадиен)
- Какое вещество получается нитрованием толуола? (тротил)
- Бесцветная жидкость, ядовит. При попадании вовнутрь вызывает гибель зрительного нерва и полную потерю зрения. При попадании более 50 мл вызывает смерть. (метанол)
- Вязкая, сиропообразная жидкость, сладкая на вкус. Неограниченно растворима в воде. Широко используется в косметике, фармацевтической промышленности. Его добавляют к зубной пасте, чтобы предотвратить высыхание. (глицерин)
- 40 % раствор данного вещества называют формалином и применяют для дезинфекции в с/х используют для протравливания семян и для обработки кож в кожевенной промышленности. (формальдегид)
- Данное вещество широко применяют в пищевой промышленности для консервирования. Является основным компонентом винного уксуса. (уксусная кислота)
- Данные вещества горят с характерным запахом жженых перьев Для их обнаружения используют такие реакции как ксантопротеиновая и биуретовая. (белки)
Конкурс "Отгадай загадку"
- Скажи, какая из кислот, в лесу под деревом живет? (муравьиная)
- Крупинка может жизнь спасти, а килограмм - дом разнести. (Нитроглицерин)
- Гордиться уголек невзрачный негорючим братом, и братом прозрачным. (Адмаз и графит)
- Присвоив "водные остатки", газ спиртом стал, густым и сладким. (Глицерин)
- Цепочка сильно удлинилась и по асфальту покатилась. (Каучук)
- Какой галоген медикам служит и с крахмалом дружит. (Йод)
- Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
- Белый он, как снег, колючий.
Как песок сухой, сыпучий.
Сладкий-сладкий, словно мед.
Чай с ним часто муха пьет... (Сахар)
- В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент … (Азот)
- Я важнейший элемент,
Без меня и Солнца нет.
Я без запаха и цвета,
Легче газа в мире нету.
Я вхожу в состав воды,
Нефти, всяческой еды
На планете я пришелец,
Космос вот где я умелец.
Я источник света звезд,
Жизнь на земле я принес. (Водород)
Конкурс "Именные реакции"
1. При действие металлического натрия на моногалогенопроизводные углеводородов. Происходит удвоение углеродного скелета. Реакция подходит для получения симметричных алканов.
2CH3–CH2Br + 2Na = CH3–CH2–CH2–CH3 +2NaBr (синтез Вюрца)
2. Нитрование алканов разбавленной (10%-ной) азотной кислотой:
C2H6 + HNO3 = C2H5NO2 + Н2O (реакция Коновалова)
3. Гидратация алкинов. Присоединение воды происходит в присутствии солей ртути (II) и идет через образование неустойчивого енола, который изомеризуется в альдегид или кетон. Гидратация ацетилена дает альдегид, других алкинов – кетон. (Реакция Кучерова)
4. Восстановление нитросоединений в растворе в щелочной и нейтральной среде:
R-NO2 + 3(NH4)2S = R-NH2 + 3S + 6NH3 +2H2O (реакция Зинина)
5. Тримеризация ацетилена над активированным углем. Образуется бензол.
3C2H2 = C6H6 (Реакция Зелинского)
6. Получение бутадиена из этанола.
2C2H5OH = Н2 + 2Н2O + CH2=CH-CH=CH2 (Синтез Лебедева)
7. Декарбоксилирование солей карбоновых кислот - сплавление со щелочами.
CH3COONa (тв.) + NaOH (тв.) = CH4 + Na2CO3 (Реакция Дюма)
8. Реакция с холодным водным раствором перманганата калия – мягкое окисление алкенов (образуется диол)
3СН3-СН=СН2 + 2KMnO4 + 4H2O = 2MnO2 + 2KOH + 3СН3 -СН(OH)-СН2(OH) (Реакция Хараша)
"Конкурс капитанов"
За столом остаются только капитаны. Решают задачи на вывод молекулярной формулы СхНy
1 команда
При сжигании алкена массой 11,2 г получили 35,2 г оксида углерода (4) и 14,4 г воды. Относительная плотность алкена по воздуху 1,93. Найдите молекулярную формулу алкена. (C4H8)
2 команда
При сжигании алкина массой 5,2 г выделилось 8,96 л углекислого газа и 3,6 воды. Относительная плотность этого вещества по водороду равна 13. Найдите молекулярную формулу алкина.
Конкурс "Органический блиц"
В течение двух минут каждой команде задаются вопросы. При оценивании подсчитывается количество правильных ответов. (Каждый правильный ответ 2 балла)
Вопросы для 1 команды
- Какие вещества вступают в реакцию этерификации? (Спирт и кислота)
- Двухатомный спирт? (Этиленгликоль)
- Тип гибридизации углеродного атома в алкенах? (sp2)
- Какие вещества вступают в реакцию межмолекулярной дегидратации с образованием простого эфира? (Спирты)
- Почему крапива жжется? (из-за содержания муравьиной кислоты)
- Вещество при горение которого выдеялется запах жженых перьев? (белки)
- Из какого дерева быд получен каучук в Латинской Америке? (гевея)
- Какие вещества классифицируют на сопряженные, изолированные, кумулированные? (алкадиены)
- С какой целью после зимней спячки муравьи ложатся на муравейник? (муравьи, чувствуя опасность выделяют муравьиную кислоту и убивают всех паразитов в шкуре медведев)
- Имеет ли запах природный газ? (Нет, но в целях безопасности (чтобы почувствовать утечку) к нему добавляют различные вещества)
Вопросы для 2 команды
- Эта кислота содержится в сливочном масле. (масляная)
- Какую кислоту называют валериановой? (пентановая кислота)
- Какие вещества содержат только одинарные связи? (алканы)
- Как по другому называется этандиовая кислота? (щавелевая)
- Что такое глицин? (аминоуксусная кислота)
- О чем рассказывает правило Марковникова? (при присоединение галогеноводорода к алкену водород присоединяется к более гидрированному атому, галоген к менее гидрированному)
- Карболовая кислота? (Фенол)
- Сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот? (жиры)
- Какое вещество образуется при молочнокислом брожении глюкозы? (молочная кислота)
- Назовите фамилию ученого, создавшего теорию строения органических веществ. (Бутлеров)
Конкурс "Гомологи и изомеры"
Каждый правильный ответ 2 балла.
Напишите формулы всевозможных изомеров и 3 гомолога для вещества.
1 команда
C5H10O2
C4H8O2
2 Команда
С3H8O
C3H6O2
Рефлексия
В конце занятия подводятся итоги. Жюри объявляет победителей.
Предлагает учащимся оценить работу команд и свое участие в игре.
Поздравляет победителей. Награждает участников игры.
Учащиеся выражают свое мнение об игре. Оценивают действия участников команды и свой вклад в копилку результатов.
Васильева Екатерина Владимировна, преподаватель химии БПОУ ВО "Череповецкий технологический колледж" г. Череповец
organik-um.rar
Размер:
35.72 Kb