Викторина "Знатоки природы" - это познавательное командное мероприятие для школьников, направленное на расширение знаний о мире животных и растений, развитие экологического мышления и формирование бережного отношения к природе.
Игровая форма, разнообразные конкурсы и элементы соревнования делают занятие увлекательным и запоминающимся.
Цель викторины: формирование у обучающихся экологической культуры и осознанного, бережного отношения к природе через игровую и познавательную деятельность.
Задачи:
Учитель: Ребята, расшифруйте тему нашего урока, разгадав ребус.
- Правильно, это природа.
- Природа – сказочный мир, полный загадок и тайн. И только любознательным она открывает свои тайны.
- Чтобы понять ее, нужно разбираться в многообразии растительного мира, хорошо знать повадки животных.
- Сегодня мы проведем турнир знатоков природы. В нем примут участие пять команд.
- Участники должны проявить эрудицию, остроумие, сообразительность, смекалку, также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе.
Дом – это наша планета Земля,
На которой прекрасны леса и поля.
В этом доме мы с вами живем,
День поработаем, ночь отдохнем.
Утро приходит, солнце встает,
Так год за годом время идет.
Для меня в этом мире нет непогоды.
Хочу изучать я законы природы.
А мне, человеку, нужна красота,
Как птице в полете нужна высота.
Себя ты законы заставь изучить,
Чтобы природу потом не лечить.
Чтобы жить по законам природы
Их нужно, конечно же, знать!
Нужны для этого годы и годы,
Чтобы частицей ее себя ощущать!
Учитель: А сейчас, ребята, давайте познакомимся.
Команда "Юные экологи"
Капитан: Миша К.
Команда "Защитники природы"
Капитан: Ваня Б.
Команда "Друзья природы"
Капитан: Настя В.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Один человек из каждой команды вытягивает по конверту и вместе с командой готовит ответы на вопросы. Сначала вы зачитываете вслух письмо, затем сообщаете свой ответ.
Вопросы
1. У меня есть четыре ноги, два глаза и позвоночник. Я – зеленого цвета и могу жить в воде и на суше. Мой язык находится на кончике рта. Я выстреливаю языком, чтобы поймать насекомых – мою основную еду. Я хорошо плаваю. Зимою я сплю, зарывшись в ил на дне пруда. (Лягушка)
2. Я самое большое животное из всех, которые когда-либо жили на Земле. Я больше трех доисторических динозавров и вешу столько, сколько весят 33 африканских слона. Я слышу и разговариваю ссебе подобными на расстоянии до 60 км.
Это происходит потому, что в воде звук распространяется лучше, чем в воздухе. Мое тело имеет очень толстый слой жира, который согревает меня в ледяных водах океана. (Голубой кит)
3. Гнездо, которое строит зверек, называется "Чайно". Сначала зверек сплетает из тонких веток и прутьев основание гнезда, затем делает стены, а сверху – крышу. Дома у зверька тепло и чисто.
Внутри свое жилище хозяйка выстилает мхом-лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два выхода, которые в сильные морозы хозяйка затыкает легким лишайником. (Белка)
4. Это самое высокое животное в мире. Но в его шее всего 7 позвонков, как в шее человека. Ест он преимущественно листья. Если он хочет достать траву, ему нужно широко расставить ноги, чтобы достать головой до земли. (Жираф)
5. Наша родина - Антарктика. Основную часть жизни мы проводим в море, а для размножения выходим на берег, где образуем большие колонии. Самки несут яйца, а присматривают за яйцами самцы, нося их в своих лапах, чтобы они не касались холодного льда.
В самые жестокие морозы мы собираемся в кружок. Кто мы? (Пингвины)
6. У меня головка в черной шапочке, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась.
Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, ем все: зернышки, крошки хлеба, вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я? (Синица)
7. У меня желтые надкрылья с черными полосами. От врагов я защищаюсь едкой жидкостью с неприятным раздражающим запахом. Люблю лакомиться зеленью томатов, баклажанов, но больше всего люблю картофель. А детки мои – личинки красного цвета – очень прожорливы. Кто я? (Колорадский жук)
8. Он отлично переносит суровый климат, морозы, засуху. Летом он выдерживает без воды 5 дней, а зимой – 20. После столь продолжительной жажды он выпивает до 120 литров воды. (Верблюд)
9. У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению.
Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами. (Заяц)
10. Французский натуралист Жорж Луи Бюффон так охарактеризовал этих животных: "Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, невыносимый запах, коварный нрав".
Живут эти животные стаями. Этих зверей называют санитарами леса. (Волк)
Учитель: Вычеркни лишние. Объясни почему?
Вопросы:
Учитель: Ребята, вы много знаете о природе и поняли, как важно бережно относиться к ней. Постарайтесь, пребывая на природе, пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли ты природе.
- А может, без этого ты сможешь обойтись? (Ответы учащихся)
- Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая береза.
- А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И наша задача – предотвратить все это.
- Больших проблем пока не решить, но кое-что вы можете сделать: посадить дерево, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, поляну.
- Тогда лес отблагодарит вас своей щедростью.
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На проталинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите!