Викторина для начальной школы "Знатоки природы"

Викторина "Знатоки природы" - это познавательное командное мероприятие для школьников, направленное на расширение знаний о мире животных и растений, развитие экологического мышления и формирование бережного отношения к природе.

Игровая форма, разнообразные конкурсы и элементы соревнования делают занятие увлекательным и запоминающимся.

Дети работают в командах на викторине "Знатоки природы"Дети работают в командах на викторине "Знатоки природы"

Цель викторины: формирование у обучающихся экологической культуры и осознанного, бережного отношения к природе через игровую и познавательную деятельность.

Задачи:

  • расширить и закрепить знания учащихся о животных, растениях и природных явлениях;
  • углубить представления о многообразии живой природы и ее законах;
  • воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающей среде;
  • формировать чувство причастности к сохранению природы родного края и планеты Земля.

Ход викторины

Сообщение темы игры

Учитель: Ребята, расшифруйте тему нашего урока, разгадав ребус.

Ребус "Природа"Ребус "Природа"

- Правильно, это природа.

- Природа – сказочный мир, полный загадок и тайн. И только любознательным она открывает свои тайны.
- Чтобы понять ее, нужно разбираться в многообразии растительного мира, хорошо знать повадки животных.

- Сегодня мы проведем турнир знатоков природы. В нем примут участие пять команд.
- Участники должны проявить эрудицию, остроумие, сообразительность, смекалку, также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе.

Дом – это наша планета Земля,
На которой прекрасны леса и поля.
В этом доме мы с вами живем,
День поработаем, ночь отдохнем.

Утро приходит, солнце встает,
Так год за годом время идет.
Для меня в этом мире нет непогоды.
Хочу изучать я законы природы.

А мне, человеку, нужна красота,
Как птице в полете нужна высота.
Себя ты законы заставь изучить,
Чтобы природу потом не лечить.

Чтобы жить по законам природы
Их нужно, конечно же, знать!
Нужны для этого годы и годы,
Чтобы частицей ее себя ощущать!

Представление команд

Учитель: А сейчас, ребята, давайте познакомимся.

Команда "Юные экологи"
Капитан: Миша К.

Команда "Защитники природы"
Капитан: Ваня Б.

Команда "Друзья природы"
Капитан: Настя В.

Разминка "В мире животных!"

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

  1. Полосатая лошадка. (Зебра)
  2. Кем питаются цапли? (Лягушками)
  3. Какое насекомое притворяется мертвым при нападении? (Бабочка)
  4. Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру? (Морской конек)
  5. Самая быстроногая птица? (Страус)
  6. Самое крупное животное на суше? (Слон)
  7. Какие рыбы имеют оружие на носу? (Рыба-меч, рыба-пила)
  8. У кого уши на ногах? (Кузнечик)
  9. Не зверь, не птица, а нос как спица? (Комар)
  10. Какие рыбы имеют усики? (Сом, сазан, усач, карп)
  11. Самый известный строитель плотин? (Бобр)
  12. Кто любит лакомиться кусочками несоленого сала? (Синицы)
  13. В иголках, словно еж, как зовется рыба? (Ёрш)
  14. Вредная домашняя бабочка? (Моль)
  15. Кто кукует у кукушки – самка или самец? (Самец)
  16. Какое животное меняет окраску? (Хамелеон)
  17. Что теряет лось каждую зиму? (Рога)
  18. У какой рыбы острые треугольные зубы? (Пиранья)
  19. Какие насекомые живут семьями? (Муравьи, пчелы)
  20. Птенец какой птицы не знает своей матери? (Птенец кукушки)

Конкурс "Почтовый ящик"

Один человек из каждой команды вытягивает по конверту и вместе с командой готовит ответы на вопросы. Сначала вы зачитываете вслух письмо, затем сообщаете свой ответ.

Вопросы

1. У меня есть четыре ноги, два глаза и позвоночник. Я – зеленого цвета и могу жить в воде и на суше. Мой язык находится на кончике рта. Я выстреливаю языком, чтобы поймать насекомых – мою основную еду. Я хорошо плаваю. Зимою я сплю, зарывшись в ил на дне пруда. (Лягушка)

2. Я самое большое животное из всех, которые когда-либо жили на Земле. Я больше трех доисторических динозавров и вешу столько, сколько весят 33 африканских слона. Я слышу и разговариваю ссебе подобными на расстоянии до 60 км.

Это происходит потому, что в воде звук распространяется лучше, чем в воздухе. Мое тело имеет очень толстый слой жира, который согревает меня в ледяных водах океана. (Голубой кит)

3. Гнездо, которое строит зверек, называется "Чайно". Сначала зверек сплетает из тонких веток и прутьев основание гнезда, затем делает стены, а сверху – крышу. Дома у зверька тепло и чисто.

Внутри свое жилище хозяйка выстилает мхом-лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два выхода, которые в сильные морозы хозяйка затыкает легким лишайником. (Белка)

4. Это самое высокое животное в мире. Но в его шее всего 7 позвонков, как в шее человека. Ест он преимущественно листья. Если он хочет достать траву, ему нужно широко расставить ноги, чтобы достать головой до земли. (Жираф)

5. Наша родина - Антарктика. Основную часть жизни мы проводим в море, а для размножения выходим на берег, где образуем большие колонии. Самки несут яйца, а присматривают за яйцами самцы, нося их в своих лапах, чтобы они не касались холодного льда.

В самые жестокие морозы мы собираемся в кружок. Кто мы? (Пингвины)

6. У меня головка в черной шапочке, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась.

Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, ем все: зернышки, крошки хлеба, вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я? (Синица)

7. У меня желтые надкрылья с черными полосами. От врагов я защищаюсь едкой жидкостью с неприятным раздражающим запахом. Люблю лакомиться зеленью томатов, баклажанов, но больше всего люблю картофель. А детки мои – личинки красного цвета – очень прожорливы. Кто я? (Колорадский жук)

8. Он отлично переносит суровый климат, морозы, засуху. Летом он выдерживает без воды 5 дней, а зимой – 20. После столь продолжительной жажды он выпивает до 120 литров воды. (Верблюд)

9. У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению.

Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами. (Заяц)

10. Французский натуралист Жорж Луи Бюффон так охарактеризовал этих животных: "Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, невыносимый запах, коварный нрав".

Живут эти животные стаями. Этих зверей называют санитарами леса. (Волк)

Игра "Четвертый лишний"

Учитель: Вычеркни лишние. Объясни почему?

  • Клен, рябина, ель, тюльпан.
  • Береза, дуб, шиповник, тополь.
  • Осина, липа, дуб, ель.
  • Липа, осина, клен, яблоня.
  • Клубника, роза, ландыш, фиалка.

Конкурс капитанов "Да-нет"

Вопросы:

  1. Верите ли вы, что бабочка трижды меняет свое обличье, прежде чем стать взрослой? (Да. Сначала – гусеница, далее гусеница превращается в куколку, а из куколки вылетает бабочка)
  2. Верите ли вы, что зайцу с горы бежать удобнее? (Нет. Задние ноги у зайца длиннее. Поэтому ему удобнее бежать в гору, а с горы он скатывается)
  3. Верите ли вы, что самая крупная и высокая трава на земле – банан? (Да)
  4. Верите ли вы, что липкий сок, который выделяют хвойные растения, называется смолой? (Да)
  5. Верите ли вы, что кошку в народе называют "врачом без диплома"? (Да)
  6. Верите ли вы, что в переводе с итальянского слово "помидор" означает "золотое яблоко"? (Да)
  7. Правда ли, что крокодилы могут взбираться на деревья? (Нет)

Ребусы

Ребусы на тему природыРебусы на тему природы

Подведение итогов викторины

Учитель: Ребята, вы много знаете о природе и поняли, как важно бережно относиться к ней. Постарайтесь, пребывая на природе, пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли ты природе.

- А может, без этого ты сможешь обойтись? (Ответы учащихся)
- Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая береза.

- А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И наша задача – предотвратить все это.

- Больших проблем пока не решить, но кое-что вы можете сделать: посадить дерево, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, поляну.
- Тогда лес отблагодарит вас своей щедростью.

Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На проталинках солнечные блики,

На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите!

Размер:
79.83 Kb
Скачали:
2