Цель викторины: формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом.
Задачи:
Звучит музыка.
Наш дом родной, наш общий дом -
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там зеленый луг
В лесу дремучем не пройдешь,
Воды в пустыни не найдешь
А где - то снег лежит горой
А где - то жарко и зимой
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у нас название есть-
Леса и горы и моря
Все называется Земля!
Добрый день, дорогие ребята! Вы внимательно прослушали стихотворение сможете ли сформировать тему нашего занятия, чему оно будет посвящено? (Да, дню Земли)
22 апреля весь мир отмечает день Земли! 1969 году в Санта Барбаре (США) произошел аварийный разлив нефти. Загрязнились пляжи, вода, морские животные и птицы. Это трагическое событие произвело на американцев большое впечатление. Они решили хоть бы раз в году, напомнить людям об отношении окружающей среде.
Идея, отмечать этот экологический праздник возникла в 1969 году. В эти дни читались лекции, проводились митинги. Все это заставило общественность, потом по новому взглянуть на экологические проблемы. Настоящее время день Земли считается всемирным праздником. Именно этой прекрасной дате мы посвящаем наше экологический эрудит.
Занятие будет проходить форме игры, где вы должны продемонстрировать знания о животных и растениях, а проблемах экологии, понимание необходимости заботы о всех живых существах. Оценивать нашу игру будут гости. Игра состоит из нескольких тематических туров.
У нас 2 команды соревнуются между собой.
1 команда "Дети Солнца", девиз: "С природой вместе мы живем, природу все мы сбережем".
2 команда "Зеленый десант", девиз: "Мы не хотим стоять в стороне, мы за порядок на нашей Земле".
Дается 1 минута, за это время как можно быстрее ответить на максимальное количество вопросов, за каждый правильный ответ команда получает одно очко.
Вопросы команде № 1
Вопросы команде № 2
Молодцы ребята вы много знаете, раз смогли ответить на такое количество вопросов. И сейчас мы переходим с вами к следующему туру.
Каждой команде предназначено по три вопроса. Достают по очереди.
Первый вопрос
Это типичный хищник, охотящийся из засады. Молчаливый, скрытный, бесшумно передвигающийся зверь. Может часами караулить добычу, которую выслеживает главным образом с помощью слуха. Из засады бросается молча, делает несколько стремительных прыжков, но если добыча ускользает, то ее не преследует. Для схватывания и удержания добычи использует острые когти. С их помощью лазает по деревьям. (кошка)
Второй вопрос
У птенцов рот ярко-красный или оранжевый. Почему? (Красный цвет-сигнал тревоги. Привлеченные красным цветом птицы-родители, суют корм в раскрытый клюв)
Третий вопрос
Почему погибает лес, если вырубить старые дуплистые деревья? (в дуплах деревьев гнездятся птицы. Вырубили лес – улетели птицы – появилось много насекомых: жуков, гусениц – погиб лес)
Четвертый вопрос
На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в сторону и сидит несколько минут. Для чего? (таким способом птица освобождается от паразитов на теле. Муравьи опрыскивают тело кислотой, от которой и погибают паразиты)
Пятый вопрос
Зачем скворцы и галки катаются верхом на коровах, овцах, лошадях? (таскают шерсть для гнезда, выклевывают насекомых)
Шестой вопрос: Какие жуки носят название того месяца, в котором появляются? (майские жуки)
И здесь вы ребята показали свои знания, молодцы. И сейчас мы переходим к четвертому туру.
Участники команд, получают конвертики с разрезанными на слова текстом пословицы, вы должны открыть конверт и собрать пословицу.
Собрали все пословицы, молодцы. Переходим к пятому туру.
Каждая команда получает листок на котором написано зашифрованное название животных, команда должна как можно быстрее расшифровать эту запись. Ключ к расшифровке алфавит.
Задание первой команде:
Задание второй команде:
Капитаны команд вытягивают по 2 конверта и вместе с командой готовят ответы.
1 вопрос
У меня головка в черной шапочке, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я? (синичка)
2 вопрос
Мы живем большими семьями. В каждой семье есть самая крупная самка-матка. Ее еще называют Царица". Есть у нас и лентяи трутни. Ничего делать не любят. Но больше всего в нашей семье рабочих. Наши дикие родственники селятся в дуплах деревьев, а у человека мы живем в специальных домиках. Мы очень любим лакомиться пыльцой и собирать нектар с первых цветков, чтобы потом получилось для вас сладкое лакомство. Кто мы? (пчелы)
3 вопрос
У меня желтые надкрылья с черными полосами. От врагов я защищаюсь едкой жидкостью с противным, раздражающим запахом. Я хорошо летаю и в воде не тону. Люблю лакомиться зеленью томатов, картофеля, баклажанов. А детки мои личинки красного цвета очень прожорливы. Кто я? (колорадский жук)
4 вопрос
"Меня называют смотритель леса". Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто всех будить ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда по дереву, мне и крылья-то нужны для того, чтобы перелететь с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не слишком заметная. Кто же я? (поползень)
Дается 1 минута, отвечаем быстро.
Ребята Вы хорошо отвечали на вопросы, пока жюри подводит итоги, мы с вами немножко отдохнем.
Любовь к природе великое чувство, но оно присуще людям которые знают природу, понимаю ее умеют видеть ее. Такие люди всегда справедливы, великодушны, ответственны. Но воспитывать в себе все это надо с раннего детства.
Нельзя не согласится со словами Сухомлинского В.Н. "К тому, кто был глух к природе к деству, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии и простая человечность".
А в завершении нашей викторины дети прочитают стихи.
Все, все абсолютно на свете нужны
И мошки не меньше нужны, чем слоны
Нельзя обойтись без чудовищ не лепых
И Даже без хищников злых и сверепых
Нужны все на свете, нужны все подряд
Где делает мед, и кто делает яд
Давайте люди дружить друг с другом
Как птицы с небом, как ветер с лугом
Как парус с морем, трава с дождями
Как дружит солнце вместе с нами
Давайте люди любить планете
Во всей вселенной похоже нету
Во всей вселенной на всех одна
Что будет делать без нас она.
Подведение итогов, награждение команд.