Цель игры: формировать экологическое сознание учащихся.
Задачи:
Ход викторины
Ведущий: Ребята, сегодня, мы проведем эколого-познавательную игру-викторину "Знатоки природы".
- Игра-викторина посвящена очень важной теме - теме природы.
- Сегодня мы проверим ваши знания о природных явлениях, животном мире, бережного отношении к окружающему миру.
- Но сначала разберемся, что такое экология. (Ответы детей)
- Слово "экология" в переводе с греческого означает "наука о доме". Только дом понимается в более широком смысле слова.
- Как же вести себя в нашем большом доме-природе, чтобы не нанести вред ни цветочку, ни травинке, ни роднику, чтобы Земля оставалась прекрасной всегда.
Звучит аудиозапись "В мире животных" П. Мориа, затем аудиозапись колокольного звона на фоне чтения стихотворения.
Тихо! Слышите плачь? Очнитесь!
Помогите Земле! Отзовитесь!
Не машите рукой небрежно,
Вспомните, как она вас ласкала,
Как к груди прижимала нежно,
Колыбельную песню шептала!
А теперь вот она рыдает,
Неужель ваше сердце ослепло?
Мы виноваты в ее страданиях,
Возродим ли мы счастье из пепла?
- В игре участвуют 2 команды. Первая команда – "Юные натуралисты", вторая команда "Юные экологи". Предлагаю представиться каждой команде и поприветствовать друг друга!
Командир 1: Команда!
Первая команда: Юные натуралисты!
Командир: Наш девиз!
Команда: Будем лес любить, оберегать.
Будем взрослым в этом помогать!
Командир 2: Команда!
Вторая команда: Юные экологи!
Командир: Наш девиз!
Команда: Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранялось все на веки!
Ведущий: Ребята, я буду задать вопросы, чья команда быстрее и правильнее ответит, тот побеждает.
Ведущий: Сейчас каждой команде нужно записать в таблички этажи леса. (Проверка по слайду)
- Представьте: вы пришли в лес. Он дружелюбно встретил вас, приютил, защитил от лучей палящего солнца, угостил своими дарами и задал множество загадок.
- Следующий конкурс загадок. Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете названия деревьев, которые растут в лесах нашего края.
Хоть неплохо я одета
Бьет озноб меня всегда.
И зимой и жарким летом
Вся дрожу, как в холода. (Осина)
Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой. (Береза)
Есть у родственницы елки
Не колючие иголки.
Но в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница)
Что же это за девица,
Ни швея, ни мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
Что за дерево, ответьте,
Всю весну всегда цветет.
Самый вкусный мед на свете
Щедро пчелам раздает. (Липа)
У меня длинней иголки, чем у ёлки,
Очень прямо я расту, в высоту.
Если я не на опушке
Ветви только на макушке. (Сосна)
Я из крошки бочки вылез,
Корешки пустил и вылез.
Стою высок я и могуч
Не боюсь ни гроз, ни туч. (Дуб)
А когда наступит осень,
Он красавец, молодой,
Весь зальется солнцем,
И станет покорять своей красой. (Клен)
Каждой команде предлагается разгадать кроссворд.
По горизонтали:
8. Домашнее животное.
9. Пушной зверек.
10. Горбатый заяц.
По вертикали:
1. Хищная птица.
2. Сибирский олень с большими рогами.
3. Крупная хищная рыба.
4. Животное, используемое для езды.
5. Бамбуковый медведь.
6. Вид страуса.
7. Аквариумная рыбка.
Ответы:
По горизонтали: 8. Кошка. 9. Белка. 10. Агути.
По вертикали: 1. Ястреб. 2. Марал. 3. Акула. 4. Лошадь. 5. Панда. 6. Нанду. 7. Гурами.
- Ребята, скажите, похожи ли люди на деревья? Как? Чем? (Дети делают свои предположения: руки похожи на веточки, туловище – на ствол, а ноги – на корень, большие деревья похожи на высоких людей)
- А теперь представим себя деревьями и поиграем в игру – пантомиму. Я буду читать рассказ, а вы туловищем и руками будете делать характерные движения.
Стоят деревья, протягивают веточки к небу и тихо покачиваются. (Руки поднимаются вверх и медленно покачиваем ими из стороны в сторону)
Подул слабый ветерок, и листочки зашевелились. (Двигаются только кисти рук)
Прилетела тучка и принесла с собой дождик. Застучали капельки по листочкам, они вздрагивают от ударов капель. (Быстро и резко поднимаем кисти рук, затем опускаем)
- Ведущий: Подумайте и дайте ответ, какие экологические проблемы выражены знаками, которые вы видите? (Каждой команде раздаются карточки)
Вместо слова "можно" - хлопайте в ладоши; вместо слова "нельзя"- топайте ногами.
- Мы все любим лес. А все ли вы знаете названия деревьев, которые в нем растут? Попробуйте разгадать ребусы.
Каждая команда получает экологическую ситуацию. От участников игры требуется решить ее наиболее грамотно и аргументировать свой ответ. Побеждает команда, наиболее полно решившая экологическую ситуацию.
- Для этого конкурса нужно вспомнить правила поведения в лесу. (Раздаются памятки (см. приложение)
- Теперь каждая команда должна нарисовать экологический знак:
Команда 1: Не ломать ветви деревьев.
Команда 2: Не срывать цветы.
На магнитной доске картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнце, воду. У каждой команды, ведущий убирает одну из картинок, капитаны команд должны рассказать, что произойдет с оставшимися живыми объектами, если на земле не будет спрятанного объекта. Ребята могут дополнить ответы капитанов.
Ведущий: В заключение нашей игры команды составят коллаж из картинок.
Награждение победителей. Вручаются медали "Знатоки окружающего мира".
- Человек многое умеет, многое может, но ведь и он часть природы. Погубив окружающую природу, он сам не сможет выжить.
- Поэтому давайте с малых лет беречь лес, беречь нашу планету!
Любите родную природу -
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою -
Навеки родная Земля.
На ней мы с тобою родились
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.