Урок внеклассного чтения 3 класс "Литературный час "Борис Житков. С любовью к животным"

Цели:

  • продолжить знакомство с жизнью и творчеством Бориса Житкова, обобщить знания учащихся о произведениях писателя о животных;
  • способствовать развитию речи и мышления учащихся, обогащению их словарного запаса;
  • воспитывать книголюбов, прививать любовь к родной природе, внимательное отношение к животным, наблюдательность.

Оборудование: художественные книги Б. Житкова, портрет писателя, мультимедийная презентация, раздаточный материал, рисунки детей.

Ход урока

Организационный момент

Звучит мелодия "В мире животных".

Представлена тематическая выставка книг Б. Житкова и выставка детских рисунков по произведениям писателя.
Учитель: Ребята, вспомните наш девиз, какими вы должны быть на уроке?

Учащиеся отвечают хором:

У: умными, успешными;
Р: рассудительными, радостными;
О: организованными, образованными;
К: культурными, красноречивыми.

Учитель: Я вам желаю сохранить такой настрой в течение всего урока.

Сообщение темы и целей урока

- Сегодня мы окунемся с вами в мир удивительных рассказов о животных Бориса Степановича Житкова. Также увидим результаты работы в группах.
- Давайте сначала перевернем странички биографии выдающегося писателя. (Слайды)

Знакомство с жизнью и творчеством Бориса Житкова

Выдающийся русский и советский писатель родился 30 августа (11 сентября) 1882 г. в Новгороде. Его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, мать - пианистка. Детство провел в Одессе.

Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учебы подружился с К.И. Чуковским. В 1912 г. он отправился в кругосветное плавание на учебно-сухогрузном судне.

На корабль Житков поступил в качестве юнги. Постепенно он дослужился до должности кочегара, а к концу путешествия стал помощником капитана. Во время кругосветки он посетил Японию, Китай, Цейлон и Индию.

Борис Степанович Житков знал много иностранных языков, прекрасно играл на скрипке и был искусным дрессировщиком. Весь свой опыт и знания вложил в книги, создав в детской литературе новый жанр, получивший впоследствии название научно-художественного.

Борис Степанович Житков (1882-1938) - русский и советский писатель, прозаикБорис Степанович Житков (1882-1938) - русский и советский писатель, прозаик

Он писал сказки, рассказы, стихи о смелых, гордых, самоотверженных людях, о редких животных и дальних странах.

Борис Житков создал около двухсот произведений, и среди них – удивительная книга "Что я видел". Герой этой книги – четырехлетний мальчик Алеша. Обо всем, что видел мальчик во время своих путешествий, рассказывает писатель детям.

Рассказы о животных Бориса Житкова - это короткие истории отношений человека с животными. Житков описывает различные невыдуманные случаи спасения людей животными, их преданности, крепкой дружбы и не менее крепкой привязанности.

Последние годы жизни писателя протекали достаточно тяжело. У него диагностировали рак легких. Борис Житков ушел из жизни 19 октября 1938 г., в Москве. Писатель продолжал работать до самого последнего дня.

Презентация рассказов в группах

Правила работы в группе

  • Уважай своего товарища.
  • Умей выслушать товарища.
  • Не согласен – предлагай!

Учащиеся заранее были разделены на 4 группы: Знатоки, Умники, Литераторы, Прозаики и получили задание: прочитать рассказ Бориса Житкова, составить к нему план и выполнить иллюстрации к нему.

  • 1 группа презентует рассказ "Галка"
  • 2 группа презентует рассказ "Мангуста"
  • 3 группа презентует рассказ "Вечер"
  • 4 группа презентует рассказ "Беспризорная кошка"

Ознакомление обучающихся с рассказом Б. Житкова "Как слон спас хозяина от тигра"

1. Аудио прослушивание рассказа.

2. Беседа и обсуждение рассказа.

Учащиеся (а потом учитель) задают по тексту "тонкие" вопросы.

- Какие животные стали героями этого рассказа?
- У кого были ручные слоны?
- Куда пошли индус со слоном?

- Каким был лес?
- Как работали индус и слон?
- Кто выскочил из кустов?

- Что хотел сделать тигр?
- Что сделал слон с тигром?

- Что сказал хозяин после происшествия?
- Как индус отблагодарил слона?

"Толстые" вопросы учителя.

- Почему индус оказался на спине у слона?
- Как вы считаете, мог тигр спастись?
- Оцените поступок хозяина

- Как вы думаете, индус раскаялся в своем поступке? Почему?
- Ваше мнение: как дальше будут складываться отношения между индусом и слоном.

Словарная работа

Упражнение в чтении трудных, незнакомых слов, выяснение их лексического значения.

Лес дикий, глухой, пятился, насторожился, шмякнул оземь, канат, поперек спины, растоптал в лепешку.

Выделение основной мысли рассказ ("Мозговой штурм")

- О чем хотел рассказать автор?
- Какая пословица отражает основную мысль рассказа?

  • Волка бояться – в лес не ходить.
  • Друзья познаются в беде.
  • Страшнее кошки зверя нет.

Литературная викторина по рассказам о животных

  1. Сколько рассказов включено в "Рассказах о животных"? (9)
  2. Кто тащит все, что блестит? (Галка)
  3. Как называется рассказ о корове и ее теленке? ("Вечер")
  4. Назовите клички коровы и теленка в рассказе "Вечер". (Корова Маша и теленок Алеша)
  5. Кого испугался теленок Алеша? (Щенка)
  6. Сколько собак было у охотника в рассказе "Охотник и собаки"? (2)
  7. Как отблагодарил охотник собак? (Дал каждой собаке по целому зайцу)
  8. Чем защитился колхозник от волка? (Лопатой)
  9. Как называется рассказ об одном индусе, который ходил в лес по дрова со слоном? (Как слон спас хозяина от тигра)
  10. Что дал хозяин слону в знак благодарности? (Весь хлеб)
  11. Кто такой сохатый? (Лось)
  12. Какой был конец горы в рассказе "Медведь"? (Она углом сходится – и справа обрыв, и слева обрыв)
  13. Почему охотник повесил мясо медведя на дерево? (Чтоб волки не достали)
  14. Сколько детей было со слоном в рассказе "Слон"? (4)
  15. Сколько лет было самому младшему? (Мальчик лет четырех)
  16. Что делали дети на слоне? (Собирали плоды с кустов)
  17. Какую работу выполнял слон около дома? (Доставал воду из колодца)
  18. Сколько лет было слону? (Полтораста)
  19. А слоненку? (25 лет)
  20. Что делали слоны на опушке леса, у речки? (Таскали бревна и сложили на штабель)
  21. Сколько было слонов-носильщиков? (8)
  22. Почему морякам стало неприятно смотреть на слонов? (Им стало жалко старого слона и слонов, что ползли на коленках)

Разгадывание кроссворда

По горизонтали:

1. Кто обижал утят?
6. Как звали храброго утенка?

По вертикали:

2. От кого спас слон своего хозяина?
3. Как звали беспризорную кошку?
4. Что украла галка?
5. Как звали корову из рассказа "Вечер"?

Дидактическая игра "Собери Книжку"

Работа в группах (раздаются карточки, на которых заглавие, иллюстрация и отрывок текста). Учащиеся должны собрать Книжку: заглавие рассказа, иллюстрацию и фрагмент текста.

Подведение итогов урока

Метод "Микрофон"

Учитель: Рассказы, какого писателя мы сегодня читали? (Ответы учащихся)
- О ком и о чем писал Борис Житков?
- Какой рассказ понравился больше? Почему?

- Захотелось ли вам еще прочитать книги Б.Житкова?
- Как вы думаете, почему Б.Житков так интересно писал о животных?

Рефлексия

  • На уроке я сегодня узнал…
  • На этом уроке мне было трудно…
  • Мое настроение после урока…
  • После урока мне захотелось…
Размер:
86.31 Kb
Скачали:
6