Цели:
Оборудование: художественные книги Б. Житкова, портрет писателя, мультимедийная презентация, раздаточный материал, рисунки детей.
Звучит мелодия "В мире животных".
Представлена тематическая выставка книг Б. Житкова и выставка детских рисунков по произведениям писателя.
Учитель: Ребята, вспомните наш девиз, какими вы должны быть на уроке?
Учащиеся отвечают хором:
У: умными, успешными;
Р: рассудительными, радостными;
О: организованными, образованными;
К: культурными, красноречивыми.
Учитель: Я вам желаю сохранить такой настрой в течение всего урока.
- Сегодня мы окунемся с вами в мир удивительных рассказов о животных Бориса Степановича Житкова. Также увидим результаты работы в группах.
- Давайте сначала перевернем странички биографии выдающегося писателя. (Слайды)
Выдающийся русский и советский писатель родился 30 августа (11 сентября) 1882 г. в Новгороде. Его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, мать - пианистка. Детство провел в Одессе.
Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учебы подружился с К.И. Чуковским. В 1912 г. он отправился в кругосветное плавание на учебно-сухогрузном судне.
На корабль Житков поступил в качестве юнги. Постепенно он дослужился до должности кочегара, а к концу путешествия стал помощником капитана. Во время кругосветки он посетил Японию, Китай, Цейлон и Индию.
Борис Степанович Житков знал много иностранных языков, прекрасно играл на скрипке и был искусным дрессировщиком. Весь свой опыт и знания вложил в книги, создав в детской литературе новый жанр, получивший впоследствии название научно-художественного.
Он писал сказки, рассказы, стихи о смелых, гордых, самоотверженных людях, о редких животных и дальних странах.
Борис Житков создал около двухсот произведений, и среди них – удивительная книга "Что я видел". Герой этой книги – четырехлетний мальчик Алеша. Обо всем, что видел мальчик во время своих путешествий, рассказывает писатель детям.
Рассказы о животных Бориса Житкова - это короткие истории отношений человека с животными. Житков описывает различные невыдуманные случаи спасения людей животными, их преданности, крепкой дружбы и не менее крепкой привязанности.
Последние годы жизни писателя протекали достаточно тяжело. У него диагностировали рак легких. Борис Житков ушел из жизни 19 октября 1938 г., в Москве. Писатель продолжал работать до самого последнего дня.
Правила работы в группе
Учащиеся заранее были разделены на 4 группы: Знатоки, Умники, Литераторы, Прозаики и получили задание: прочитать рассказ Бориса Житкова, составить к нему план и выполнить иллюстрации к нему.
Ознакомление обучающихся с рассказом Б. Житкова "Как слон спас хозяина от тигра"
1. Аудио прослушивание рассказа.
2. Беседа и обсуждение рассказа.
Учащиеся (а потом учитель) задают по тексту "тонкие" вопросы.
- Какие животные стали героями этого рассказа?
- У кого были ручные слоны?
- Куда пошли индус со слоном?
- Каким был лес?
- Как работали индус и слон?
- Кто выскочил из кустов?
- Что хотел сделать тигр?
- Что сделал слон с тигром?
- Что сказал хозяин после происшествия?
- Как индус отблагодарил слона?
"Толстые" вопросы учителя.
- Почему индус оказался на спине у слона?
- Как вы считаете, мог тигр спастись?
- Оцените поступок хозяина
- Как вы думаете, индус раскаялся в своем поступке? Почему?
- Ваше мнение: как дальше будут складываться отношения между индусом и слоном.
Словарная работа
Упражнение в чтении трудных, незнакомых слов, выяснение их лексического значения.
Лес дикий, глухой, пятился, насторожился, шмякнул оземь, канат, поперек спины, растоптал в лепешку.
Выделение основной мысли рассказ ("Мозговой штурм")
- О чем хотел рассказать автор?
- Какая пословица отражает основную мысль рассказа?
По горизонтали:
1. Кто обижал утят?
6. Как звали храброго утенка?
По вертикали:
2. От кого спас слон своего хозяина?
3. Как звали беспризорную кошку?
4. Что украла галка?
5. Как звали корову из рассказа "Вечер"?
Работа в группах (раздаются карточки, на которых заглавие, иллюстрация и отрывок текста). Учащиеся должны собрать Книжку: заглавие рассказа, иллюстрацию и фрагмент текста.
Метод "Микрофон"
Учитель: Рассказы, какого писателя мы сегодня читали? (Ответы учащихся)
- О ком и о чем писал Борис Житков?
- Какой рассказ понравился больше? Почему?
- Захотелось ли вам еще прочитать книги Б.Житкова?
- Как вы думаете, почему Б.Житков так интересно писал о животных?
Рефлексия