Внеурочное занятие 4 класс: Скребицкий Г. «Кот Иваныч»

Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Знакомство с произведением Георгия Скребицкого «Кот Иваныч»

Направления деятельности: научно-познавательная

Цели:

- Познакомить с биографией автора, его творческой деятельностью и содержание его рассказа «Кот Иваныч»;
- Прививать любовь к окружающему миру;
- Совершенствовать технику выразительного чтения;
- Обогатить словарный запас учащихся.

Задачи:

- познакомиться с творчеством писателя;
- способствовать формированию навыков выразительного чтения;
- способствовать проявлению познавательного интереса к содержанию произведения, к героям, желание прочитать произведение полностью;
- способствовать развитию читательских умений, умению сопоставлять, делать выводы, работать с текстом;
- способствовать развитию умения оценивать успех (неуспех) своей учебной деятельности;
- развивать умения прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации, выражать своё отношение к прочитанному;
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
- воспитывать внимательность, толерантность, взаимоуважение во взаимодействии с другими членами коллектива.

УУД:

- ученики знают содержание, умеют работать с текстом
- ученики учатся оценивать свою работу на уроке, учатся составлять вопросы разного уровня, учатся рассуждать, делать выводы и строить продуктивный диалог.
- ученики умеют рассуждать, аргументировать свою точку зрения, умеют строить продуктивный диалог, сотрудничать в группе и
- раскрывать свои творческие способности, умеют оценивать свою деятельность на уроке.
Оборудования: записи на доске, портрет писателя, книги, выставка книг писателя, листочки для рефлексии.

Используемая литература: Георгий Алексеевич Скребицкий. Интернет ресурсы.

Оформление доски: записи, портрет писателя.

Ход урока

Этапы:

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся:

1. Организационно-мотивационный этап.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Деятельностно-операционный этап.

Доброе день и солнцу, и птицам,

Добрый день улыбчивым лицам!

Мысленно пожелаем добра и удачи друг другу.

С хорошим настроение давайте начнем наше занятие.

Здравствуйте. Нашей темой будет Георгий Алексеевич Скребицский «Кот Иваныч». Ребята сейчас я вам расскажу биографию Георгия Скребицского. А после этого вы мне ответите на вопросы.

Рассказ учителя.

Георгий Алексеевич Скребицкий родился 20 июля 1903 года в Москве. В четыре года его усыновила Надежда Скребицкая. Скребицкая выходит замуж за земского врача Алексея Полилова, и они всей семьёй переезжают в г. Чернь Тульской губернии.

В семье очень любили природу, а отчим был охотником и рыболовом и смог увлечь мальчика. Георгий Скребицкий вспоминал, что его с детства интересовали природоведение и художественная литература. Именно эти увлечения и помогли ему стать писателем-натуралистом.

В 1925 году Скребицкий заканчивает литературное отделение в Институте слова, а затем зоотехнический институт и становится научным сотрудником в лаборатории зоопсихологии при МГУ. Кандидат биологических наук, он много ездил в экспедиции, наблюдал за жизнью животных в естественной среде, записывал свои воспоминания.

Первый рассказ «Ушан» о зайчонке-листопаднике Скребицкий написал в 1939 году, а сборники «Простофиля и хитрецы» (1944), «Рассказы охотника» (1948) сделали его заметным детским писателем-натуралистом. Его книги были переведены на многие иностранные языки.

Литературным соавтором Георгия Скребицкого с конца 1940-х годов стала Вера Чаплина. В совместном творчестве они обратились и к самым маленьким читателям - писали короткие познавательные рассказы о природе. В соавторстве Скребицкий и Чаплина создают сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники» (1951) и «В лесной чаще» (1954).

В 1950-х годах Скребицкий печатает новые сборники рассказов: «В лесу и на речке» (1952), «Наши заповедники» (1957), а затем две автобиографические повести «От первых проталин до первой грозы» (1964) и «У птенцов подрастают крылья» (1966), чьё действие происходит по большей части в Черни; текст последней повести остался незавершённым - после смерти писателя к печати его готовила Вера Чаплина.

Произведения Георгия Скребицкого написаны с огромной душевной теплотой, они необычайно поэтичные и добрые.

Умер Георгий Скребицкий 18 августа 1964 года в Москве.

1. Проверка восприятия.

Вопросы к биографии:

- Когда родился Георгий Скребицкий? (20 июля 1903 года)

- Где родился? (В Москве)

- Во сколько лет его усыновили? (в 4 года)

- В какой семье он жил? (в любящей)

- В каком году написал свой первый рассказ? (1939 году)

- С кем Георгий Алексеевич стал соавтором? (Верой Чаплиной)

- Когда умер? (18 августа 1964 году)

Сейчас мы познакомимся с его произведение «Кот Иваныч».

2. Чтение текста учителем и учащимися.

3. Проверка восприятия художественного текста.

Вопросы по тексту:

- Кто главный герой? (кот иваныч)

- Описание кота Иваныча? (толстый, ленивый, неповоротливый)

- От кого часто доставалось коту Иванычу? (от щенка Бобки)

- Что натворил кот Иваныч? (лег на тесто)

- Любил кот мыться? (да)

- Куда ходил кот охотиться за крысами? (в Амбар)

- Что сделал вороны? (подхватили кота за хвост и украли крысу)

- Что кот делал у аквариума? (ловил рыбок)

- Как отучили кота, что бы он не ловил рыбок из аквариума? (принесли раков)

- Какие еще были животные в доме? (птицы, морские свинки, ёжата, зайцы)

- Почему по началу Иваныч не мог подружиться с ежом? (уколол иваныча в нос)

- Почему кот Иваныч был походил на собаку? (потому что везде ходил за ними)

- Что больше всего переживали ребята, когда переезжали в другой дом? (что кот убежит)

- Что кот начал делать, когда переехали в новый дом? (обнюхивать)

- Прочитайте последнею фразу из рассказа.

4. Викторина. Подведение итогов.

Маленькая викторина вам нужно отвечать да, нет.

Иваныч это щенок? (нет)

Бобка это щенок? (да)

Бобка был ленивый, неповоротливый и толстый? (нет)

Кот Иваныч любил себя потаскать за хвост? (нет)

Кот Иваныч любил маму? (да)

Иваныч фырчал, когда его мыли? (нет)

Кот бегал от крыс? (нет)

Иваныч выгуливал рыбок? (нет)

Кот иваныч убежал в старый дом? (нет)

Вам понравился кот? (да)

Ребята у вас на столе лежат листочки, нарисуйте на них свое настроение, которое было у вас на уроке.

Пока вы рисуете я сейчас вам прочитаю стишок про кота Иваныча:

- Kот Иваныч, где ты был?

- Я мышей ловить ходил...

- Почему же ты в сметане?

- Потому что был в чулане...

- Долго ль был там?

- Полчаса...

- Hу и что там?

- Kолбаса...

- А откуда же сметана?

Отвечай-ка без обмана,

Расскажи нам поскоpей,

Kак ты там ловил мышей.

- Там сидел я возле кваса...

Hюхал жаpеное мясо,

Только глянул на твоpог -

Вижу - мышка на поpог!

Я - за мышкой по чулану

И наткнулся на сметану,

Зацепился за мешок,

Опpокинулся гоpшок,

Hа меня упало сало...

- Где же мышка?

- Убежала...

Приветствие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают тему урока.

 

 

 

Отвечают на вопросы по биографии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы по биографии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают по очереди рассказ.

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы по сказке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Играю в викторину «Да-Нет» 

 

  

 

Рисуют кто настроение, кто кота.

 

 

Слушают стихотворение 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Коптенок Кристина Александровна - студентка, Григорьева Галина Николаевна - преподаватель филологических дисциплин. ОГБПОУ "Сенгилеевский педагогический техникум" г. Сенгилей
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.