Конспект внеурочного мероприятия по рассказу В.П. Астафьева "Белогрудка"

Тема: «Я поведаю вам свою боль…» (по рассказу В.П. Астафьева «Белогрудка»)

Цель: познакомить с биографией автора, его творческой деятельностью и содержанием его рассказа «Белогрудка».

 

Задачи:

  • формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;
  • развитие интереса к самому процессу чтения и потребности читать;
  • введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-эстетических ценностей;
  • развитие устной и письменной речи, творческих способностей детей;
  • приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.

Ход урока

Организационно-мотивационный этап

Добрый день, добрый час,
Как я рада видеть вас.
Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.
Улыбнулись, потянулись.
Друг на друга поглядели.
И тихонько дружно сели.

- Здравствуйте, ребята!
- Сегодня у нас внеклассное занятие на тему "Я поведаю вам свою боль..." по рассказу Виктора Петровича Астафьева "Белогрудка".

Биография писателя

- Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 году. Таких, как он, людей называют совестью нации. Это был очень честный, чуткий, непримиримо относившийся ко лжи и злу, требовательный, прежде всего к себе человек.

- Герои его книг - простые люди, а еще постоянный герой произведений Астафьева - природа. "Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказывала бабушка", - Пишет Виктор Петрович в своих воспоминаниях.

- Его детство было нелегким. Смерть матери, беспризорность, детдом. Чтобы как-то выжить в голодной деревне, помочь бабушке, рыбачил, ходил в лес по грибы и ягоды.

- С десяти лет он учился и воспитывался в интернате г. Игарка. Там он написал свой первый рассказ "Жив", который позже назвал "Васюткино озеро". Перед войной Виктор Петрович вернулся на родину. Он окончил ФЗО (фабричное заводское обучение) в г. Красноярске и работал составителем поездов.

- Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем ушел на фронт, попал на передовую, в самое пекло. Воинское звание - рядовой. Итак до самой победы - шофер, артразведчик, связист. Его дважды ранят, он получает контузию.

- На фронте будущий писатель встречает Марию Корякину, которая стала его женой. После войны Виктор Петрович жил в г. Чусовой на Урале. Там он начал свою литературную деятельность.

- Умер Виктор Петрович 29 ноября в 2001 году. Последние годы жизни писатель провел на родине в Сибири, на берегу Енисея, родном селе Овсянка, оставив в наследство своим читателям библиотеку в с. Овсянка и книги, которые не могут не волновать современного читателя.

- Вашему вниманию представляю выставку книг Виктора Петровича "Царь - рыба", "Стрижонок Скрип", "Бабушкин праздник", "Конь с розовой гривой", "Веселый солдат", "Ясным ли днем", "Васюткино озеро", "Перевал", "Кража".

Тест по биографиии В. Астафьева

  • Когда ушел из жизни Виктор Петрович? (в 2001 году)
  • Какой он был человек? (чуткий, честный, требовательный)
  • К чему он относился непримиримо? (ко лжи и злу)
  • Какой у Виктора Петровича был первый рассказ? ("Жив", но потом он его назвал "Васюткино озеро")
  • Как звали его будущую жену? (Мария Корякина)
  • Где жил последние годы Виктор Петрович? (на родине в Сибири, на берегу Енисея, в селе Овсянка)
  • Что оставил он в наследство своему селу? (библиотеку)

Работа с произведением

- Ребята, сейчас я начну читать рассказ "Белогрудка", а вы следите внимательно. После меня кто - то будет читать из вас.

Словарная работа

  • Косого – это склон горы или холма.
  • Густолесье – густой лес.
  • Трепетать – испытывать сильное волнение от каких-либо переживаний.
  • Метаться – суетливо в волнении двигаться в разных направлениях.
  • Пихта – хвойное дерево, семейства сосновых.
  • Крынка – глиняный сосуд с широким горлом для молока.
  • Простофиля – глупый, несообразительный человек.

- Понравился ли вам рассказ? (ответы учащихся)
- Что вам особенно понравилось?
- Дети, давайте сейчас ответим на вопросы по тексту, так же можно пользоваться текстом.

- Где происходят события рассказа? (сибирская деревушка Вереино)
- Кто являются героями рассказа? (куница, детеныши, мальчишки и др. люди)
- Как вы думаете, какие два мира изображены в рассказе? (мир людей, мир животных)

- Кого автор называет Белогрудкой? (белогрудая куница, зачитываем ее описание)
- Найдите в тексте описание чувства материнства. ("родила котят", "мать грела их своим телом", " трепетала, прильнув к котятам" и др.)
- Что однажды произошло с детенышами куницы? (их украли деревенские мальчишки…)

- И вновь мы видим чувства, присущие человеку – чувство отчаяния. Найдем их описание ("…метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять вверх…", "…Если бы Белогрудка умела кричать – закричала бы…", "…часами сидела на черемухе…", "…слушала – не запищат ли котятки…")

- Как настоящая мать она страдает без своих детей, она ищет и находит их, рискуя жизнью.
- Ребята, найдите в тексте слова, в которых автор говорит о кунице совсем как о человеке, потерявшем самое дорогое – семью. ("…Белогрудка осиротела…")
- Что произошло с белогрудкиными котятами у мальчишек? (зачитываем по тексту)

- Какое чувство стала испытывать Белогрудка к людям после того, как увидела, что ее котенка съела собака? (чувство ненависти, мести)
- Найдем в тексте рассказа описание чувства мести ("…в ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заплоте задавился старый пес, съевший котенка", "… Белогрудка совсем освирепела и стала появляться у домов даже днем и расправляться со всем, что было ей под силу…", "…снова пришла к тому дому, куда ее будто на поводе тянули…", "…принялась разбойничать пуще прежнего…" и др.)

- Найдем описание хитрости и жестокости мальчиков: "…выследили вереинские мальчишки…", "…следило несколько человеческих глаз…", "..стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щелкая по носу…" и др.

- Что говорили родители и охотники по поводу поступка мальчиков? (зачитываем по тексту: "Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут…", "Она не виновата. Ее обидели, осиротили…")

- Как вы думаете, почему случилось это вторжение, из-за которого рухнул мир маленького зверька?
- Мальчишки намеренно хотели причинить зло природе, боль кунице?

- Вторгаясь в мир дикой природы, мы почти никогда не задумываемся о чувствах живых существ, населяющих этот мир, их мир. Значит причина всего происходящего – равнодушие, беспечное отношение ко всему живому.
- Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего занятия: "Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека", - говорил Саади.

- Как вы понимаете данный эпиграф?
- Чему научил вас этот рассказ, над чем заставил задуматься?

Заключительное слово учителя

- Все рассказы В.П. Астафьева пронизаны глубоким раздумьем о жизни, зле и добре, они наполнены любовью к родной природе.
- Закончить урок хотелось бы отрывком из стихотворения Михаила Дудина "Берегите землю".

Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените.
Бабочку на листьях повилики.
На тропинке солнечные блики…

Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите…
Берегите землю! Берегите …

- Ребята, наше занятие подошло к концу. Я вам раздаю вот такие цветочки, ваша задача - нарисовать лицо и в нем указать свое настроение в улыбке.
- И потом ваши цветочки приклеить к доске и описать, почему именно вы нарисовали такую улыбку.
- Всем большое спасибо за занятие. Мне очень понравилось, как вы отвечали, какие вы были активные, молодцы!

Размер:
31.09 Kb
Скачали:
7