Авторы: Коптенок Кристина Александровна - студентка, Григорьева Галина Николаевна - преподаватель филологических дисциплин. ОГБПОУ "Сенгилеевский педагогический техникум" г. Сенгилей
Тема: «Я поведаю вам свою боль…» (по рассказу В.П. Астафьева «Белогрудка»)
Направление деятельности: научно - познавательное
Цель: познакомить с биографией автора, его творческой деятельностью и содержанием его рассказа «Белогрудка»;
Задачи: формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; развитие интереса к самому процессу чтения и потребности читать; введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно – эстетических ценностей; развитие устной и письменной речи, творческих способностей детей; приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико – литературными понятиями.
УУД:
Личностные:
- формируем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
- формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.
Метапредметные:
Регулятивные:
- формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
- формируем умение слушать и понимать других;
- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- формируем умения оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные:
- формируем умения извлекать информацию из текста; формируем умения находить ответы на вопросы из текста.
Оборудование: записи на доске, портрет писателя, книги, карточки со словами, слова, выставка книг писателя, листочки для рефлексии.
Оформление доски: записи, портрет писателя.
План занятия:
1.Организационно – мотивационный:
а) приветствие, сообщение темы цели;
б) проверка готовности.
2. Деятельностно – мотивационный:
а) знакомство с творческой деятельностью писателя (биография, книжная выставка);
б) беседа по вопросам;
в) чтение художественного текста комбинированным способом;
г) проверка восприятия (понравился ли рассказ; а что особенно понравилось; ответы на вопросы по тексту).
3. Оценочная – рефлексия:
а) какие книги написал Виктор Петрович?
б) мне хотелось бы наше занятие закончить стихотворением;
в) понравилось ли вам занятие?
Ход занятия
Этапы: |
Деятельность учителя: |
1.Организационно-мотивационный этап.
2.Деятельностно-операционный этап.
|
Добрый день, добрый час, Как я рада видеть вас. Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Улыбнулись, потянулись. Друг на друга поглядели. И тихонько дружно сели. Здравствуйте, дети! Это внеклассное занятие проведу у вас я. Меня зовут Кристина Александровна. Тема нашего занятия «Я поведаю вам свою боль...» (по рассказу «Белогрудка» В.П. Астафьева) Сегодня мы познакомимся с биографией Астафьева Виктора Петровича и рассказом «Белогрудка». Биография: Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 году. Таких, как он, людей называют совестью нации. Это был очень честный, чуткий, непримиримо относившийся ко лжи и злу, требовательный, прежде всего к себе человек. Герои его книг - простые люди, а еще постоянный герой произведений Астафьева - природа. «Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказывала бабушка», - Пишет Виктор Петрович в своих воспоминаниях. Его детство было нелегким. Смерть матери, беспризорность, детдом. Чтобы как-то выжить в голодной деревне, помочь бабушке, рыбачил, ходил в лес по грибы и ягоды. С десяти лет он учился и воспитывался в интернате г. Игарка. Там он написал свой первый рассказ «Жив», который позже назвал «Васюткино озеро». Перед войной Виктор Петрович вернулся на родину. Он окончил ФЗО (фабричное заводское обучение) в г. Красноярске и работал составителем поездов. Осенью 1942г. В.П.Астафьев добровольцем ушел на фронт, попал на передовую, в самое пекло. Воинское звание - рядовой. Итак, до самой победы - шофер, артразведчик, связист. Его дважды ранят, он получает контузию. На фронте будущий писатель встречает Марию Корякину, которая стала его женой. После войны Виктор Петрович жил в г. Чусовой на Урале. Там он начал свою литературную деятельность. Умер Виктор Петрович 29 ноября в 2001году. Последние годы жизни писатель провел на родине в Сибири, на берегу Енисея, родном селе Овсянка, оставив в наследство своим читателям библиотеку в с. Овсянка и книги, которые не могут не волновать современного читателя. Вашему вниманию представляю выставку книг Виктора Петровича «Царь - рыба», «Стрижонок Скрип», «Бабушкин праздник», «Конь с розовой гривой», «Веселый солдат», «Ясным ли днём», «Васюткино озеро», «Перевал», «Кража». Тест: 1. Когда ушел из жизни Виктор Петрович? (в 2001 году) 2. Какой он был человек? (чуткий, честный, требовательный) 3. К чему он относился непримиримо? (ко лжи и злу) 4. Какой у Виктора Петровича был первый рассказ? («Жив», но потом он его назвал «Васюткино озеро». 5. Как звали его будущую жену? (Мария Корякина). 6. Где жил последние годы Виктор Петрович? (на родине в Сибири, на берегу Енисея, в селе Овсянка). 7. Что оставил он в наследство своему селу? (библиотеку). Сейчас я начну читать рассказ «Белогрудка», а вы следите внимательно. После меня кто - то будет читать из вас. Словарная работа: Косого – это склон горы или холма. Густолесье – густой лес. Трепетать – испытывать сильное волнение от каких-либо переживаний. Метаться – суетливо в волнении двигаться в разных направлениях. Пихта – хвойное дерево, семейства сосновых. Крынка – глиняный сосуд с широким горлом для молока. Простофиля – глупый, несообразительный человек. Понравился ли вам рассказ? Что вам особенно понравилось? Дети, давайте сейчас ответим на вопросы по тексту, так же можно пользоваться текстом: - Где происходят события рассказа? (сибирская деревушка Вереино (зачитывается по тексту описание) - Кто являются героями рассказа? (куница, детёныши, мальчишки и др. люди) - Как вы думаете, какие два мира изображены в рассказе (мир людей, мир животных) - Кого автор называет Белогрудкой? (белогрудая куница, зачитываем её описание) - Найдите в тексте описание чувства материнства («родила котят», «мать грела их своим телом», «трепетала, прильнув к котятам» и др.) - Что однажды произошло с детенышами куницы? (их украли деревенские мальчишки…) И вновь мы видим чувства, присущие человеку – чувство отчаяния. Найдем их описание («…метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять вверх…», «…Если бы Белогрудка умела кричать – закричала бы…», «…часами сидела на черёмухе…», «…слушала – не запищат ли котятки…») Как настоящая мать она страдает без своих детей, она ищет и находит их, рискуя жизнью. - Ребята, найдите в тексте слова, в которых автор говорит о кунице совсем как о человеке, потерявшем самое дорогое – семью («…Белогрудка осиротела…») - Что произошло с белогрудкиными котятами у мальчишек? (зачитываем по тексту) - Какое чувство стала испытывать Белогрудка к людям после того, как увидела, что её котёнка съела собака? (чувство ненависти, мести) - Найдем в тексте рассказа описание чувства мести («…в ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заплоте задавился старый пёс, съевший котёнка», «… Белогрудка совсем освирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу…», «…снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянули…», «…принялась разбойничать пуще прежнего…» и др.) - Найдем описание хитрости и жестокости мальчиков: «…выследили вереинские мальчишки…», «…следило несколько человеческих глаз…», «…стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая по носу…» и др. - Что говорили родители и охотники по поводу поступка мальчиков? (зачитываем по тексту: «Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут…», «Она не виновата. Её обидели, осиротили…») - Как вы думаете, почему случилось это вторжение, из-за которого рухнул мир маленького зверька? - Мальчишки намеренно хотели причинить зло природе, боль кунице? Вторгаясь в мир дикой природы, мы почти никогда не задумываемся о чувствах живых существ, населяющих этот мир, их мир. Значит причина всего происходящего – равнодушие, беспечное отношение ко всему живому. Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего занятия: «Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека», - говорил Саади. - Как вы понимаете данный эпиграф? - Чему научил вас этот рассказ, над чем заставил задуматься? Заключительное слово учителя. Все рассказы В.П. Астафьева пронизаны глубоким раздумьем о жизни, зле и добре, они наполнены любовью к родной природе. - Закончить урок хотелось бы отрывком из стихотворения Михаила Дудина «Берегите землю»: Берегите землю. Берегите Жаворонка в голубом зените. Бабочку на листьях повилики. На тропинке солнечные блики… Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите… Берегите землю! Берегите … И вот наше занятие подошло к концу. Я вам раздаю вот такие цветочки, ваша задача - нарисовать лицо и в нем указать свое настроение в улыбке. И потом ваши цветочки приклеить к доске и описать, почему именно вы нарисовали такую улыбку. Всем большое спасибо за занятие. Мне очень понравилось, как вы отвечали, какие вы были активные, молодцы! |