Тема: «Я поведаю вам свою боль…» (по рассказу В.П. Астафьева «Белогрудка»)
Цель: познакомить с биографией автора, его творческой деятельностью и содержанием его рассказа «Белогрудка».
Задачи:
Добрый день, добрый час,
Как я рада видеть вас.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Улыбнулись, потянулись.
Друг на друга поглядели.
И тихонько дружно сели.
- Здравствуйте, ребята!
- Сегодня у нас внеклассное занятие на тему "Я поведаю вам свою боль..." по рассказу Виктора Петровича Астафьева "Белогрудка".
- Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 году. Таких, как он, людей называют совестью нации. Это был очень честный, чуткий, непримиримо относившийся ко лжи и злу, требовательный, прежде всего к себе человек.
- Герои его книг - простые люди, а еще постоянный герой произведений Астафьева - природа. "Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказывала бабушка", - Пишет Виктор Петрович в своих воспоминаниях.
- Его детство было нелегким. Смерть матери, беспризорность, детдом. Чтобы как-то выжить в голодной деревне, помочь бабушке, рыбачил, ходил в лес по грибы и ягоды.
- С десяти лет он учился и воспитывался в интернате г. Игарка. Там он написал свой первый рассказ "Жив", который позже назвал "Васюткино озеро". Перед войной Виктор Петрович вернулся на родину. Он окончил ФЗО (фабричное заводское обучение) в г. Красноярске и работал составителем поездов.
- Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем ушел на фронт, попал на передовую, в самое пекло. Воинское звание - рядовой. Итак до самой победы - шофер, артразведчик, связист. Его дважды ранят, он получает контузию.
- На фронте будущий писатель встречает Марию Корякину, которая стала его женой. После войны Виктор Петрович жил в г. Чусовой на Урале. Там он начал свою литературную деятельность.
- Умер Виктор Петрович 29 ноября в 2001 году. Последние годы жизни писатель провел на родине в Сибири, на берегу Енисея, родном селе Овсянка, оставив в наследство своим читателям библиотеку в с. Овсянка и книги, которые не могут не волновать современного читателя.
- Вашему вниманию представляю выставку книг Виктора Петровича "Царь - рыба", "Стрижонок Скрип", "Бабушкин праздник", "Конь с розовой гривой", "Веселый солдат", "Ясным ли днем", "Васюткино озеро", "Перевал", "Кража".
- Ребята, сейчас я начну читать рассказ "Белогрудка", а вы следите внимательно. После меня кто - то будет читать из вас.
Словарная работа
- Понравился ли вам рассказ? (ответы учащихся)
- Что вам особенно понравилось?
- Дети, давайте сейчас ответим на вопросы по тексту, так же можно пользоваться текстом.
- Где происходят события рассказа? (сибирская деревушка Вереино)
- Кто являются героями рассказа? (куница, детеныши, мальчишки и др. люди)
- Как вы думаете, какие два мира изображены в рассказе? (мир людей, мир животных)
- Кого автор называет Белогрудкой? (белогрудая куница, зачитываем ее описание)
- Найдите в тексте описание чувства материнства. ("родила котят", "мать грела их своим телом", " трепетала, прильнув к котятам" и др.)
- Что однажды произошло с детенышами куницы? (их украли деревенские мальчишки…)
- И вновь мы видим чувства, присущие человеку – чувство отчаяния. Найдем их описание ("…метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять вверх…", "…Если бы Белогрудка умела кричать – закричала бы…", "…часами сидела на черемухе…", "…слушала – не запищат ли котятки…")
- Как настоящая мать она страдает без своих детей, она ищет и находит их, рискуя жизнью.
- Ребята, найдите в тексте слова, в которых автор говорит о кунице совсем как о человеке, потерявшем самое дорогое – семью. ("…Белогрудка осиротела…")
- Что произошло с белогрудкиными котятами у мальчишек? (зачитываем по тексту)
- Какое чувство стала испытывать Белогрудка к людям после того, как увидела, что ее котенка съела собака? (чувство ненависти, мести)
- Найдем в тексте рассказа описание чувства мести ("…в ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заплоте задавился старый пес, съевший котенка", "… Белогрудка совсем освирепела и стала появляться у домов даже днем и расправляться со всем, что было ей под силу…", "…снова пришла к тому дому, куда ее будто на поводе тянули…", "…принялась разбойничать пуще прежнего…" и др.)
- Найдем описание хитрости и жестокости мальчиков: "…выследили вереинские мальчишки…", "…следило несколько человеческих глаз…", "..стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щелкая по носу…" и др.
- Что говорили родители и охотники по поводу поступка мальчиков? (зачитываем по тексту: "Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут…", "Она не виновата. Ее обидели, осиротили…")
- Как вы думаете, почему случилось это вторжение, из-за которого рухнул мир маленького зверька?
- Мальчишки намеренно хотели причинить зло природе, боль кунице?
- Вторгаясь в мир дикой природы, мы почти никогда не задумываемся о чувствах живых существ, населяющих этот мир, их мир. Значит причина всего происходящего – равнодушие, беспечное отношение ко всему живому.
- Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего занятия: "Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека", - говорил Саади.
- Как вы понимаете данный эпиграф?
- Чему научил вас этот рассказ, над чем заставил задуматься?
- Все рассказы В.П. Астафьева пронизаны глубоким раздумьем о жизни, зле и добре, они наполнены любовью к родной природе.
- Закончить урок хотелось бы отрывком из стихотворения Михаила Дудина "Берегите землю".
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените.
Бабочку на листьях повилики.
На тропинке солнечные блики…
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите…
Берегите землю! Берегите …
- Ребята, наше занятие подошло к концу. Я вам раздаю вот такие цветочки, ваша задача - нарисовать лицо и в нем указать свое настроение в улыбке.
- И потом ваши цветочки приклеить к доске и описать, почему именно вы нарисовали такую улыбку.
- Всем большое спасибо за занятие. Мне очень понравилось, как вы отвечали, какие вы были активные, молодцы!