Конспект внеурочного мероприятия «Я поведаю вам свою боль…» 4 класс

Авторы: Коптенок Кристина Александровна - студентка, Григорьева Галина Николаевна - преподаватель филологических дисциплин. ОГБПОУ "Сенгилеевский педагогический техникум" г. Сенгилей

Тема: «Я поведаю вам свою боль…» (по рассказу В.П. Астафьева «Белогрудка»)

Направление деятельности: научно - познавательное

Цель: познакомить с биографией автора, его творческой деятельностью и содержанием его рассказа «Белогрудка»;

Задачи: формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; развитие интереса к самому процессу чтения и потребности читать; введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно – эстетических ценностей; развитие устной и письменной речи, творческих способностей детей; приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико – литературными понятиями.

УУД:

Личностные:

- формируем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
- формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

Метапредметные:

Регулятивные:

- формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

- формируем умение слушать и понимать других;
- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- формируем умения оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

- формируем умения извлекать информацию из текста; формируем умения находить ответы на вопросы из текста.

Оборудование: записи на доске, портрет писателя, книги, карточки со словами, слова, выставка книг писателя, листочки для рефлексии.

Оформление доски: записи, портрет писателя.

План занятия:

1.Организационно – мотивационный:

а) приветствие, сообщение темы цели;
б) проверка готовности.

2. Деятельностно – мотивационный:

а) знакомство с творческой деятельностью писателя (биография, книжная выставка);
б) беседа по вопросам;
в) чтение художественного текста комбинированным способом;
г) проверка восприятия (понравился ли рассказ; а что особенно понравилось; ответы на вопросы по тексту).

3. Оценочная – рефлексия:

а) какие книги написал Виктор Петрович?
б) мне хотелось бы наше занятие закончить стихотворением;
в) понравилось ли вам занятие?
Ход занятия

Этапы:

Деятельность учителя:

1.Организационно-мотивационный этап.

 

 

 

 

 

2.Деятельностно-операционный этап.

 

 

Добрый день, добрый час,

Как я рада видеть вас.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Улыбнулись, потянулись.

Друг на друга поглядели.

И тихонько дружно сели.

Здравствуйте, дети! Это внеклассное занятие проведу у вас я. Меня зовут Кристина Александровна. Тема нашего занятия «Я поведаю вам свою боль...» (по рассказу «Белогрудка» В.П. Астафьева) Сегодня мы познакомимся с биографией Астафьева Виктора Петровича и рассказом «Белогрудка».

Биография:

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 году. Таких, как он, людей называют совестью нации. Это был очень честный, чуткий, непримиримо относившийся ко лжи и злу, требовательный, прежде всего к себе человек. Герои его книг - простые люди, а еще постоянный герой произведений Астафьева - природа. «Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказывала бабушка», - Пишет Виктор Петрович в своих воспоминаниях. Его детство было нелегким. Смерть матери, беспризорность, детдом. Чтобы как-то выжить в голодной деревне, помочь бабушке, рыбачил, ходил в лес по грибы и ягоды.

      С десяти лет он учился и воспитывался в интернате г. Игарка. Там он написал свой первый рассказ «Жив», который позже назвал «Васюткино озеро». Перед войной Виктор Петрович вернулся на родину. Он окончил ФЗО (фабричное заводское обучение) в г. Красноярске и работал составителем поездов.

      Осенью 1942г. В.П.Астафьев добровольцем ушел на фронт, попал на передовую, в самое пекло. Воинское звание - рядовой. Итак, до самой победы - шофер, артразведчик, связист. Его дважды ранят, он получает контузию.

      На фронте будущий писатель встречает Марию Корякину, которая стала его женой. После войны Виктор Петрович жил в г. Чусовой на Урале. Там он начал свою литературную деятельность.

Умер Виктор Петрович 29 ноября в 2001году.  Последние годы жизни писатель провел на родине в Сибири, на берегу Енисея, родном селе Овсянка, оставив в наследство своим читателям библиотеку в с. Овсянка и книги, которые не могут не волновать современного читателя.

Вашему вниманию представляю выставку книг Виктора Петровича «Царь - рыба», «Стрижонок Скрип», «Бабушкин праздник», «Конь с розовой гривой», «Веселый солдат», «Ясным ли днём», «Васюткино озеро», «Перевал», «Кража».

Тест:

1. Когда ушел из жизни Виктор Петрович? (в 2001 году)

2. Какой он был человек? (чуткий, честный, требовательный)

3. К чему он относился непримиримо? (ко лжи и злу)

4. Какой у Виктора Петровича был первый рассказ? («Жив», но потом он его назвал «Васюткино озеро».

5. Как звали его будущую жену? (Мария Корякина).

6. Где жил последние годы Виктор Петрович? (на родине в Сибири, на берегу Енисея, в селе Овсянка).

7. Что оставил он в наследство своему селу? (библиотеку).

Сейчас я начну читать рассказ «Белогрудка», а вы следите внимательно. После меня кто - то будет читать из вас.

Словарная работа:

Косого – это склон горы или холма.

Густолесье – густой лес.

Трепетать – испытывать сильное волнение от каких-либо переживаний.

Метаться – суетливо в волнении двигаться в разных направлениях.

Пихта – хвойное дерево, семейства сосновых.

Крынка – глиняный сосуд с широким горлом для молока.

Простофиля – глупый, несообразительный человек.

Понравился ли вам рассказ? Что вам особенно понравилось?

Дети, давайте сейчас ответим на вопросы по тексту, так же можно пользоваться текстом:

- Где происходят события рассказа? (сибирская деревушка Вереино (зачитывается по тексту описание)

- Кто являются героями рассказа? (куница, детёныши, мальчишки и др. люди)

- Как вы думаете, какие два мира изображены в рассказе (мир людей, мир животных)

- Кого автор называет Белогрудкой? (белогрудая куница, зачитываем её описание)

- Найдите в тексте описание чувства материнства («родила котят», «мать грела их своим телом», «трепетала, прильнув к котятам» и др.)

- Что однажды произошло с детенышами куницы? (их украли деревенские мальчишки…)

И вновь мы видим чувства, присущие человеку – чувство отчаяния. Найдем их описание («…метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять вверх…», «…Если бы Белогрудка умела кричать – закричала бы…», «…часами сидела на черёмухе…», «…слушала – не запищат ли котятки…»)

Как настоящая мать она страдает без своих детей, она ищет и находит их, рискуя жизнью.

- Ребята, найдите в тексте слова, в которых автор говорит о кунице совсем как о человеке, потерявшем самое дорогое – семью («…Белогрудка осиротела…»)

- Что произошло с белогрудкиными котятами у мальчишек? (зачитываем по тексту)

- Какое чувство стала испытывать Белогрудка к людям после того, как увидела, что её котёнка съела собака? (чувство ненависти, мести)

- Найдем в тексте рассказа описание чувства мести («…в ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заплоте задавился старый пёс, съевший котёнка», «… Белогрудка совсем освирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу…», «…снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянули…», «…принялась разбойничать пуще прежнего…» и др.)

- Найдем описание хитрости и жестокости мальчиков: «…выследили вереинские мальчишки…», «…следило несколько человеческих глаз…», «…стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая по носу…» и др.

- Что говорили родители и охотники по поводу поступка мальчиков? (зачитываем по тексту: «Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут…», «Она не виновата. Её обидели, осиротили…»)

- Как вы думаете, почему случилось это вторжение, из-за которого рухнул мир маленького зверька?

- Мальчишки намеренно хотели причинить зло природе, боль кунице?

Вторгаясь в мир дикой природы, мы почти никогда не задумываемся о чувствах живых существ, населяющих этот мир, их мир.

Значит причина всего происходящего – равнодушие, беспечное отношение ко всему живому.

Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего занятия: «Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека», - говорил Саади.

- Как вы понимаете данный эпиграф?

- Чему научил вас этот рассказ, над чем заставил задуматься?

Заключительное слово учителя.

Все рассказы В.П. Астафьева пронизаны глубоким раздумьем о жизни, зле и добре, они наполнены любовью к родной природе.

- Закончить урок хотелось бы отрывком из стихотворения Михаила Дудина «Берегите землю»:

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените.

Бабочку на листьях повилики.

На тропинке солнечные блики…

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите…

Берегите землю! Берегите …

И вот наше занятие подошло к концу. Я вам раздаю вот такие цветочки, ваша задача - нарисовать лицо и в нем указать свое настроение в улыбке. И потом ваши цветочки приклеить к доске и описать, почему именно вы нарисовали   такую улыбку.

Всем большое спасибо за занятие. Мне очень понравилось, как вы отвечали, какие вы были активные, молодцы!