Логопедическое занятие для учащихся 2 класса "Гласные и - ы"

Цель логопедического занятия: научить детей дифференцировать звуки [и], [ы] и буквы и, ы.

Задачи:

  • учить различать звуки [и], [ы];
  • развивать фонематическое восприятие и внимание, навыки слогового анализа, связную речь.

Ход занятия

Орг. момент

Приветствие детей, подготовка к занятию.

Игра с мячом

- Назови столько раз звук А, О, … сколько в слове гласных.
А – герой, О – салазки, Ы – пшеница, Э – дежурный, У – иней , И – месяц.

- Все слова понятны вам?

  • Иней – тонкий снежный слой, образующийся благодаря испарениям с охлаждающейся поверхности земли холодной ночь.
  • Салазки – маленькие саночки.

Основная часть

- Посмотрите на экран, какие картинки там изображены? (мышка и мишка)
- Какими буквами отличаются эти слова? (ы - и)
- Тема нашего занятия - пара гласных Ы – И. Запишите число и тему в тетрадь.

- Вспомните, как каждая из гласных влияет на согласную, стоящую перед ней? (И - смягчает, Ы – делает твёрдой)

Активация слухового внимания

- Ребята, я буду произносит слоги, запишите в тетрадь только тте, где есть гласные Ы – И: пы, ро, ас, ти, ня, ли, мы, гу, вы, рю, ки.
- Назовите, что записали, почему это слоги? (в них есть гласная)

Активация словарного запаса

- Придумайте и запишите на доске слова, начинающиеся на эти слоги. Как разделить слово на слоги? (сколько ... слогов)
- Дети по одному выходят к доске, записывают слово, делят на слоги, над согласными перед гласными Ы – И ставят магнитик. (зеленый или синий)

Работа над фонематическим восприятием

Зарисуйте в тетради таблицу.

1

2

3

Ы

И

ЫИ

- Назвать картинки, показываю, они по цепочке называют.
- Все картинки необходимо распределить на 3 столбика, самостоятельно, не торопимся, пишем цветными ручками. (Проверяем кто, что куда написал)

Вставьте И или Ы , чтобы стало понятно о чём это предложение.

..з труб.. ..дёт густой д..м.
У маш..н.. нов..е ш..н...

З..мой р..ба ушла на дно рек... М..ша и В..тя – мал..ш...
Н..на сама собрала в лесу р..ж..к...

Отработка грамматического понятия

- Вспомните как звучит правили с сочетаниями "жи – ши".
На доске кроссворд, дети отгадывают загадку и записывают на доске.
- Молодцы!

Активизация слухового и зрительного внимания

Карточки. На карточках в словах подставьте сочетание ЖИ или ШИ. Дети выполняют задание на карточках. Проверка.

Ма...на, е..., ...ны, у..., стри..., ду...стые, ...тели, кув...н, лы..., ...шки, ле...т, ...ть, пи..., но...
Мор..., бе...т, ре...ть, слу...ть, ё...к, чи...к, ры...й, ...р, шала..., ...п, лу..., пу...нка, сне...нка, ланды...

Активизация слухового внимания

- Я буду диктовать предложение, запишите в тетрадь только буквы Ы или И.

  1. У Миши собаки рычат на чужих. (ИИ И Ы И)
  2. Дочурка Мила кормила жирафа щавелем (И И И)

Или полная запись, с объяснением орфограмм на ЖИ и ШИ, ЧА и ЩА, ЧУ и ЩУ.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!