Цель урока: освоить способы изготовления красок из природного материала.
Задача: научить детей проводить эксперименты с получением красок из подручных материалов.
- Ребята, посмотрите на свои рабочие места и подумайте, что для вас приготовили на партах? (Дети перечисляют оборудование на своих партах)
- Как вы думаете, что можно приготовить из данных предметов и веществ? (Ответы детей)
- Посмотрите, что я держу в руках ? (Учитель показывает кисточку)
- Что можно делать используя данный предмет? (Можно красить и раскрашивать, рисовать)
- Верно, можно красить.Но у нас с собой нет красок. Как нам быть? (Сделаем свои краски)
- Действительно, сегодня мы будем создавать свои краски, назовем их "волшебными".
- А делать мы их будем из подручных материалов, которые лежат у вас на партах.
- Как вы думаете, сколько лет назад появились краски?
- Сегодня нам предстоит выяснить ответ на данный вопрос.
- Давайте сформулируем цель и задачи нашей совместной работы...
- Прежде чем мы начнем работать над созданием "волшебных" красок и их оттенков, нам нужно ответить на несколько вопросов.
- Когда появились первые краски?
- Из чего делали краски раньше?
- Помогут в решении данных вопросов мои помощники - Настя, Вероника и Амир.
- Ребята проанализировали информацию по теме "История красок" и узнали много интересных фактов.
Выступают ребята. Идет презентация
Настя: перед началом создания нашего проекта мы решили узнать, из чего раньше делали краски. Мы узнали, что в первобытные времена древние охотники считали, что для того добыть на охоте мамонта или оленя, надо их нарисовать.
Причем рисовать нужно так, чтобы изображение не исчезло, не стерлось. И древние художники высекали острыми камнями очертания рисунка, а потом в эти борозды втирали глину, перемешанную с жиром.
Так появилась самая первая краска – глина, ведь она бывает разных оттенков (красная, желтая, белая) Лучше всего красочные рисунки сохранились в пещерах и дошли до наших дней. Самому древнейшему пещерному рисунку насчитывается 17 тыс. лет!
Вероника: разноцветные минералы ярких оттенков привлекали древних людей своей красотой. И человек придумал растереть их в порошок при помощи камней и добавить в него жир для прочности и стойкости краски.
Первыми минеральными красками были:
Такие минеральные краски долго сохли на поверхности камней, но зато и сохранились на тысячелетия!
Амир: по мере развития человека его требования к краскам увеличивались. Людям хотелось получать более стойкие и яркие цвета для разукрашивания оружия, кожаных щитов, а позже и тканей. Для окрашивания материи научились применять растения:
Растения выдерживались в воде сутки, затем ее нагревали и процеживали, после чего ткань кипятили в полученной краске, полоскали и сушили. Иногда для получения более яркого цвета требовалось повторить процесс не раз, но зато цвета потом не выгорали со временем. Одним словом, у любой краски есть своя история.
- Спасибо ребятам за интересную информацию. Проверим. Что вы запомнили из их рассказа.
- Как давно появились первые краски? (Более 17 тысяч лет назад)
- Из чего раньше делали краски? (Из минералов и растений)
- Вот мы ответили на одни из главных вопросов сегодняшнего урока. Остается проверить, как нам самим сделать краски из подручных материалов.
- Сегодня мы будем работать в парах. Прежде чем начнется проведение опытов, давайте вспомним правила поведения во время экспериментов.
Опыт № 1
- Опустите кисть в сок со свеклой. Намоченной кисточкой проведите линию по листку с орнаментом. Какой цвет у вас получился? (Варианты ответов)
Опыт № 2
- Смешайте сок свеклы с соком апельсина в отдельной емкости. Мокните кисточку и обведите орнамент. Какой цвет у вас получился?
Опыт № 3
- Макните кисточку в сок ягод. Проведите линию на орнаменте. Какой цвет у вас получился?
Опыт № 4
- Макните кисточку в растворенный кофе. Проведите линию. Какой цвет у вас получился?
Опыт № 5
- Смешайте сок ягод и растворенный кофе в отдельной емкости. Проведите линию по орнаменту. Какой цвет у вас получился?
- Мы проделали с вами интересную практическую работу, давайте сделаем вывод.
- Вспомните, какая цель была поставлена перед нами в начале занятия? (Узнать, как изготавливали краски в древние времена)
- Цель занятия достигнута? Докажите. (Дети отвечают на вопросы учителя)
- Какие перед нами стояли задачи? (Перечисляют задачи урока)
- Докажите, что данные задачи выполнены. Покажите свои рисунки. (Дети прикрепляют выполненные рисунки на доску)
- Оценим свою работу на занятии и раскрасим палитру.
- Спасибо за занятие! Вы молодцы!