Конспект внеурочного занятия в 3 классе "Волшебные краски"

Цель урока: освоить способы изготовления красок из природного материала.

Задача: научить детей проводить эксперименты с получением красок из подручных материалов.

Ход урока

Актуализация знаний

- Ребята, посмотрите на свои рабочие места и подумайте, что для вас приготовили на партах? (Дети перечисляют оборудование на своих партах)
- Как вы думаете, что можно приготовить из данных предметов и веществ? (Ответы детей)
- Посмотрите, что я держу в руках ? (Учитель показывает кисточку)

- Что можно делать используя данный предмет? (Можно красить и раскрашивать, рисовать)
- Верно, можно красить.Но у нас с собой нет красок. Как нам быть? (Сделаем свои краски)
- Действительно, сегодня мы будем создавать свои краски, назовем их "волшебными".

- А делать мы их будем из подручных материалов, которые лежат у вас на партах.
- Как вы думаете, сколько лет назад появились краски?
- Сегодня нам предстоит выяснить ответ на данный вопрос.

- Давайте сформулируем цель и задачи нашей совместной работы...

  • узнать, как изготавливали краски в древние времена;
  • проанализировать информацию по данной тематике;
  • провести эксперимент по изготовлению красок;
  • нарисовать орнамент используя приготовленные краски.

Теоретическая часть

- Прежде чем мы начнем работать над созданием "волшебных" красок и их оттенков, нам нужно ответить на несколько вопросов.
- Когда появились первые краски?
- Из чего делали краски раньше?

- Помогут в решении данных вопросов мои помощники - Настя, Вероника и Амир.
- Ребята проанализировали информацию по теме "История красок" и узнали много интересных фактов.

Выступают ребята. Идет презентация

Настя: перед началом создания нашего проекта мы решили узнать, из чего раньше делали краски. Мы узнали, что в первобытные времена древние охотники считали, что для того добыть на охоте мамонта или оленя, надо их нарисовать.

Причем рисовать нужно так, чтобы изображение не исчезло, не стерлось. И древние художники высекали острыми камнями очертания рисунка, а потом в эти борозды втирали глину, перемешанную с жиром.

Так появилась самая первая краска – глина, ведь она бывает разных оттенков (красная, желтая, белая) Лучше всего красочные рисунки сохранились в пещерах и дошли до наших дней. Самому древнейшему пещерному рисунку насчитывается 17 тыс. лет!

Вероника: разноцветные минералы ярких оттенков привлекали древних людей своей красотой. И человек придумал растереть их в порошок при помощи камней и добавить в него жир для прочности и стойкости краски.

Первыми минеральными красками были:

  • охра – глина с примесью железа, бывает желтого, коричневого, красноватого цветов;
  • лазурит – матовый минерал от синего до голубовато-серого цвета;
  • киноварь – ртутный минерал алой расцветки;
  • сурик – красный или бурый железняк, дает оранжевый, красный, коричневый цвет;
  • уголь – для получения черной краски.

Такие минеральные краски долго сохли на поверхности камней, но зато и сохранились на тысячелетия!

Амир: по мере развития человека его требования к краскам увеличивались. Людям хотелось получать более стойкие и яркие цвета для разукрашивания оружия, кожаных щитов, а позже и тканей. Для окрашивания материи научились применять растения:

  • желтый цвет давали ольховая кора, молочай;
  • коричневый – скорлупа грецких орехов, луковая шелуха;
  • красную краску давали ягоды.

Растения выдерживались в воде сутки, затем ее нагревали и процеживали, после чего ткань кипятили в полученной краске, полоскали и сушили. Иногда для получения более яркого цвета требовалось повторить процесс не раз, но зато цвета потом не выгорали со временем. Одним словом, у любой краски есть своя история.

- Спасибо ребятам за интересную информацию. Проверим. Что вы запомнили из их рассказа.
- Как давно появились первые краски? (Более 17 тысяч лет назад)

- Из чего раньше делали краски? (Из минералов и растений)
- Вот мы ответили на одни из главных вопросов сегодняшнего урока. Остается проверить, как нам самим сделать краски из подручных материалов.

Практическая часть

- Сегодня мы будем работать в парах. Прежде чем начнется проведение опытов, давайте вспомним правила поведения во время экспериментов.

  1. не пробовать ничего на вкус;
  2. соблюдать порядок на рабочем месте;
  3. действовать по инструкции учителя;
  4. не толкать друг друга и не торопиться;
  5. не нюхать сосуды и не наклоняться над ними и т.п.

Опыт № 1
- Опустите кисть в сок со свеклой. Намоченной кисточкой проведите линию по листку с орнаментом. Какой цвет у вас получился? (Варианты ответов)

Опыт № 2
- Смешайте сок свеклы с соком апельсина в отдельной емкости. Мокните кисточку и обведите орнамент. Какой цвет у вас получился?

Опыт № 3
- Макните кисточку в сок ягод. Проведите линию на орнаменте. Какой цвет у вас получился?

Опыт № 4
- Макните кисточку в растворенный кофе. Проведите линию. Какой цвет у вас получился?

Опыт № 5
- Смешайте сок ягод и растворенный кофе в отдельной емкости. Проведите линию по орнаменту. Какой цвет у вас получился?

Подведение итогов

- Мы проделали с вами интересную практическую работу, давайте сделаем вывод.
- Вспомните, какая цель была поставлена перед нами в начале занятия? (Узнать, как изготавливали краски в древние времена)

- Цель занятия достигнута? Докажите. (Дети отвечают на вопросы учителя)
- Какие перед нами стояли задачи? (Перечисляют задачи урока)
- Докажите, что данные задачи выполнены. Покажите свои рисунки. (Дети прикрепляют выполненные рисунки на доску)

Рефлексия

- Оценим свою работу на занятии и раскрасим палитру.

  • если вы считает, что хорошо поработали на уроке, цель и задачи вами достигнуты, прикрепляете зеленый кружок;
  • если вы считаете, что не все у вас сегодня на уроке получилось, цель и задачи до конца не достигнуты, прикрепляете голубой кружок;
  • если вы считаете, что на занятии у вас ничего не получилось, тогда прикрепляем красный кружок.

- Спасибо за занятие! Вы молодцы!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!