Конспект логопедического занятия в коррекционной группе "Формирование слышания звука [ф]"

Ход занятия

Активизация слухового внимания

- Здравствуйте, ребята!
- Сегодня на занятии вам нужно быть очень внимательными, ведь мы будем учиться слушать звуки. Вы готовы? (Включается аудиозвук "Ветер")
- Что вы только что услышали? (шум ветра)

- Верно! А какой звук услышали?
- Да! Давайте пошумим как ветер. (Совместно произносим звук [ф])

- Молодцы! Сегодня мы будем учиться слушать именно этот звук. Звук [ф].
- Поможет вам в этом наш гость-ветерок, он пришел к нам на занятие.

ВетерокВетерок

- Послушайте стихотворение про нашего героя.

Дует свежий ветерок,
Дует прямо на восток,
Гонит облака по небу,
Будет дождичек к обеду.

- Какое слово повторилось дважды? (дует)
- Верно! Молодцы!

Формирование слышания звука в ряду отдельных звуков

- А сейчас поиграем. Хлопните в ладоши, когда услышите звук [ф].
- Будьте внимательны, смотрите на мой рот, как он двигается.

Открытая утрированная артикуляция: Ф-д-н-ф-м-в-ф-в’-с-ш-ф-х-в-ф’-ф

- Послушайте еще раз, топните, если услышите звук [ф].
Закрытая артикуляция (рот прикрыт листком или картинкой): Ф-д-н-ф-м-в-ф-в’-с-ш-ф-х-в-ф’-ф

Формирование умения слышать и различать звуки в слогах

- Продолжаем играть. Наш гость – ветерок, захотел поиграть в салочки, будем ловить звук [ф].
- Чтобы его поймать, нужно внимательно смотреть и слушать.
- Смотрите на мой рот, как работают губы, хлопайте, если услышали звук [ф].

Открытая утрированная артикуляция

  • Аф-уд-ит-ыр-оф-оп-уф-ук-аш-иф-ох-ифь-аф
  • Фа-ры-ду-фо-ма-ву-фы-си-шу-фу-хи-фи-фо

- Молодцы! Вы смогли поймать ветерок.
- А теперь ветерок захотел поиграть в прятки. Сейчас вы закроете глазки ладошками и будете открывать их, когда услышите звук [ф].
Вы готовы искать ветерок? (Используются слоговые ряды выше)

Формирование умения слышать и различать звуки в словах

- Мы с вами нашли ветерок, вы молодцы. Теперь у каждого из вас на парте есть ветерок. (раздать карточки с изображением ветерка детям)
- Послушайте слова, поднимите карточку, если услышите звук [ф].

  • Флаг, джем, фрукт, знаток, Африка, спорт, шлем, фломастер, хвастун рвать, звезды.
  • Жираф, клоун, говорим, шкаф, чужих, шарф, любовь, пуф.
  • Вафли, подруга, кофта, мошка, чихнул, зверь, туфли.
  • Фантик, норка, домик, фонарь, сюрприз, фокус, шуметь, хитрый, виноград, ферма, футбол.
  • В шкафу, купила, домино, арфа, морковь.
  • Жадина, телефон, кулон, находка, сарафан, конфета, повар, дверь, кефир, шифон.

- Молодцы!

Если дети ошибочно выделяют звук [ф] в словах, где его нет или не услышали звук [ф], используем прием интонирование, доказываем наличие или отсутствие звука ф]в слове. Например, дети ошибочно выделили в слове -дверь- звук [ф], интонируем слово, выделяем звуки.

- Есть ли в слове дверь звук [ф]?
- Нет! Там звук [в’]. Звуки [в’] [ф] похожи, но это разные звуки. [в’]- участвует голос, [ф]- слышим только шум.

- Молодцы! Посмотрите на доску, к нам приехал паровоз. У него есть для вас задание. (На доску вывешивается паровоз с карманами, у детей на парте карточки)

Паровоз с карманамиПаровоз с карманами

Паровоз: Ребята, помогите мне собрать слова по моим вагончикам.

  1. В первом вагоне едут слова со звуком [ф] в начале слова. (Педагог обводит окошко со звуком)
  2. Во втором вагончике едут слова, где звук [ф] в середине.
  3. В третьем - едут слова, где звук [ф] в конце слова.

- Ребята поможем паровозику? (дети выходят к доске и вставляют карточку в вагон)
Например, дети не могут определить позицию звука [ф] в слове вафли.
- Давайте заселим слово "вафли" в домик.

- Вот домик для этого слова, в доме две комнаты.

Заселим слово

- Произносим 1 звук (совместно) [в]
- Какой звук произносили? (обводит 1 О)
- Произносим 2 звук (совместно) [а]

- Какой звук тянули? (обводит 2 О)
- Произносим 3 звук (совместно) [ф]
- Какой звук произносили? (обводит 3 О)

- Произносим 4 звук (совместно) [л’]
- Какой звук тянули? (обводит 4 О)
- Произносим 5 звук (совместно) [и]

- Какой звук произносили? (обводит 5 О)
- Есть в слове звук [ф]? Где он находится? (Ваф-ф-ф-ли)

- Молодцы! Спасибо за урок.

Размер:
79.63 Kb
Скачали:
4