Активизация слухового внимания
- Здравствуйте, ребята!
- Сегодня на занятии вам нужно быть очень внимательными, ведь мы будем учиться слушать звуки. Вы готовы? (Включается аудиозвук "Ветер")
- Что вы только что услышали? (шум ветра)
- Верно! А какой звук услышали?
- Да! Давайте пошумим как ветер. (Совместно произносим звук [ф])
- Молодцы! Сегодня мы будем учиться слушать именно этот звук. Звук [ф].
- Поможет вам в этом наш гость-ветерок, он пришел к нам на занятие.
- Послушайте стихотворение про нашего героя.
Дует свежий ветерок,
Дует прямо на восток,
Гонит облака по небу,
Будет дождичек к обеду.
- Какое слово повторилось дважды? (дует)
- Верно! Молодцы!
- А сейчас поиграем. Хлопните в ладоши, когда услышите звук [ф].
- Будьте внимательны, смотрите на мой рот, как он двигается.
Открытая утрированная артикуляция: Ф-д-н-ф-м-в-ф-в’-с-ш-ф-х-в-ф’-ф
- Послушайте еще раз, топните, если услышите звук [ф].
Закрытая артикуляция (рот прикрыт листком или картинкой): Ф-д-н-ф-м-в-ф-в’-с-ш-ф-х-в-ф’-ф
- Продолжаем играть. Наш гость – ветерок, захотел поиграть в салочки, будем ловить звук [ф].
- Чтобы его поймать, нужно внимательно смотреть и слушать.
- Смотрите на мой рот, как работают губы, хлопайте, если услышали звук [ф].
Открытая утрированная артикуляция
- Молодцы! Вы смогли поймать ветерок.
- А теперь ветерок захотел поиграть в прятки. Сейчас вы закроете глазки ладошками и будете открывать их, когда услышите звук [ф].
Вы готовы искать ветерок? (Используются слоговые ряды выше)
- Мы с вами нашли ветерок, вы молодцы. Теперь у каждого из вас на парте есть ветерок. (раздать карточки с изображением ветерка детям)
- Послушайте слова, поднимите карточку, если услышите звук [ф].
- Молодцы!
Если дети ошибочно выделяют звук [ф] в словах, где его нет или не услышали звук [ф], используем прием интонирование, доказываем наличие или отсутствие звука ф]в слове. Например, дети ошибочно выделили в слове -дверь- звук [ф], интонируем слово, выделяем звуки.
- Есть ли в слове дверь звук [ф]?
- Нет! Там звук [в’]. Звуки [в’] [ф] похожи, но это разные звуки. [в’]- участвует голос, [ф]- слышим только шум.
- Молодцы! Посмотрите на доску, к нам приехал паровоз. У него есть для вас задание. (На доску вывешивается паровоз с карманами, у детей на парте карточки)
Паровоз: Ребята, помогите мне собрать слова по моим вагончикам.
- Ребята поможем паровозику? (дети выходят к доске и вставляют карточку в вагон)
Например, дети не могут определить позицию звука [ф] в слове вафли.
- Давайте заселим слово "вафли" в домик.
- Вот домик для этого слова, в доме две комнаты.
- Произносим 1 звук (совместно) [в]
- Какой звук произносили? (обводит 1 О)
- Произносим 2 звук (совместно) [а]
- Какой звук тянули? (обводит 2 О)
- Произносим 3 звук (совместно) [ф]
- Какой звук произносили? (обводит 3 О)
- Произносим 4 звук (совместно) [л’]
- Какой звук тянули? (обводит 4 О)
- Произносим 5 звук (совместно) [и]
- Какой звук произносили? (обводит 5 О)
- Есть в слове звук [ф]? Где он находится? (Ваф-ф-ф-ли)
- Молодцы! Спасибо за урок.